Алтай в понимании семьи Рерихов и современные процессы международного сотрудничества в алтайском регионе

А.В. Иванов,
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии
Алтайского государственного аграрного университета,
Барнаул

 

И в доисторическом, и в историческом отношении

Алтай представляет собой невскрытую сокровищницу.

Н.К.Рерих

В наследии семьи Рерихов Алтай занимает совершенно особое место. Они видели в нем один из важнейших хозяйственных и культурных центров Евразии, призванный объединить народы Востока и Запада, древнюю и современную мудрость, достижения научного и религиозного познания мира. Природные и этнокультурные сокровища Алтая должны были подвергнуться комплексному научному изучению и сосредоточиться в Звенигороде – городе знания, который Рерихи предполагали устроить в Уймонской долине Горного Алтая. Трагическая историческая действительность внесла в их планы серьезные коррективы, и вместо Звенигорода, как известно, был учрежден институт «Урусвати» в Гималаях. Но любовь к Алтаю и веру в будущее Алтая Рерихи сохранили в своем сердце навсегда. Пребывание Рерихов на Алтае в настоящее время довольно детально изучено. Этой проблемой занимались Л.В.Шапошникова, П.Ф.Беликов, Л.Р.Цесюлевич, И.Р.Рудзите, Е.П.Маточкин и ряд других исследователей.

К сожалению, мы сталкиваемся сегодня и с совершенно произвольными, хуже того, политизированными домыслами по поводу алтайского путешествия Рерихов и их общих взглядов на Алтайский регион. Речь идет о писаниях В.А.Росова, утверждающего, что в планы Рерихов входило создание независимого центрально-азиатского государства из территорий России, Монголии, Китая и Тибета со столицей на Алтае. На мой взгляд, это не просто тенденциозная интерпретация фактов и письменных источников, но и откровенные субъективные домыслы. Новой страной для Рерихов всегда была их любимая евразийская Родина – Россия, а отчленение от нее Алтая и юга Сибири они не могли себе представить даже в самом страшном сне. Эти безответственные вымыслы не заслуживали бы серьезного внимания, если бы не бросали прямую тень на семью Рерихов и косвенную – на современное международное сотрудничество на Алтае и на его перспективы. Здесь достаточно сказать, что тот же Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая – территория достаточно проблемная в плане уйгурского сепаратизма, а к своей территориальной целостности наш великий восточный сосед относится весьма ревниво. Представьте себе, что подумают китайцы о российской стратегической линии сотрудничества в Алтайском регионе, если посмотрят на него с росовских позиций.

Другая крайне неприятная вещь – многочисленные оккультно-магические книжки об Алтае всяких экстрасенсов и контактеров с Шамбалой и махатмами, не говоря уж о десятках и сотнях псевдопоклонников Учения, которые буквально наводняют летом Алтай, считая своим долгом просвещать местных жителей относительно уникальности места, в котором те живут, и Учения, которое они непременно должны знать и исповедовать. Это ничего, кроме отторжения от Живой Этика и имени Рерихов, вызвать не может, ибо на Алтае море реальных проблем и свои мощные духовные традиции, в том числе старообрядческие. Нельзя со своим уставом ходить в чужой монастырь и, тем более, поверхностно миссионерствовать. Надо говорить по сознанию. В той же Уймонской долине термин «рерихнутые» стал, к сожалению, довольно распространенным.

