Учение Живой Этики – формулирующая сила духовного облика России и всего мира

Н. Зальцман
Общество Агни Йоги,
Израиль

«Каждый век проводится особый вид Йоги по физическому состоянию мира. Нельзя приложить элемент земли там, где требуется огненное исцеление» [1].

Появление когда-то материального человека, Адама, ознаменовалось появлением для европейца Библии. «Бен Адам» – «человек» на иврите, в точном переводе означает «сын земли», то есть сын материи. Исходя из возможностей восприятия человеком материального, и давались определенные знания. Наступление Эпохи Огня ознаменовалось изменением материальной природы человека. Это отразилось и в самом слове «человек», принадлежащем уже русскому языку, и в понятиях, вложенных в него: «вечное чело», «вечная душа», «вечный ученик», – что одновременно указует и на его бессмертную сущность, и на эволюционный путь как путь ученичества, и на иерархическое построение мира. Ученичество на всех этапах восхождения бесконечно. «Нужно дать цепь Учителей, из которых каждый будет учеником высшего» [2].

«Ученик готов – готов ему и учитель», поэтому дается Агни Йога, посредством которой с нами говорят Учителя. Пришло время познания огненной мощи. Духовные законы должны стать нашей «плотью и кровью». Только их восприятие может преобразовать нашу материальную сущность, подняв ее до уровня, соответствующего будущему этапу человечества – эпохе духовного процветания.

Живая Этика дает самое главное: духовные категории из разряда отвлеченных переводит в жизнь каждого из нас, предлагая начать с того, чтобы «положить четыре камня» в основание действий наших. Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим» [3].

Мы увидим не только их непреложность в наступившее переломное время, но и их жизненность, получение видимых следствий. То есть проследим путь от теории к практике.

Итак, Иерархия. Это «спасительный якорь человечества», как называет Учителей, служителей Света, Елена Ивановна Рерих. Их высочайшая ступень развития, их мужество и самопожертвование, их терпение в нахождении всевозможных форм передачи Знания и истин, без восприятия которых мы просто погибнем, поистине невероятны. Наше соприкосновение с семьей Рерихов, с кем бы из них и в какой бы области культуры оно ни происходило, и есть приобщение к Иерархии. Речь идет о почитании как естественном чувстве по отношению к Знанию и той ответственности за нас, которую приняли на свои плечи Учителя. В почитании присутствуют такие элементы, как доверие и любовь – необходимое условие в отношениях ученика и Учителя.

С тех самых пор, как мы начинаем осознавать существование Иерархии Света, и в устремлении к ней создается Серебряная нить, то есть энергетический канал обоюдной связи и ответственности, возникает понимание второго камня основания – Сознания единения. Это упрочение наших сил, это стремительное духовное развитие, это начало восприятия этических норм как непреложных объективных законов, а не как поведения отдельного интеллигентного человека, встающего над грубостью общества.

Почему мы можем уповать на стремительное развитие каждого из нас и общества в целом? Сознание единения приводит к согласованности в действиях, в мыслях, порождая эффект резонанса, дающий скачок в развитии нашего духовного облика.

Но эти два первых камня невозможны без третьего – Сознания соизмеримости. Речь идет о месте человека в мироздании, о соотношении личного блага и общественного, о сердечной боли не за себя, а за человечество, об умении увидеть свое благо лишь в гармонии с общим, и при этом не раствориться, не принизить себя и свою роль во вселенском энергетическом процессе, а говоря проще, в жизни. Установка «моя хата с краю» меняется на сопричастность творческому процессу изменения энергетики Земли.

Четвертый камень – «не Господом моим, но Господом твоим и, вместе, к Единому» актуален сейчас особенно. Когда в Учении упоминаются религиозные войны как самые страшные – это одно, но когда каждую минуту конкретный мир, в котором мы существуем, может рухнуть из-за религиозного фанатизма – это берет за живое, сталкивая нас лицом к лицу с проблемой, которую каждый должен решить сам для себя, обретя возможность восприятия любых верований, поняв Единство их основ и источника. Здесь уместно вспомнить слова Учителя: «Удивлялся недавно спору между последователями Жанны д'Арк, Сергия и Моисея. Каждый уверял, что его Предстатель не согласуется с другими. Между тем, зная истину, прискорбно было слушать эти выдумки, сочиненные для разъединения... Теперь вообразите, что знающие истину пойдут дружно и объединят мысли. Какая мощь получится здесь, на Земле, несмотря на все давление атмосферы» [4]. Слова Учителя возвращают ко второму камню – Сознании единения и его силы.

