Космические аспекты сердца в экспедиционных дневниках Н.К. Рериха

А.А. Лебеденко,
кандидат педагогических наук,
заместитель руководителя ОНЦ КМ,
ответственный секретарь
Севастопольского городского фонда Рерихов,
заместитель руководителя
Севастопольской Творческой лаборатории гуманной педагогики Шалвы Амонашвили

 

Центр Азии никогда не был затронут ни одним катаклизмом

и потому всегда существовал и будет существовать до самого

конца нашей Манвантары.

Е.И.Рерих

Наука отодвинула пределы наших понятий. То, что философия

провозглашала много веков назад, современная наука начинает

практически доказывать.

С.Н.Рерих

Творчество семьи Рерихов – это драгоценные камни в короне

русской культуры. Оно заслуживает многостороннего и самого

тщательного изучения.

А.Л.Яншин

Сердце, являясь центром, в который устремляются все радиусы духовного поиска, есть альфа и омега любого истинного познания и учения. Глубокий и всеобъемлющий символ сердца, проходящий через все планетарные культуры и эпохи, в XX столетии, пожалуй, наиболее полно был раскрыт в творчестве наших великих соотечественников – Н.К. и Е.И. Рерихов. Полностью осознать явление миру Четырех Рерихов как «сознательных субъектов эволюции» [1, с. 93] и переданной ими Доктрины Сердца еще предстоит человечеству. «Нет ничего тайного, что бы не стало явным», верно и обратное: нет явного, что не имело бы в своем основании тайны. Горизонт неизведанного человеком постоянно отодвигается, и он всегда недоступен, как тайна нашего сердца.

Сердце – это не просто уникальный орган, реальные свойства и функции которого только начинает открывать традиционная наука, но многомерное, сакральное пространство – обитель Духа, его средоточие, как тысячелетиями учила древняя мудрость Востока. Чистое сердце человека вмещает пространственную формулу Всеединства и несет в себе качество «Великого Синтеза» – «союза музыки, философии, любви… и монастыря!» [2, с. 131], – говоря словами А.Ф.Лосева. «Святая святых в человеке – это сердце. Сердце – это одноподобный магнит с энергиями Высшего Мира» [3, т. 5, 355; 32], – сказано в «Гранях Агни Йоги».

Совершая Центрально-Азиатскую экспедицию, Николай Рерих не только продолжил научно-экспедиционную традицию своих знаменитых предшественников – русских ученых: Н.М.Пржевальского, Г.Н.Потанина, П.К.Козлова, П.П.Семенова-Тян-Шанского, В.И.Роборовского, Г.Ц.Цыбикова, посвятивших себя малоизученному, таинственному Востоку, но и обогатил мировую науку новыми неизведанными знаниями. Он впервые осуществил проникновение экспедиции в область Трансгималаев и приоткрыл завесу тайных знаний о сердце планеты как живого, духовного существа.

Определенным духовным итогом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха стали экспедиционные дневники «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии», фактически вышедшие из-под его пера в ходе самой экспедиции, когда он был буквально «в седле» и «в шатре». «Мысли на коне и в шатре» [4, с. 34], рожденные в созерцании Рерихом величественных гор и бескрайних пустынь, окутанных сокровенной тайной Востока, передают непосредственный и живой опыт восприятия многообразных культур Центральной Азии с позиций единства общечеловеческих смыслов. Это «ученое движение», цель которого – познать единство духовных и материальных, информационных и энергетических, структурообразующих и энтропийных процессов в едином эволюционирующем организме Вселенной, поступательно развивалось в течение всего XX века, а в конце его развернулось как интеграция во всех сферах культуры. Николай Константинович был одним из первых – предтеча новой науки, – кто заложил для будущего смысловые магниты единства в своих текстах и изобразительном искусстве. Рерих и его Караван проложили новые пути человеческого познания, одухотворенного мудростью Азии. В экспедиционных дневниках «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии», вышедших в свет уже в следующем году после завершения экспедиции, описывается уникальное путешествие по землям Центральной Азии, прослеживается интереснейшая жизнь народов Востока, наполненная событиями и эволюционными вехами. Жизнь Азии и ее культура с детских лет манили Николая Рериха, а затем и всех членов его семьи. Экспедиционные дневники ученого-художника Николая Константиновича Рериха «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии» претендуют быть назваными духовной симфонией Азии. В этих изданиях представлен богатый материал по географии и искусству, этнографии и лингвистике, истории и культуре с высоты духовного опыта семьи Рерихов.