Это, естественно, не означает, что на Алтае не следует мечтать или скрывать свою причастность к мировоззрению Живой Этики. Алтай – это праздник, который всегда с нами, но нужно помнить, что есть и достаточно суровые земные алтайские будни, а любые благие домыслы и мечты должны быть с поправкой на реальные и очень сложные процессы, которые происходят в этом регионе. Следует, например, ясно осознавать, что прошло 80 лет после посещения Рерихами Алтая, и многое с той поры кардинально изменилось. Сегодня мы по-новому смотрим на природу Алтая и на возможности его промышленного освоения. И те «промышленные» аргументы в пользу строительства Звенигорода, которые вынуждены были приводить Рерихи, теперь не актуальны и даже разрушительны (скажем, промышленное освоение Уймонской долины и строительство туда железнодорожной ветки), а вот значение уникальной алтайской природы (которой Николай Константинович поет настоящий поэтический гимн!), напротив, возросло как никогда. Сегодня весь Алтай – это своеобразный Звенигород с озерами и горами, реками и кедрами, древними могильниками и петроглифами. Сохранить его – значит сохранить для человечества надежду на счастливое космическое будущее. Именно о сегодняшней роли и месте Алтая на евразийском геополитическом пространстве, а также о тех процессах международного сотрудничества, которые там разворачиваются, и хотелось бы рассказать в первую очередь.

Прежде всего подчеркну, что территория Алтайских гор является осевым регионом евроазиатского континента, где леса юго-западной Сибири соприкасаются с великими степями и пустынями Центральной Азии и где сходятся границы четырех крупнейших государств – России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстана (Восточный Казахстан), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и Монголии (прежде всего Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки). С точки зрения геополитики данный регион является политическим центром Евразии – Хартлендом, районом-сердцем. Неслучайно сюда стремились проникнуть и укрепиться англичане и американцы, японцы и немцы, причем далеко не всегда с добрыми целями. Сохранить уникальную природу и культуру Большого Алтая, сделать его гостеприимным домом для всех приходящих сюда людей, но в первую очередь укрепить добрососедские отношения между его коренными народами – это одна из основных задач международного регионального сотрудничества.

Для этого в 2003 году был создан Международный координационный Совет «Наш общий дом – Алтай», объединяющий политиков, ученых и представителей общественных организаций шести субъектов регионального алтайского сотрудничества, отмеченных выше. Под эгидой МКС в настоящее время реализуется ряд серьезных проектов. Так, с марта 2005 года начала работу Комиссия по экологической политике и устойчивому развитию региона, которая является постоянно действующей структурой в рамках МКС. На нее возлагаются задачи разработки стратегических направлений эколого-экономического развития Большого Алтая как единой биосферной системы, а также научно-практических рекомендаций для органов власти всех субъектов международного сотрудничества. Под его эгидой в декабре 2007 года состоялись выездные Слушания Общественной палаты Российской Федерации по проблемам экологической культуры и внедрению передовых экотехнологий, в которых участвовали крупные ученые и политики региона. Были приняты решения о проведении в школах региона единого школьного урока «Наш общий дом Алтай», о регулярном обмене журнальной и телепродукцией экологического и культурного содержания между субъектами алтайского сотрудничества, о координации деятельности служб экологического мониторинга.

Создан и активно насыщается сайт в Интернете «Алтай трансграничный» (www.altiinter.info). При официальной поддержке МКС и глав местных администраций с 2003 года проводятся ежегодные Международные летние школы студентов Алтайского региона, которые призваны способствовать формированию алтайской культурной и политической элиты, готовой к международному сотрудничеству на единых гуманистических и экологических принципах. Занятия в таких школах уже успешно прошли в Республике Алтай, в Восточном Казахстане, в Западной Монголии и Алтайском крае. В них приняли участие российские, китайские, монгольские и казахские студенты, прослушавшие лекции крупнейших регионоведов, а также специалистов из ведущих научных институтов сопредельных стран. В 2002 году начат выпуск международного регионального научно-общественного альманаха «Алтайский вестник» на двух языках – русском и английском. Издание распространяется среди политических и научных кругов региона, знакомит общественность с культурой и хозяйственной жизнью субъектов регионального сотрудничества. Вышло в свет уже 10 номеров, в которых представлены все территории Большого Алтая. Бурно развивается в последнее время международный туризм. На стадии практической реализации находится проект «Золотое кольцо Алтая» – в рамках одного тура можно будет посетить и российский, и казахстанский, и монгольский, и китайский Алтай. Я лично видел весь Большой Алтай, кроме китайского, и могу сказать: это – настоящее чудо света, где на достаточно ограниченном участке земной поверхности сосредоточено исключительное многообразие ландшафтов. Фактически Алтай – многолик, как вся Евразия: от суровой тундры до жарких пустынь.