Следующим этапом в постижении мира является осознание трех миров. Я, живя в Израиле, люблю задавать израильтянам один вопрос: что означает «Звезда Давида» или, дословно в переводе с иврита, «Щит Давида» – два треугольника, переплетающиеся друг с другом. Я не буду углубляться в многочисленные гематрии, почерпнуть которые можно во многих источниках, начиная от Упанишад и Пифагора и кончая «Тайной Доктриной» Е.П.Блаватской и современными толкователями Каббалы и буддийских легенд. Но одну из них, наглядно демонстрирующую законы бытия, приведу.

Первый треугольник как символ триединства миров – физического, астрального и ментального, – или тела, души и духа. Второй треугольник, переплетающийся с первым, указует на взаимопроникновение этих миров друг в друга. То есть процессы, происходящие в духовном или душевном мире, отражаются, в конце концов, в мире физическом и наоборот. Каждый может припомнить в своей жизни эпизоды, когда он забывал о физической боли, озаренный вспышкой внезапной радости, или когда мрачное настроение приводило к плохому самочувствию. Теперь, после осознания этой зависимости, мы должны понять, что в этих мирах, как и во всем, существует Иерархия, то есть материя и энергия мысли мощнее, пластичнее, нежели материя и энергия чувств, и уж в самом конце идет физический, проявленный мир. Если мы признаем лишь нашу физику, то нарушаем закон мироздания. А, как вы понимаете, «незнание закона не освобождает от ответственности». И тут мы вспоминаем, что внутри этого знака есть точка, составляющая совместно с предыдущей цифрой 6 (2 треугольника или 6 лучей звезды) число 7, то есть семь принципов в человеке. В данном контексте центральная точка указует на человека, который благодаря этому седьмому принципу становится творческой личностью, воспринимая свое существование одновременно во всех трех мирах и умея управлять ими в своем микрокосме. Следующий этап – осознание взаимосвязи с макрокосмом и осознание себя равноправной единицей Вселенной. Присутствующие в этом знаке цифры 3, 4, 7 означают еще и, соответственно, Свет, Жизнь, Единение. Единение миров в себе самом, единение с макрокосмом, соответствующее нашему циклу жизни.

Живая Этика не только поясняет эти законы, данные прежде Учителями в теософии, но и объясняет применение их в жизни и, что самое главное, нашу ответственность за это. Учение расширяет спектр видения и возможностей. В этом и заключается наша защищенность, «Щит Давида». Мы перестаем барахтаться в стихийных энергиях, которые, обкатывая нас, как волна гальку, формируют высшие человеческие принципы через страдания. Мы выбираем путь Радости и Творчества.

Убеждена в светлом будущем России. Первая строка Учения: «В Россию Моя первая весть» – бальзамом ложится на сердце, так как всегда была уверенность, что лучшие черты русского народа – общинность, открытость, подвижничество, незлобивость, добросердечие – прекрасно отвечают будущему человечества. Широта души народа, внутренняя потребность отдавать породили те энергии, которые позволили Рерихам заложить магниты, гармонизирующие пульс планеты на будущие тысячелетия, именно в России. И процессы, происходящие в России и во всем мире, объясняются уже с точки зрения энергетики, то есть кармы народов, которые в сжатые сроки должны изжить ее и начать новую веху в своей истории или исчезнуть.

Израиль сейчас является изумительной мини-моделью мира. Закладка магнитов в Иерусалиме, о чем рассказывает Учение, послужило причиной того, что эта «столица мира» на протяжении тысячелетий была духовным центром, притягивающим и питающим огромное количество умов и сердец. Между прочим, гора Мория, Храмовая гора, на которой царь Соломон построил свой храм, дала имя Учителю, как он сам свидетельствует в ответе на вопрос Елены Ивановны о происхождении его имени, то есть он взял имя по названию места одного из бывших своих владений. Так в один миг Учитель смыкает временные пласты, стирает территориальные и религиозные границы, обнажая Единство знания, пространства, времени и законов, действующих в них. Кстати, в литературном переводе Мория означает «указующий».

В Израиле все время встречаешь места, где оживает история.

В одной из самых будничных поездок за грибами мы проезжали живописное место, которое называется «Ар Мегиддо», то есть «Гора Мегиддо». И вдруг меня осенило. Да это ведь то самое место, где произошла жесточайшая битва древности, о которой упоминается в Библии и Агни Йоге, и это место совсем не далеко от моего дома. А теперь весь наш период, ознаменованный жесточайшими сражениями между Светом и тьмой, назван Армаге{ддоном}.