Событийная насыщенность каждой страницы экспедиционных дневников Николая Константиновича, простота изложения, глубина авторской мысли, огненная устремленность и вера в основы сердечного сотрудничества, служения эволюции человечества и Общему Благу наполнили произведения аурой духовного магнетизма, сопричастности делам человечества и проблемам всего мира. Автор убедительно фокусирует сознание читателей на особых культурно-исторических моментах, значимых вехах и закономерностях, наиболее важных для будущего человечества. Его «точная рука ученого» [1, с. 86] и чистота духовного вúдения дают право утверждать, что в книгах «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии» автором представлена не только научная информация о жизни и культуре народов Востока, но и переданы духовные пророчества, которые образуют сакральный смысловой пласт текста. Сочетая, казалось бы, несовместимые подходы, Рериху-писателю удается передать в текстах научную истину, а Рериху-ученому – простоту художественного прозрения и глубину сердечной интуиции.

Обычно имя Николая Константиновича Рериха ассоциируется, прежде всего, с его живописным творчеством, а уж потом – с литературным. Однако, по воспоминаниям современников, работа со словом у Николая Константиновича всегда шла параллельно работе с кистью, а иногда и опережала ее. Ведь Рерих-писатель заявил о себе раньше, чем Рерих-живописец. Статья «Сарычи и вороны» была опубликована, когда ее автору едва исполнилось пятнадцать лет. А через год читатели имели возможность познакомиться с другим произведением будущего художника – «Дневниками охотника» [4, с. 24].

Из названия экспедиционных дневников становится понятно, что внимание автора к Азии, Алтаю, Гималаям привлечено как к центральным объектам познания духовной жизни, культуры и философии народов этого региона планеты. Возникает вопрос: насколько уместно понятие «сердце» наряду с географическими описаниями? Однако, проникнув в сущность культуры Востока, Рерих-исследователь усматривает в духовной энергетике сердца особую цементирующую силу единения и исключительную магнетическую связь этого средоточия духовных и телесных сил с заповеданными местами Внутренней Азии. «Сфинкс Азии сбережен великими пустынями. Богатство сердца Азии сохранено, и час его пришел <…> замечательны физиологические сравнения, проводимые индусами между явлениями космическими и человеческим организмом <…> сердце <…> введено в стройную систему развития мировой клетки» [5, с. 14, 27], – записал Н.К.Рерих в путевом дневнике «Алтай – Гималаи» в 1923 году.

Для науки метод аналогии является одним из важнейших в теоретической области познания. На основании подобия объектов можно обнаружить новые свойства у одного объекта, изучая другой, подобный ему. Этот метод известен еще со времен Гермеса Трисмегиста, придававшего сравнению большое значение. Если опираться на постулат – «микрокосм человеческого тела подобен макрокосму» и на учение о живой Гее-Земле, то можно уподобить систему чакр Земли системе чакр человеческого организма. В Солнечной системе и нашей Галактике центры систем естественным образом ассоциируются с сердцем человека. Наиболее очевидные аналогии между Солнцем и сердцем живого организма и заключаются в том, что в обоих случаях имеет место перенос энергии и вещества в рамках своих систем. К примеру, согласно Джеймсу ДжинсуДжинс, Джеймс Хопвуд (Jeans, James Hopwood) (1877–1946) – английский математик, физик и астроном, создатель одной из теорий происхождения Солнечной системы., в центре галактик находятся особые точки, через которые «в нашу Вселенную вливается вещество из каких-то других пространственных измерений» [6, с. 178]. Таким образом, космические системы, как и организм человека, имеют собственную сложную ритмическую структуру, к пониманию сущности и глубины которых современная наука только начинает подходить. В живом организме все процессы, протекающие во времени, организуются ритмом сердца, так и на мегауровне – все процессы в биосфере, в Солнечной системе и в Галактике подчиняются довольно сложному ритму своих центров и ближайших звезд. В случае с Землей энергетика космических сил проецируется на поверхность планеты в разных местах. Так, чакра Сердца связана с труднодоступной областью Гималаев, где, по преданию, расположена таинственная Шамбала. Это особое место силы пространства планеты, «центр между четырех океанов» [5, с. 281], где взаимопроникают и взаимодействуют различные миры и «существует сознание нового мира» [5, с. 281]. Николай Константинович свидетельствует: «Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы <…> Шамбала есть священное место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания» [7, с. 118].