Неслучайно всех субъектов алтайского регионального сотрудничества объединяет ясное осознание того, что Большой Алтай со всех точек зрения уникален в природном отношении. Именно об этом первыми во всеуслышание заявили Рерихи. Он определяет климатические (литосферные, гидрологические, атмосферные) процессы на огромных пространствах Сибири и Центральной Азии. Так, с ледников Алтая берут начало крупнейшие реки – Иртыш, Обь, Енисей, Ховд, Канас, обеспечивая водою жизнь многих миллионов людей в России, Казахстане, Китае и Монголии. Велики и исключительно перспективны с экономической точки зрения биосферные ресурсы региона. Здесь есть и богатые черноземы (особенно на территории Алтайского края), и живительный горный воздух, и чистейшие водные источники, и уникальные лесные ресурсы, где особую ценность представляют хвойные, в том числе кедровые леса, а также большие запасы целебных глин, трав и ягод, что превращает регион в один из мировых центров рекреации и развития передовых ноосферных технологий. Именно ареалы нетронутой природы играют все более важную роль в стабилизации биосферы и в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому их значение растет ныне в геометрической прогрессии. Ресурсы чистой воды, почвы и биоты – это сегодня одно из главных богатств любой страны и всего мира. Алтай же с этой точки зрения может быть назван огромной и уникальной «фабрикой» по производству жизни на Земле.

О значении Алтая и его хозяйственно-культурном потенциале писали, кроме Н.К.Рериха, такие выдающиеся русские умы, как Д.И.Менделеев и П.Н.Савицкий, Г.Н.Потанин и В.И.Вернадский. «Азиатская Россия, – отмечал, в частности, В.И.Вернадский, – не только по величине превышает Россию Европейскую. Она превышает ее по потенциальной энергии. По мере того, как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, центр жизни нашей страны будет все более и более передвигаться, как это давно уже правильно отметил Д.И.Менделеев, на восток, – должно быть, в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет своей Азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы» [1, с. 565]. К сожалению, сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда отечественная технократия готова нанести природе и хозяйству региона непоправимый ущерб ради сиюминутных прибылей.

Два проекта представляют наибольшую опасность: попытка реанимировать строительство ГЭС на реке Катунь и планы прокладки прямого газопровода в Китай с сопутствующими железной дорогой и автомобильной магистралью через уникальное плоскогорье Укок (юг Республики Алтай), включенное в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Алтайская общественность ведет решительную борьбу против этих угроз уникальной природе, климату и социальной стабильности региона. Дело в том, что проект ГЭС на реке Катунь был в начале 90-х годов ХХ века решительно отвергнут двумя независимыми государственными экологическими экспертизами. Перекрыть Катунь – все равно что перерезать становую жилу Алтая, дестабилизируя весь его экологический и энергетический организм. Катунской (ныне Алтайской) ГЭС существует во всех отношениях экологически безопасная и экономически эффективная альтернатива: развитие нетрадиционной – солнечной, ветровой, малой водной – энергетики. Что касается прямого газопровода в Китай, то в результате его строительства будут погублены уникальная флора и фауна плоскогорья Укок, потревожены вечные мерзлоты, что грозит ускоренным таянием алтайских ледников. А это – прямая угроза водному режиму крупнейших рек региона. Кроме того, Укок – священная земля для алтайцев, казахов, монголов, тувинцев, урянхайцев. Здесь в 1993 году была обнаружена знаменитая мумия скифской принцессы. Нельзя попирать святыни народов безнаказанно. Неслучайно многие на Алтае верят, что землетрясение 2003 года – следствие разрушения археологами укокских могильников. К тому же следует учитывать факты весьма непростой истории народов Алтая. Агрессия цинского Китая в XVII–XVIII веках сопровождалась невиданным геноцидом алтайских народов. Это явилось одной из важнейших причин принятия алтайцами в 1757 году российского подданства, а численность джунгар (ныне жителей Западной Монголии – ойратов) за несколько десятилетий сократилось в десять раз. Прокладка прямой железной дороги из России в Китай может легко взломать социально-психологическую стабильность в регионе, вызвать межэтнические столкновения. Каким-то очень темным силам хочется превратить уникальный мирный регион во второй Кашмир, Балканы или Кавказ. А ведь есть вполне реальная альтернатива – вести газопровод и дороги в Китай через территорию Западной Монголии, вдоль уже проложенной транспортной магистрали – знаменитого Чуйского тракта, содействуя укреплению алтайского международного сотрудничества в интересах всех здешних народов. Сами монголы на самом высоком уровне этот вариант всячески приветствуют.