Но, говоря о мини-модели мира, я думаю о том человеческом конгломерате, который существует в Израиле. Выходцы из всех стран мира сходятся будто для того, чтобы проверить себя «на излом».

Возвращаясь к вопросу духовности народа, мне хотелось бы напомнить, что нельзя все-таки присваивать себе монополию на духовность и знание. Подтверждение этого – появление в Америке «Учения Храма», которое дал Учитель Илларион, или открытый доступ к сокровищам Каббалы сейчас во всем мире, в том числе в Израиле. Не будем повторять национальных и религиозных ошибок. «Избранность» как творческая возможность, энергетическая мощь и ответственность за все происходящее – это да, но не «избранность» как договор, шантажирующий лишь одну сторону. Чтобы понять это, мне надо было оказаться в Израиле, открыть для себя существование духовности вне места и обстоятельств, приобщиться к великой истории и современности страны, увидеть, как страдание становится пробным камнем для людей, высекая у одних искры благородства, других погружая во тьму. Как война на физическом плане мгновенно объединяет и гонит из страны лжепатриотов, обнажая их сущность. Чтобы выжить в экстремальных условиях, а иммиграция является именно экстремальной ситуацией, многие начинают задавать себе «вечные вопросы» – как быть? как выжить? откуда мы? куда мы? – и не найдя ответов в материальном мире, ищут их в духовном. Здесь-то и важен тот стержень, который многие обрели в России. Наблюдая выходцев из России, я могу сказать, что у нас превалирует общинное мышление, та же открытость и душевная щедрость. Такие люди очень неуютно чувствуют себя в обществе индивидуалистов. Они не могут вернуться в узкие для них рамки собственничества и, находя по созвучности аур друг друга, создают центры духовности, касается ли это культуры, искусства или Учения Агни Йоги. А сколько таких людей, выросших в России, в который раз за последнее столетие разбросано по всей планете. Это не случайно. Так создается духовная сеть планеты. А дух, получивший закалку в России, напитавшийся ее энергиями, оказывается настолько сильным, что, преодолев препятствия материальной среды в любом месте планеты, восстановив свою собственную энергетику, начинает генерировать энергию, становясь состоятельной творческой единицей. Учение Агни Йоги напитывает Россию и не только ее, так как мысль, положенная в основание Учения, не имеет ограничения географического или национального. Она будит готовое сознание, в каком бы уголке планеты ни находился человек.

«Обратите внимание на широкую сеть распространения Учения. Полезно, чтобы неожиданными путями Учение распространялось в разных концах Земли. Уже можем указать на этот рост, и такое утверждение является лучшим венцом дня сегодняшнего… Можно ли проследить пути Учения? Магнит действует по своим законам. Но могу с горы увидеть наполнение пространства и могу тем приветствовать вас» [5].

«Разные народы принесут свое претворение духовности», – сказано в Учении. И Израиль демонстрирует эти слова на деле. Теософское общество, англоязычные духовные центры, изучающие египетские традиции Общество имен, кружки по изучению Каббалы, китайских духовных традиций, общины по признаку вегетарианства, – всего не перечислить. Но формируется история будущего планеты – в России. Непреложность ведущей роли народа воплотилась благодаря подвижничеству Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Констатация духовного влияния семьи Рерихов на развитие России и всего мира рассыпана на страницах Агни Йоги. Учитель шаг за шагом отмечает энергетическую трансформацию планеты, этот грандиозный вселенский эксперимент, проведенный через энергетику и сердце матери Агни Йоги, Елены Ивановны Рерих. Это как в проводнике маленького сечения проходит ток высочайшего напряжения. За счет чего? За счет качества материала проводника. Сама Е.И.Рерих в своих письмах приводит выдержку из «Мира Огненного»:

«Дано духу огненному принимать тонкие энергии. Лишь огненное сознание может провести ток тончайших энергий» [6].

