Знак триединства в культуре народов Средней Азии

Н.Р. Монасыпова,
председатель Ташкентского общества Рерихов,
Узбекистан

 

Записывайте не то, что прочтут из книг, а то, что расскажут, ибо эти мысли живут.

Не по книге, но по мысли будете судить о жизни.

Н.К.Рерих

В своих трудах Н.К.Рерих оставил нам многозначительные вехи, обращая внимание на которые, мы постигаем заново смысл многих событий и явлений. Николай Константинович Рерих неоднократно упоминал о распространенности Знака Триединства среди разных культур и народов [1, с. 47; 2, с. 167–173; 3, с. 125–129, 223; 4; 5, с. 207].

«Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских» [5, с. 207].

История культуры и развития искусства Средней Азии хранит бесценные памятники зодчества, музыки, литературы. Основанная на очень древних местных традициях, архитектура отличается и национальной спецификой, обусловленной особенностями жизни и быта таджиков, узбеков, казахов, киргизов, туркмен, также можно найти и объединяющие признаки.

Сохранившиеся памятники доносят до нас замыслы и дыхание эпох, красоту орнаментов декора зданий, стремление истинных мастеров к Гармонии и Красоте. Бухара, Самарканд, Ташкент, Хива сохранили шедевры культуры и их энергетику, составляющую культурное наследие народов. Каждый из этих городов в свою очередь был центром государства, и правители стягивали с огромных территорий лучших мастеров-зодчих.

Архитектуру называют «застывшей музыкой», и в узорах орнаментов слышатся гармоничные аккорды небесных сфер, переданные искусными руками. Почему некоторые произведения становятся вечными и вызывают ощущение Прекрасного у людей разных эпох с различным уровнем сознания? В вечных произведениях заключена Красота и Гармония, музыкальный ритм.

В своем произведении «Тернистый путь Красоты» Людмила Васильевна Шапошникова пишет: «Красота, в ее истинном понимании, представляет собой тонкую и высоковибрационную энергетику и является не только важнейшим фактором в эволюции человечества, но и олицетворяет собой творческую силу в космосе как таковом. Она возникает в таинственном пространстве Космического Магнита, где в необозримом океане энергий складываются и рушатся бесчисленные формы различных состояний материи. И только она, Красота, придает им устойчивость и эволюционную завершенность» [6, с. 5].

Резьба на колоннах и на ганчевой штукатурке стен, росписи в интерьере и на террасах, красочная глазурованная керамика, вышивки и ткани – все эти неотъемлемые художественные элементы говорят о живом, никогда не исчезавшем стремлении народных зодчих и художников к высокому синтезу искусства.

Важным общим художественным признаком выступает неразрывная связь орнамента с символами. Даже по отдельным сохранившимся фрагментам и деталям пытливый ученый может воссоздать образ эпохи, раскрыть нам страницу из Книги жизни народа, и нередко талант помогает возродить памятник культуры: Феникс возрождается, буквально из пепла истории. Одним из таких «Фениксов» является Афрасиаб – древний Самарканд

 

План городища Афрасиаб (древний Самарканд)

Рис. 1. План городища
Афрасиаб (древний Самарканд)

 

«Городище Афрасиаб приносит каждый год новые открытия памятников культуры и искусства прошлого. Мировую известность приобрел резной штук из дворца Саманидов (IX век) <...> Понятие “резной штук” прочно вошло в обиход науки и разговорной речи, и поэтому вопрос, что же такое “резной штук”, может показаться излишним. Между тем в применении к искусству Средней Азии это наименование утвердилось в отечественной литературе, лишь со времен первого исследователя архитектурного декора Средней Азии Б.П.Денике <…> Так обстоит и с резным штуком, под которым мы разумеем резной ганч» [7, с. 29].

Афрасиабские панели из раскопок разных лет в западной части городища принадлежат одному комплексу зданий: комплекс этот – дворец Саманидов. Зал дворца был раскопан известным ученым М.Е.Массоном в 1919 году. В 1925 году В.Л.Вяткиным был открыт еще один зал, убранный резным ганчем в виде «панелей с кольцами». И эти панели дошли лишь в виде снимков [7, с. 32].

В книге «Резной штук Афрасиаба» [7, с. 51] дана фотография «панели с кольцами» из дворца Саманидов. Изображен круг, а вокруг него три круга (рис. 2).

 

Панели с кольцами (резной ганч) из зала дворца Саманидов

Рис. 2. Панели с кольцами (резной ганч)
из зала дворца Саманидов

 

Во дворце Саманидов в другом зале на панели четко видно изображение округленного трилистника в круге [7, с. 41] (рис. 3).

