Охрана культурного наследия как предварительное условие развития человечества

Норберт Фюрстенхофер,
бригадный генерал (в отставке),
президент Австрийского Общества защиты культурного наследия

По окончании Первой мировой войны наступило время реформ и великих ожиданий, но вместе с тем это было время массовых движений под предводительством диктаторов (коммунизм, фашизм, нацизм), ставших чумой для всего XX века.

Тем не менее история знает и провидцев, которые учредили Лигу Наций в 1919 году, разработали модель объединенной Европы в рамках панъевропейского движения, которое зародилось в 1922 году и послужило одной из посылок создания Европейского союза. Участники движения разделили идеи Рихарда Николауса Куденхова-Калерги, австрийского писателя и политика, а также русского художника Николая Константиновича Рериха, которому впервые удалось добиться подписания международного соглашения, провозгласившего жизненную необходимость сохранения культурного наследия как основы будущего развития человечества.

В течение семидесяти лет (включая период Второй мировой войны и «холодной» войны) казалось, что все эти идеи потерпели неудачу, что сопровождалось такими явлениями, как терроризм, геноцид, а также нарушением прав человека и стремлением полностью разрушить культурное наследие противника любой ценой.

Нам пришлось столкнуться с ужасами войны в Балканском регионе, а затем с конфликтами на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.

Продолжающееся в настоящий момент объединение Европы, а также тот факт, что глобализация ведет к образованию «мировой деревни», в которой даже удаленные друг от друга страны становятся соседями, позволяет нам возобновить всю программу с той точки, в которой она дала сбой.

Мое личное отношение к данному предмету определяется тем, что, как гражданин Австрии, я, конечно, воспринимаю себя и гражданином Европы и, более того, частью «мировой деревни». Поэтому я несу ответственность за все происходящее и готов справляться с трудностями, но также я сознаю и право выразить протест, если что-либо вновь пойдет не так.

В качестве военного офицера я служил в частях защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и оказывал помощь в случаях стихийных бедствий и катастроф. В течение всего срока службы мне приходилось иметь дело с разрушительными последствиями, вызванными применением оружия массового поражения, или схожими последствиями техногенных катастроф и природных бедствий. Процесс устранения последствий войн, террористических актов, чрезвычайных происшествий на АЭС, промышленного загрязнения окружающей среды, а также землетрясений, лесных пожаров, наводнений и цунами непременно подразумевает тесное сотрудничество гражданского сектора и военных сил и в большинстве случаев строится на принципе оказания необходимой помощи, а не на демонстрации своего участия.

Сейчас защита культурного наследия является неотъемлемой частью военных миссий (как локального, так и международного масштаба) Вооруженных сил Австрии, проводимых в тесном сотрудничестве с Австрийским федеральным министерством образования, искусства и культуры, а также Австрийским обществом охраны культурного наследия. Юридической основой для этого является Гаагская конвенция 1954 года и Второй протокол от 1999 года. С другой стороны, как координация гражданской и военной деятельности, так и военно-гражданское сотрудничество являются необходимым условием благоприятного исхода операции. Кроме того, вклад Вооруженных сил Австрии в дело защиты культурного наследия состоит в проведении национальных и международных обучающих программ, а также в предоставлении профессионалов в данной области.

Защита культурного наследия включает сохранение и бережное отношение к ее объектам, а также запрет на их неправомерное использование в военных целях. В истории Второй мировой войны можно отыскать положительный пример подобного гуманного отношения к памятникам культуры: сохранение культурного достояния, хранившегося в монастыре Монте-Кассино, стало возможным благодаря отважному решению подполковника армии немецкого вермахта Юлиуса Шлегеля, который организовал эвакуацию культурных ценностей, в том числе и архитектурного плана монастыря в Ватикан в 1943–1944 годах.

На счету Вооруженных сил Австрии такие важные операции по спасению культурного наследия:

– 1976–1978 годы: перемещение коллекции, хранившейся в нескольких складских помещениях Эфесского музея, в Этнологический музей в Вене специалистами по защите от ядерного, биологического и химического оружия;

– декабрь 1980 года: извлечение из-под завалов культурных ценностей во время ликвидации последствий землетрясения в итальянском городе Калабритто. Это было главной задачей операции, поскольку спасенные реликвии играли важнейшую роль в религиозном и историческом самоопределении местного населения;

– декабрь 1988 года: во время операции по оказанию помощи, организованной после разрушительного землетрясения в Армении, спасение людей было определено приоритетной задачей.

Благодаря огромному успеху последней операции в 1990 году было принято решение сформировать подразделение австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий. Оно является военным подразделением с международным присутствием. Его мобилизующий штаб входит в состав Австрийской военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Лизы Мейтнер. Главная задача подразделения – спасение людей и защита культурного наследия в случае природных и техногенных катастроф. В него входит 200 частей, а его кадровые ресурсы насчитывают около 1300 добровольцев (военные кадры, армейский резерв, а также гражданские специалисты).

 

Международное присутствие подразделения австрийских сил
по оказанию помощи в случае бедствий (АФДРЮ)

Международное присутствие подразделения австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий (АФДРЮ)

 

Координация гражданской и военной деятельности и военно-гражданское сотрудничество приобретают все большую важность во время ликвидации последствий катастроф, поскольку не суще­ствует ни одного сценария бедствия, когда вооруженные силы не принимаются в расчет. Наиболее яркими тому примерами из недавнего времени являются: ураган «Катрина» в США, землетрясение на Гаити, лесные пожары в России, наводнение в Пакистане.

Чтобы успешно справиться с последствиями стихийных и антропогенных катастроф, подразделениям по оказанию помощи (на локальном и международном уровне) чрезвычайно важно не только получить качественную подготовку в рамках общих тренировочных программ, но и поддержку действующих центров международного сотрудничества, таких как Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, Евроатлантический центр по координации мер в чрезвычайных ситуациях НАТО (программа НАТО «Партнерство во имя мира»), Центр мониторинга и информации Европейской комиссии.

Во многих странах мира действуют государственные структуры, ответственные за оказание помощи в чрезвычайных ситуациях. Так, например: в США действует Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях; в России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в Германии – Федеральная служба технической помощи; Швейцарии – Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, а также Швейцарский корпус гуманитарной помощи.

Культурные ценности человечества подвержены все возрастающей угрозе уничтожения в случае войны, террористических актов, природных и техногенных катастроф. Предотвращение этой угрозы (посредством сбора информации и подготовки мер защиты) оказалось наиболее эффективной политикой, положительный пример – Пакт Рериха. В настоящее время мы можем использовать военные и гражданские ресурсы для осуществления «мер предотвращения», а также согласовать свои действия по защите культурного наследия с такими службами, как гражданская оборона, пожарные бригады, специальные подразделения, служба координации гражданской и военной деятельности и другие организации.

С другой стороны, несмотря на положительное развитие в сфере оказания помощи в случае бедствий, мы все еще часто видим, что проведению должных мер реагирования препятствуют национальные или межнациональные конфликты, а также безответственные политики, которые не принимают своевременных политических решений (исключения: Гельмут Шмидт – штормовой нагон в Гамбурге (1962), Барак Обама – землетрясение на Гаити (2010)).

75-я годовщина подписания Пакта Рериха – удобный случай обратить внимание общественности на значение подготовленности и ответственности политических деятелей (тех, кто принимает решения), чтобы подчеркнуть важность и необходимость защиты культурного наследия!

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 303