В связи с этим необходимо сказать о невероятной скромности Елены Ивановны и всей семьи Рерихов. Каждый знает по себе, как любое маленькое достижение в области невидимого мира, будь то исцеление, будь то видение цветовое или просто уяснение определенной истины, которая еще не ясна окружающим, дает порой ощущение собственной значимости. И это всего лишь овладение частностями, осколками знания. Она же обладая знанием полным, нигде не проявляет свою личность, хотя мы понимаем, что форма, в которой дается Аги Йога, существо вопросов, которые остаются как бы за «кадром», объем информации, охватывающей самые различные области жизни, науки, общественного уклада, зависят в первую очередь от вместимости сознания того, кому даются. Мы поэтапно входим в это море знания, подчас блуждая в трех соснах, пока они же, незримые, стоящие бессменно на страже, не пояснят нам через ситуацию, книгу, встречу то, что было непонятно, так и не проявив себя ничем. Вот чему бы хоть в малой толике поучиться, вот бы так отрешиться от себя, от своей самости, которая порой заслоняет от нас Единство источника, из которого мы все черпаем знания. Он неисчерпаем, и его хватит на всех. А наша самость может разрушить связь с этим источником, и мы останемся лишь с самими собою.

Знание, как и любовь, имеет уникальное свойство – при делении умножается. Отдавший больше – получит больше. Если сердцем люди не могут понять смысл отдачи, то хоть умом надо воспринять «выгодность» этой акции. Поделиться знанием – как бросить в почву зерно, которое прорастет колосом. Всем хорошо.

Почему я останавливаюсь на этом? Потому что повсеместно в мире происходит одно и то же: мы переживаем этап разъединения. В том числе и в обществах Агни Йоги, где вдруг сталкиваются личностные интересы, когда самость становится препятствием в познании как для самого ведущего, так и для окружающих, порождая негативные энергии. Они разрушают целостность общества, посягают на силу единения. Я имею в виду не внешнее единение, но гармонизацию сознаний, требующую времени и терпения, высокую нравственность, полное признание Иерархии, с вытекающей отсюда преданностью на основе распознавания.

Произнесены слова: единение, единство, единый. Как прийти к этому нам, столь несовершенным? И опять помощь получим от тех, кто дал нам Знание, от Учителей, Урусвати, Гуру. Они всегда рядом с нами, они не только явили миру Учение, дающее выход из создавшегося положения, но и далее не оставили нас. «Грани Агни Йоги» уясняют для нас подвижническую роль Елены Ивановны и Николая Константиновича, доказавших всему миру творческое бессмертие, когда «ведение» ученика продолжается после перехода «великих границ». Так оживают для нас библейские слова «смертию смерть поправ».

Мы собрались сюда, движимые гуманностью их идей, для того, чтобы, ощутив силу единства с ними, всем вместе изменить соотношение сил в мире, чтобы, разбудив добро и свет в себе, принеси его окружающим нас людям, ради которых мы здесь. Помощниками в этом нам будут любовь и мудрость, которые приводят к единству, а значит, и к непобедимости.

Надо показать миру, что любовь является основой жизни, что ею можно достичь всего, выполнив не только завет Христа, но и возвратив на круги своя основы бытия, войдя в русло энергий Творца.

Мы пытаемся строить мир на ультимативных основах, а надо идти через понимание, через сердце противоборствующего народа, через любовь к нему.

Показателен путь Шри Ауробиндо Гхоша. Ярый борец за независимость Индии, он пришел к осознанию единства всего сущего, а значит, к пониманию принадлежности каждого человека, вне зависимости от национальности, к единому божественному началу, к пониманию наличия в каждом из нас так называемой искры Божьей. Он поднял свое сознание до немыслимых высот и влиял через это на состояние мира, то есть трансформацию энергий человечества.

Совершенно в другом роде, в других обстоятельствах, с другими целями нашел дорогу к миру Ицхак Рабин. Военный, политик, пришедший к единственно верному пути – пути мира, он противопоставил себя религиозному фанатизму и обывательскому собственничеству. Его смерть всколыхнула то лучшее в душах многих и многих, что дремало до поры. Жаль только, что людям для проявления этого лучшего в себе необходима очищающая их души жертва. И то, что он не смог сделать своею жизнью, довершил своею смертью.

Так, через жертвы, через собственные ошибки научаемся любви и мудрости, ибо ненависть может породить лишь ненависть, и только любовь породит любовь.

Мне хочется сейчас вспомнить интересный опыт, проведенный в Италии в марте этого года на конференции, посвященной Николаю Константиновичу Рериху. Израильская делегация впервые участвовала в таком мероприятии. Вдохновительницей той поездки, да и этой, нынешней, была Евгения Семеновна Бендерская, наша руководительница и хранительница знания Рерихов на Ближнем Востоке. Как раз в тот период ей сделали операцию на сердце. Зал, собравший интереснейших личностей со всего мира, тем не менее был очень разнороден. Энергетика была высокой, но колючей. Для некоторых участников было привычным противостояние. Другим собственная индивидуальность мешала воспринимать некоторые изумительные по своему содержанию и откровению доклады. И я решила попробовать сгармонизировать зал. Показав фотографию Жени, попросила продемонстрировать силу нашего единства, послав ей мысль о здоровье и силе. А сегодня я могу передать всем от нее привет и пожелания плодотворной работы конференции.