 

Трилистник в круге (резной ганч) из дворца Саманидов

Рис. 3. Трилистник в круге (резной
ганч) из дворца Саманидов

 

«Резной штук освещался только как предмет декора. Сейчас, в связи с открытием на Афрасиабе новых произведений резного штука, возникает еще одно русло его изучения. Резной штук на больших плоскостях дает, оказывается, ключ к реконструкции многих конструктивных и декоративных элементов архитектуры (сводов, куполов, парусов, ниш и т.д.). Взятые совокупно, эти элементы открывают возможность восстановления не дошедших до нас интерьеров и фасадов зданий» [7, с. 30].

Историко-культурный и художественный облик древнего Самарканда в ходе археологических работ выступает все более зримо.

 

МАВЗОЛЕЙ ПРОРОКА ДАНИИЛА

В мавзолее пророка Даниила в Самарканде просматриваются элементы Знака Триединства в виде трилистника (рис. 4).

 

Деталь покрова гробницы святого Даниила

Рис. 4. Деталь покрова гробницы
святого Даниила

 

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий – ислама, иудаизма и христианства (рис. 5). Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, в Ираке.

 

Мавзолей святого Даниила в Самарканде

Рис. 5. Мавзолей святого Даниила
в Самарканде

 

Предание гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397–1404 годах Тамерлан, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Тамерлан предложил жителям осажденного города, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его империи от любых бед.

 

ЗНАК ТРИЕДИНСТВА НА ТАМГЕ ТАМЕРЛАНА,
НА ГЕРБЕ Г. САМАРКАНДА И НА ФРОНТОНЕ МУЗЕЯ ТИМУРИДОВ В ТАШКЕНТЕ

Изображение трех колец – государственный символ Тимура (рис. 6). Этот знак был изображен и на печати (тамге) великого полководца, где начертаны слова: «Сила в справедливости».

Происхождение этого символа на тамге Тамерлана пытается разъяснить посол короля Кастилии Руи Гонсалес де Клавихо в своем произведении «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура».

 

Тамга Тимура

Рис. 6. Тамга Тимура

 

«…Герб Тамурбека – три круга <…> Это значит, что он царь трех частей света, и этот герб он приказал делать на всех монетах и на всех предметах, которые изготавливаются по его приказанию <…> Эти три кружочка наподобие буквы “О” встречаются и на царских печатях, и он приказывает [тем народам], которые облагаются данью, чтобы также ставили [этот знак] на своих монетах» [8].

Пять веков спустя, утверждая геральдику Самарканда, Российская империя примет во внимание Тамерланову печать и включит знак в герб Самарканда. «В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита – знак тамги (печати) Тамерлана. Щит увенчан древнею царскою короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, соединенными алой Александровскою лентою» [9] (рис. 7).

 

Герб города Самарканда

Рис. 7. Герб города Самарканда

 

Н.К.Рерих, подготавливая исторический документ о защите культурных ценностей, взял как символ Знамени Мира Знак триединства: «Знак триединости оказался раскинутым по всему миру Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны Он же и на Тамге Тамерлана Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских» [5, с. 202–203].

В Ташкенте в 1996 году был построен Музей Тимуридов (рис. 8), на фронтоне которого можно видеть Знак Триединства (рис. 9).

 

Музей Тимуридов в Ташкенте

Рис. 8. Музей Тимуридов в Ташкенте

 

Фронтон Музея Тимуридов в Ташкенте

Рис. 9. Фронтон Музея Тимуридов
в Ташкенте

 

ГОРА «ТРОН СОЛОМОНА» В ТУРКЕСТАНЕ
(Г. ОШ, КИРГИЗИЯ)

Н.К.Рерих пишет: «Рано зажигаются звезды. К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нем замечательное. Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространенностью.

Шаманская мудрость поклоняется им. Не случайно Иов перечисляет именно их как акт высшего достижения. Блестки разбросаны всюду. В последнем выпуске журнала Лондонского Азиатского общества многозначительна неожиданная заметка: «Император Бабур в начале своих мемуаров говорит: “В окрестностях Баракуха находится мечеть, называемая Джауза Маджид”». Истинное значение этого названия есть “Дом Ориона”. Джауза есть имя Ориона. С каким же древним культом слилась мечеть, указанная Бабуром, теперь, вероятно, смытая песками великих пустынь? Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки “Три Мага”. В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!» [1, с. 46–47].