Собранные в ходе экспедиции легенды, сказания, пророчества о сокровенной стране «ослепительного света» – Заповеданной стране с таинственным именем Шамбала, Рерих включил отдельным разделом в книгу «Сердце Азии». После Центрально-Азиатской экспедиции образ Шамбалы проходит через все творчество Н.К.Рериха. Легендарная страна ослепительного света кристаллизуется в красках на его картинах, о ней Николай Константинович пишет во многих своих литературных произведениях и письмах к сотрудникам. «Два потока жизни особенно различимы в Азии, и потому пусть лик обыденности не разочаровывает вас. Легко вы можете быть вознаграждены зовом великой правды, который увлечет вас навсегда» [7, с. 109], – записал Рерих в 1926 году эти слова под впечатлением монгольской песни о Шамбале и рассказов о гималайских Махатмах. Принципиально важно отметить, что слово «Шамбала» не было известно западной традиционной науке даже после книг Е.П.Блаватской. Именно Н.К.Рерих ввел сакральное имя Шамбала в научный контекст Европы и Америки. А затем Е.И.Рерих более полно раскрыла его в философии Живой Этики. В письме одному из сотрудников Елена Рерих пишет: «Твердыня Великого Знания существует с незапамятных времен и стоит на несменном Дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий. Все Великие Учителя были связаны с этою Обителью, все Они были Членами ее. Многообразна деятельность этой Твердыни Знания и Света» [8, с. 153].

Рерих-ученый особенно подчеркивает трепетное отношение древних народов к сокровенным знаниям, связанным с интуитивными понятиями и событиями. Необычные места в пространстве от Алтая до Гималаев автор в дальнейшем символически и аллегорически отождествляет с внутренним сердцем Азии, «Державой Света», «Твердыней Пламенной», «Вратами в будущее» для всего человечества. «Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками?» [7, с. 5], – задается вопросами путешественник Рерих. Понимание жизни Востока и образа его мышления позволяет Рериху-исследователю дать ответ: «Когда индусские йоги останавливают пульс, то сердце их все же продолжает внутреннюю работу; так же и с сердцем Азии» [7, с. 5], с ее народами, объединенными понятием Шамбала.

Культура Востока тысячелетиями хранила, лелеяла и оберегала от невежественных людей в самых сокровенных недрах драгоценные знания о стране Священного Царства, хотя и «западная Христианская Церковь в лице своих Пап в двенадцатом и тринадцатом веках знала о существовании Таинственного Духовного Убежища в Сердце Азии»Имеется ввиду исторический факт снаряжения Папой Посольства в Духовную Цитадель, возглавляемую в то время Престором Иоанном. Из письма Е.И.Рерих известно, что до Центрально-Азиатской экспедиции Ю.Н.Рерих очень интересовался Престором Иоанном и собирал о нем исторические сведения. [8, с. 154]. Однако до XIX века эти знания оставались достаточно скрытыми для непросвещенного большинства и, если просачивались в социальные слои жизни, претерпевали искажения как от ортодоксальной религии, так и от материалистической науки. В конце XIX века эти знания стали доступными для изучения и понимания многим людям благодаря основным трудам Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877) и «Тайная Доктрина» (1888), созданным ею в сотрудничестве с Учителями Мудрости. Ставшая таким образом доступной, сокровенная информация произвела в умах людей Запада эффект разорвавшейся бомбы, так как стало очевидным, насколько далеко от Истины рационалистическое сознание западного человека. О существовании древнего знания о человеке и Вселенной, известного с незапамятных времен просвещенному меньшинству и вошедшего в символической форме в различные культурные контекстыСимволизм – образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ сердца, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание – устный символ. К примеру, священное сердце в Египте – сердце Гора, в Вавилоне – бога Бэла, растерзанное сердце Вакха в Греции и т.п. Его символом служил плод растения persea. Грушеподобные контуры плода, и, особенно его сердцевины, по форме напоминают сердце. Он иногда встречается на голове Изиды, матери Гора, причем плод разрублен и сердцеподобная середина выставлена на всеобщее обозрение. Отсюда католики заимствовали поклонение «священному сердцу» Иисуса и Девы Марии. Праздник Пресвятого Сердца Иисуса относится к главным праздникам Католической Церкви. (в том числе и в мировую философию) [9, с. 22], испокон веков знал Восток. Е.П.Блаватская первая взяла на себя труд и смелость дать синтез науки, религии и философии, что вызвало яростные нападки на нее со всех сторон. В XX веке Н.К.Рерих, сочетая познания легенд, сказаний, мифов с реальными фактами и научными знаниями, в поэтической форме изложил концепцию Востока о космической эволюции человечества. Он пишет: «Теперь все может быть достигнуто только через Шамбалу» [7, с. 111]. Шамбала выступает у него мифическим и одновременно реальным символом Сердца.