Давайте сейчас, в эту минуту, пошлем мысли благодарности Учителям, Елене Ивановне, Николаю Константиновичу, Юрию и Святославу Рерихам, несущим нам свет, и порадуем их нашим единением.

Любовь, пронизывая все миры одновременно, от физического проявления до высочайших духовных форм, видима тонким зрением как пламя всех оттенков – от темно-вишневых до нежнейших розовых светов. Вот на этом-то огне любви и сгорают наши недостатки, в том числе самость, преобразуя энергии сердца, уча его радости и доброте, бесстрашию и терпению.

Мысленное прикосновение к Учителям утончает уровень наших энергий, очищает и усиливает их, постепенно приводя к совершенству.

Необходимо осознать физический процесс, происходящий при обращении к этим высочайшим сущностям. Ведь если даже физическая любовь приносит радость и улучшает кровообращение, то сколь больше дает любовь духовная, так как по мощи она несравненно выше.

Меня сразил когда-то в Агни Йоге комплексный подход ко всем явлениям, открывающий воздействие любой мысли и чувства на физико-химические реакции организма. Например, чувство благодарности мгновенно очищает селезенку. Таким образом, в момент, когда человека настигает болезнь, важно объяснить ему, что одной из причин является нарушение этических норм в жизни. Осуждение вместо благодарности, предательство вместо преданности и так далее. Вот когда Этика приобретает реальную силу.

И тут необходимо привлечь всю фантазию и чуткость, чтобы, не наступив на «мозоль» самолюбия, показать глубину зависимости здоровья от уровня доброжелательности, например. Выстраивается цепочка, приводящая к пониманию необходимости духовного начала в человеке, восстанавливается шкала ценностей.

Так, открывая радость жизни и полезность отдачи, Учение принесет «пользу каждому, даже если он не достигнет духовных явлений. Внешние принципы Йоги во всяком случае поддержат здоровье, укрепят память и очистят мышление» [7].

Но по своему опыту знаю, насколько Учение цельно, оно должно восприниматься не кусочками (например, только то, что касается физического здоровья), а все вместе, когда этические нормы становятся нашей жизнью, восстанавливая энергетику каждого, а значит, и здоровье общества. Важно охранить его от злотолкований. «Могу доверить Учение лишь Урусвати без боязни, что оно будет искажено или умалено. Лишь долговековой опыт дает преданность с пониманием смысла. Могу поручить Ф. (Фуяме. – Н.З.) дела земные, ибо могу через него действовать» [8].

Так оценивает сам Учитель Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, фокусируя на них не только энергию, но и передачу точного смысла Учения.

«Как огонь является всесвязующим началом, так Агни Йога проникает всю жизнь. Можно замечать, как постепенно обостряется сознание, как возникает справедливая оценка окружающего, как растет непреложность сотрудничества миров. Можно сравнить Агни Йогу со Звездою Утра, которая возвещает близость света» [9].

Уместно сейчас напомнить о том, что вместе с проникновением заветов Учения в жизнь каждого из нас, вместе с силой, которая вливается в наши сердца, неминуемо приходит ответственность за мир и состояние сознания окружающих.

Вслушаемся в слова из книги «Сердце».

«...Не много твердых духов требуется, чтобы изменить гибельное положение. Не много пламенных сердец могут встать самоотверженным дозором и сплести крепкую сеть защитную. Не сверхъестественное, не магическое, но просто пламенное устремление сердца соединит миры!» [10]

«Можно припомнить старую загадку: «Что не может сгореть? – Мысль». Ту мысль, прочную среди слоев пространства, рождает человечество» [11].

Организовать материю мысли, материю духа, их огненную мощь в прекрасные формы с помощью Любви и Знания – вот задача, стоящая перед человечеством. И мы, при условии единения нашего сознания с Учителями, можем справиться с ней.


[1] Агни Йога, 188.

[2] Там же, 333.

[3] См.: Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, IX, 10.

[4] Сердце, 21.

[5] Там же, 296.

[6] Мир Огненный, III, 10.

[7] Агни Йога, 181.

[8] Там же, 331.

[9] Там же, 169.

[10] Сердце, 475.

[11] Там же, 160.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 289