Отказ от строительства ГЭС на Катуни, газопровода и железной дороги через Укок даст возможность сохранить и приумножить уникальный образ Большого Алтая, как территории с редкими и хорошо сохранившимися археологическими и культурными памятниками различных эпох, поразительным этнокультурным разнообразием. Здесь до сих пор мирно уживаются и вступают в интенсивное межкультурное взаимодействие представители славянского, тюркского, монгольского и китайского этносов. Своей родиной считают Алтай угро-финские и палеоазиатские племена Севера, а также японцы, венгры, корейцы и даже тайцы, что полностью подтверждает слова Н.К.Рериха, вынесенные в эпиграф данной статьи. Уникальна и религиозная ситуация на Алтае, где мирно сосуществуют все ветви христианства, буддизм, ислам и традиционные шаманские культы. Возродился сегодня и бурханизм (белая вера алтайцев – «ак эне»), которая является одной из самых молодых религий на Земле. Призыв молиться единому Богу – Белому Бурхану, эпоха которого скоро должна наступить, прозвучал на Алтае в 1905 году. Словом, такого естественного религиозного разнообразия не знает ни один регион планеты. Несмотря на довольно трагическую историю взаимоотношений между алтайскими народами, мы, по счастью, не видим здесь ни религиозных распрей (хотя межконфессиональные трения и есть), ни попыток мести за прошлые исторические обиды, ни желания использовать сложные моменты в истории для решения политических задач сегодняшнего дня. Здесь нет того, что взломало мир на Балканах и на Кавказе, на Памире и на Гиндукуше, т.е. в других горных регионах Евразии.

Алтай сегодня – это своеобразный центр евразийской этнокультурной и политической консолидации на фоне обострения религиозных и этнических конфликтов во всем мире. Тем самым сбывается предсказание семьи Рерихов об Алтае, как одном из важнейших мировых центров межкультурного диалога и дружбы народов.

Один из самых значительных и красивых региональных международных проектов, который ныне активно обсуждается и частично начал реализовываться, – это расширение номинации ЮНЕСКО «Алтай – золотые горы» через включение в него примыкающих к «Зоне покоя Укок» и к Катунскому заповеднику (Россия) особо охраняемых природных территорий Баян-Ульгийского аймака Западной Монголии (национальный парк «Таван Богд»), национального парка «Канас» в Китае и Катон-Карагайского национального парка в Восточном Казахстане. В результате может быть создана заповедная срединная территория Евразии вокруг священного плоскогорья Укок и горного массива Табын-Богдо-Ола (пять священных вершин), где сходятся воедино границы четырех крупнейших государств. Она призвана стать символом общей устремленности народов к экологически безопасному и одухотворенному будущему.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

 

Метки: Иванов А.В.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 144