Экспедиционные дневники Н.К.Рериха «Алтай – Гималаи», «Сердце Азии» раскрывают сокровенные сердечные понятия Востока – Шамбала, Великие Мудрецы, Майтрейя. Шамбала, на санскрите – Калапа, Ригден-Джапо – одно из громоносных имен Великих Мудрецов Азии, Майтрейя – Великий Владыка Шамбалы.

«Вы спросите меня, – пишет Николай Рерих, – среди всех многообразных впечатлений и заключений, какое понятие особенно явилось для меня воодушевляющим? Без колебаний скажу вам: – Шамбала!» [7, с. 72].

После Центрально-Азиатской экспедиции Рериха слово «Шамбала» вошло в научный обиход Европы и Америки. Наиболее близким сотрудникам Елена Ивановна пишет: «Вл[адыка] М., Дающий Учение, есть Великий Учитель Учителей в Гималайской Твердыне <…> Все Великие Учителя, Махатмы или Бел[ые] Братья были на всем протяжении своих жизней Бодхисаттвами (Бодхи означает знание и Саттва – сущность). Маха-Коган, или Великий Владыка, – титул Владыки Шамбалы. Обязанности, связанные с этим назначением, принимаются по очереди Вел[икими] Братьями в соответствии с Их индивидуальными заданиями <…> Семь Коганов отвечают Семи Кумарам “Тайной Доктрины”, причем эзотерически их восемь <…> Именно все эти Семь Кумар и были Владыками Пламени, одарившими человечество Разумом» [8, с. 411].

Со священным именем Шамбала на Востоке связываются самые благоговейные чувства, это понятие, как волшебный ключ, открывает врата дружелюбия и величайшего доверия. «В сказаниях о Шамбале, в легендах и преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии» [7, с. 74]. Аллегорическое Сердце Азии и его жизненный пульс Рерих неслучайно связывает с Шамбалой. С позиций древнего знания Шамбала является проекцией сердечной чакры Земли – Анахаты, что на санскрите означает «престол или “колесо жизни”» [10, с. 42]. Современные научные данные подтверждают, что сердце человека гармонически сонастроено с Сердцем планеты, которое, в свою очередь, вибрирует в соответствии с ритмом Солнца. Примечательно, что и концепция Николая Константиновича, «в основе которой лежала глубоко осознаваемая им будущая солнечная действительность планеты» [1, с. 93], пронизала все творчество семьи Рерихов. В философии Живой Этики неоднократно встречаются указания на связь между нашим дневным светилом и сердцем-солнцем человеческого микрокосма. К примеру: «Сердце – это солнце организма» [11, 2], «Теплота солнца и теплота сердца – наши жизнедатели» [12, 79], «Огню Солнца равно сердце Архата» [25, 3], «Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца» [11, 62].

На исходе XX века в исследованиях А.И.Гончаренко установлено, что сердечно-сосудистая система является отдельной высокоорганизованной лабораторией нашего организма. «Она обладает собственным мозгом (мозгом сердца), собственным сердцем (сердцем сердца) и имеет собственную волноводно-гемодинамическую связь» [13, с. 25]. Она сопряжена с «механизмом “мини-сердец”, находящихся на внутренней поверхности желудочков сердца» [13, с. 25], а также со всеми органами и частями тела. Кроме того, сердечно-сосудистая система «материализует и распределяет все формы времени в организме и служит системой опережения мозга» [13, с. 25]. Это явление доказывает связь пространства и времени – в данном случае в сердце человека.

Современные научные данные естествознания подтвердили древние постулаты о значимости сердца, как основы сверхсознания, и его невероятных возможностях. Тот же А.И.Гончаренко утверждает, что «система сердца опережает сознание, сплетает в нем три формы времени и образует новую способность к взаимодействию с миром» [13, с. 34]. Любое слово до того, как будет услышано нами, «уже состоялось в опережающем сверхсознании сердца, а головной мозг лишь осознает его смысл» [13, с. 34]. По мнению исследователя, «в нас сочетаются две телесные плоти: нервная и сердечная, два сознания: одно – сознание сердца, другое – сознание мозга. Они разделены промежутком времени, который является самым уязвимым моментом для чужеродного проникновения, если не имеет духовной защиты» [13, с. 34]. Акцент на интеллект в европейской цивилизации привел к расчленению внутреннего единства человека. Основа будущих объединяющих связей – энергообмен сознательных сердец. Сердце каждой структуры Космоса по сути своей выступает энергетическим центром, связывающим данную структуру с иерархической цепью центров-сердец всего проявленного бытия. Раскрытие человеком своей сердечности – важнейшая задача будущего.

Ученые В.П.Ануфриев, Е.И.Ануфриева и М.Г.Старченко в своих исследованиях о влиянии металлов на сердечную деятельность человека доказывают влияние мысли, как лучистой энергии, на работу сердца; верно и обратное – сердце имеет свое собственное мышление [14], влияющее на нашу жизнедеятельность.

В этом направлении на стыке XIX и XX веков работал известный психиатр и психолог В.М.Бехтерев [15], затем Л.А.Чижевский [16]. Позднее Н.В.Бехтерева [17] исследовала проблему взаимодействия высших отделов нервной системы и сердца в Институте мозга РАН. За рубежом сердце с различных позиций исследовали Д.Ч.Боше [18], Р.Д.Маршалл [19], Р.Маккарти [20], Л.Чайлд [21] и др. Накопленный, зачастую парадоксальный материал различных наук не укладывается в старую механистическую парадигму (сердце – «насос», сердце – «мотор», сердце – «механическое устройство» и т.п.). Совершенно очевидно, что насущно назрела необходимость принципиально нового взгляда на сердце. Пространство сердца является основой как сознания, так и сверхсознания. Сердечно-сосудистая система знает программу развития структур человека, закладывает материальную основу для их настоящего развития и роста, предопределяет эволюцию человека, а «в эмбриональном периоде сердце выращивает наш мозг» [13, с. 33]. А.Броздяк (Шлёнская медицинская академия, Польша) в книге «Формирование смысла» [22], опираясь на американские исследования по проблемам сознания, говорит об открытии местонахождения «сознательного внимания» человека. Этим местом является синусно-предсердный узел сердца, который начинает работать уже на 21-й день внутриутробной жизни человеческого зародыша, рассылая электрические импульсы намного раньше, чем таковые начнут подаваться со стороны мозга. Таким образом, делает вывод исследователь, именно данная область в сердце (а не какая-либо часть мозга) является кандидатом, началом начал работы сознания человека в конкретной жизни.

Новое понимание роли и функций сердца, как пространства сверхсознания, начинает детерминировать наше познание, определяя в конечном итоге мировоззрение человека. Истинное осмысление этой проблемы во всей сложности и глубине возможно только в сфере духовного синтеза естественнонаучных, философских и этических универсальных концепций, постулирующих единство всего сущего.

«История познания сердца, – пишет А.И.Гончаренко, – убеждает нас в странной закономерности. В нашей груди бьется такое сердце, каким мы его себе представляем: это и бездушный, и вихревой, и солитонный насос, и суперкомпьютер, и обитель души. Уровень духовности, интеллекта и знаний определяют то, какое сердце мы хотели бы иметь: механическое, пластмассовое, свиное или же свое – человеческое. Это как выбор веры» [23, с. 184]. Таким образом, направление вектора самосознания определяет все проявления человеческой личности, вплоть до нравственности и этических норм. В идеале, когда этот вектор направляется нашим высшим «Я», сердце человека способно максимально проявить свою божественную сущность.

О том, что в системе сердец мироздания все органически сонастроено, говорят и философия Рерихов, и исследования современных ученых наследия Рерихов. В статье «Послание грядущей эволюции» Л.В.Шапошникова пишет: «Языком легенд и мифов Рерих сумел выразить сложнейшие понятия Космической эволюции, соединяя в единое целое древнее образное и умозрительное знание с современной научной мыслью. Мы находим в “Шамбале Сияющей” ценнейшие указание на Великие Законы Космоса» [24, с. 9–10].

В легендах о Шамбале, Великих Мудрецах, Чудесном Камне раскрываются энергетическая реальность Сердца нашей планеты, духовные знания о сердце каждого человека и основы доктрины Сердца Востока. Философия Живой Этики разворачивает учение о сердце как наиболее важное для жизни человечества. В книге «Иерархия» говорится: «Наши устои присланы для возрождения духоразумения. Так скажите непонимающим, так укажите на доктрину Сердца!» [25, 1].

В традиционной тибетской живописи образ воспринимается как живое присутствие божества, и атрибуты, которые оно держит в руках, имеют значения пространственно-психологические. Например, «небесное оружие – ваджра, применительно к человеку символизирует его изначальное состояние за пределами рождения и смерти. Небольшой шарик (тигле) делит ваджру на две половины, и от каждой отходят пять концов, которые соответствуют чистым и нечистым страстям. Соединяющий шарик показывает, что принцип проявления на самом деле един: чистые ли, нечистые – страсти питаются нашей изначальной энергией» [26, с. 177]. Этот тибетский духовный атрибут напоминает символ сердца, данный в философии Живой Этики как «оружие Света», чистая энергия которого «делает человека неуязвимым и несет его поверх препятствий» [11, 399]. Таким образом, чистое сердце, излучающее свет всеначальной энергии, является небесным благим оружием созидания.

Как Заповеданная Страна связана с особым центром на Земле, где аккумулируется духовная энергетика, необходимая для эволюции человечества планеты, так и область груди человека, а именно пространство сердца, наделено способностью нагнетать эволюционные «духовно-телесные токи» [27, с. 547], преображающие физическую плоть и развивающие «новые ткани светоносных органов» [28, с. 488]. Яркий пример такого преображения – деятельнопросвещенное сердце подвижника, способное изменять человеческую природу не в метафорическом, а в буквальном смысле, определяя ход эволюции планеты и человечества в целом, ведь «микрокосм человека – проводник тончайших огненных энергий» [3, 35]. Духовное средоточие сердец подвижников, или «то, что индусы так сердечно и знаменательно называют “ашрам”» [29, с. 194], пульсирует в ритме и дыхании Космического Магнита, наполняет пространство благом, пополняет внутренние запасы планеты, возжигает и оздоровляет сердца многих людей.

За преданиями Востока о Великих Мудрецах стоят духовные Учителя человечества, реализующие Великие Законы Космоса и несущие в своем сердце силу Космического Магнита: «Величайшая мощь лежит в Магните Сердца <…> Ведь самый мощный магнит сердце!» [12, 146; 558]. Главные направления научно-исследовательских, литературных и художественных интересов Н.К.Рериха-путешественника лежали именно в этой сокровенной области, были тесно связаны с мировоззрением Живой Этики и энергетикой особого метеорита, «упавшего с далекой звезды» [7, с. 107]. «Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, – пишет Л.В.Шапошникова, – в Караване которой находился “Дар Ориона”, охватив своим маршрутом Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, заложила магниты энергетического поля будущих культур нового эволюционного витка. В этом и состояло основное эволюционное действие экспедиции» [24, с. 12]. В связи с особым камнем в экспедиции Рерих отметил: «Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным камнем» [7, с. 107]. Такие небесные посланники имеют благородную цель напрягать сердца людей, соединяя их с сердцем Шамбалы, «для водворения Доктрины Сердца» [25, 2].

В Живой Этике прописаны особенности людей с утонченным сознанием, осознавших и принявших как необходимость бытия закон учительства и закон прохождения испытаний, помогающих «подойди к Царству Сердца» [11, 67]. Эти законы помогают естественно «открыть сердце свое для молниеносного Познания» [11, 67]. По мысли Н.К.Рериха, воспринятой им из сокровенных пророчеств Востока (в частности, данных ему в экспедиции в «шести изображениях Шамбалы» [7, с. 117], такими качествами сознания и продвижения эволюции мира владеют некоторые народы Азии. Анализируя изображения, Рерих пишет: «По костюмам можно отличить индусов, китайцев, мусульман, ладакцев, калмыков, монголов, тибетцев. Каждый со своим сокровищем. Кто с книгами, кто с оружием, кто с цветами. В середине сокровище. Битва уже исполнилась. Народы призваны к благоденствию» [7, с. 117]. По мысли Николая Константиновича, призванные народы расширяют сознание, строят будущее и укрепляются понятием Гуру. Только на Востоке имя Учителя возносится с таким почитанием и достоинством, ведь именно Учитель, по мысли народов Азии, способен силою духа «добывать секреты из сердца природы» [30, с. 609].

Легенда о мальчике индусе, познавшем Учителя, утверждает:

«Спросили его:

“Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?”

Мальчик улыбнулся:

“Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц”.

Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя» [7, с. 113–114].

Исследуя пророчества народов Востока, Н.К.Рерих отметил: «эти народы уже растут сознанием», преемственно хранят в своих культурах Учение Шамбалы и «счастливые знаки и сокровища, которые суждены человечеству» новой эпохи. Что это за сокровища, сужденные для жизни будущего человечества и хранящиеся в культуре народов Азии? Это сокровища открытого сердца: «не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическим Сознанием, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего» [25, 106]. Такое «сердце чует все пертурбации» [25, 107], «чувство-знает» и «говорит неоспоримое» [25, 106].

Мудрый Восток всегда ценил сокровища духа – неуничтожимые зерна, хранящиеся в глубине сердца. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество» [7, с. 115]. Шамбала напитает человечество духовною пищей великого познания и преображения.

Подводя итог собранным в культуре народов Азии знаниям о Шамбале, Рерих отметил: «Учение Шамбалы – это целое учение о жизни. Так же, как в индийских йогах, это учение показывает, как обращаться с тончайшими энергиями, наполняющими пространство, и как эти энергии могут быть мощно явлены в нашем микрокосмосе» [7, с. 117].

Экспедиционные дневники «Алтай – Гималаи», «Сердце Азии» – зеркало, в котором отражена богатая и многогранная душа самого Николая Константиновича, гражданина мира, который всегда чувствовал связь с исторической родиной. Великий провидец через призму культуры Востока отдавал дань России, которой отводил важнейшую роль в наступающей Эпохе Сердца. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной, – записал Рерих. – Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, «Алтай – Гималаи» – два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских» [31, с. 199].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, 2006.

[2] Лосев А.Ф. Я сослан в XX век… Т. 2. М., 2002.

[3] Грани Агни Йоги. 1964. Т. 5. Новосибирск: Алгим, 1994.

[4] Рерих Н.К. Биобиблиографический указатель. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.

[5] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.

[6] Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.

[7] Рерих Н.К. Сердце Азии. Алматы, 2007.

[8] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.

[9] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. 1. М., 1991.

[10] Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1998.

[11] Живая Этика. Сердце.

[12] Живая Этика. Беспредельность.

[13] Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания // Сознание и физическая реальность. М., 1997. Т. 2. № 3.

[14] Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Сердце мыслит! // Новая Эпоха. М., Рига, 1999. № 21.

[15] Бехтерев В.М. Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. М., 1920. № 2.

[16] Чижевский А.Л. Структурный анализ движущейся крови. М., 1959.

[17] Бехтерева Н.В. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997.

[18] Наг К. Исследования и открытия сэра Дж.Ч.Боше // Ариаварта: Начальный выпуск. М., 1996.

[19] Маршалл Р.Д., Шефферд Дж.Т. Функция сердца у здоровых и больных. М., 1972.

[20] Маккарти Р. и др. Наука Сердца / Пер. с англ. США: Институт Heart Math, 2001.

[21] Чайлд Д., Мартин Г. Heart Math Solution / Пер. с англ. Сан-Франциско, 2000.

[22] Броздяк А. Формирование смысла / Пер. с польск. Катовище, 1999.

[23] Гончаренко А.И. Непознанное сердце // Ежегодник «Дельфис 2003» М., 2003.

[24] Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000.

[25] Живая Этика. Иерархия.

[26] Носков С. Мои люди не от мира сего // Эгоист generation, М., 2006. № 6 (58).

[27] Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988.

[28] Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. М., 1996. Т. 2.

[29] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1995.

[30] Письма Махатм. Самара, 1993.

[31] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.

 

Метки: Лебеденко А.А.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 165