Гора, упомянутая Николаем Рерихом, которая упоминается Бабуром как Баракух (красивая), есть не что иное, как Тахт-и-Сулейман, или «Трон Соломона», расположенная в сердце среднеазиатского города Ош. Она представляет собой пятиглавый известковый останец длиной более 1140 м и шириной 560 м по подошве, вытянутый с запада на восток. Название «Трон Соломона» Н.К.Рерих объясняет по услышанной легенде о том, что царь Соломон прилетал на эти горы на своем летательном аппарате. В Азии такое название носит не одна гора.

«Ни в одной песне не сказывается, отчего гора “Трон Соломона” носит это имя. Ведь это место очень древнее Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолете с любимой женою переносился на эту гору. Опять упоминание о “летательном аппарате” Соломона. Такая же гора в Туркестане и Персии» [1, с. 69].

Но в городе Ош, у подножия горы «Трон Соломона», и сейчас функционирует мечеть, носящая название Джауза. Мечеть реставрировалась и перестраивалась, но сама ее основа всегда сохранялась, ученые датируют строительство мечети у подножия горы XVI веком.

На этой горе есть следы коленей царя Соломона и следы его слез. Следы коленей очень крупного человека. Следы слез напоминают по строению созвездие Орион.

Николай Константинович Рерих упоминает этот факт в путевом дневнике, в записи от 7 марта 1926 года: «Еще рассказ: “У города Ош есть гора Соломона. Даже сохранились ямки, где на коленях Соломон молился”» [1, с. 195]. «Ямки, где на коленях Соломон молился» находятся внутри худжры, построенной Бабуром (рис. 10).

 

Худжра на вершине горы «Трон Соломона»

Рис. 10. Худжра на вершине горы
«Трон Соломона»

 

Cам «Домик Бабура», как называют его обычно живущие в городе Ош, просуществовал до шестидесятых годов прошлого столетия и был разрушен невежественными местными властями в целях борьбы с «религиозными предрассудками». Затем по сохранившимся чертежам худжра в годы перестройки была восстановлена на добровольные пожертвования.

Сулайман-Тоо – священная гора в киргизском городе Ош, в июне 2009 года стала первым в этой стране объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (рис. 11).

 

Гора «Трон Соломона» в городе Ош (Киргизия)

Рис. 11. Гора «Трон Соломона»
в городе Ош (Киргизия)

 

На картине Н.К.Рериха «Чинтамани» Конь Счастья несет камень, присланный с созвездия Орион от Трех Магов. На камне в светлом пламени изображен Знак Триединства.

Возможно, что мечеть Ориона у подножия горы «Трон Соломона» является одним из свидетельств почитания ТРИЕДИНСТВА.

Если пройти по хребту вершины, где построен «Домик Бабура», дальше, к следующей вершине, то там можно увидеть выбитое на граните самого края горы изображение Знака Триединства, подобное тому, что на Знамени Мира; рядом – с одной стороны углубление от ладони, с другой – углубление от ступни. Изображение напоминает картину Н.К.Рериха «Знаки Христа», только вместо пестика изображен Знак Триединства (рис. 12).

 

Изображение Знака Триединства на вершине горы «Трон Соломона». Зарисовка с натуры

Рис. 12. Изображение Знака Триединства
на вершине горы «Трон Соломона».
Зарисовка с натуры

 

Сейчас изображение руки исчезло, кусок гранита, на котором оно было, к сожалению, кто-то взял, отделив его от горы.

Когда мы были в городе Ош на горе «Трон Соломона» у этого знака, нам повстречался местный житель киргиз, который удивился, увидев нас, и спросил, откуда мы знаем про это изображение? Затем он рассказал нам, что знак обладает целительной силой, и местные жители ходят к нему лечиться. Данных о времени появления этого символа на горе «Трон Соломона» у нас нет.

Универсальность и распространенность данного символа свидетельствует в пользу гипотезы об общих истоках многих культур.

Знаки Священные… Вехи-приметы,

Всюду три круга в Одном.

Трон Соломона украшен при этом

Оттиском древним времен.

След от Руки отпечатан на камне,

След от ступни сохранен

Имя древнейшего Храма

Названо вслух – Орион.

Всюду следы и благие приметы…

Знаки мы все соберем.

Знаки расставлены нам на планете –

Всюду три круга в одном.

Прошлое наше, хранимое в Чаше,

Плавится чистым огнем,

Путь наш в Грядущее, – он в настоящем.

Вечностью все соберем*.

 

ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ

«На правобережье Амударьи в Эликкалинском районе находится крепость – замок Тешик кала (VII–VIII вв.). Лишь вдали виднеются то ли курганы, то ли руины старинных строений. Две с половиной тысячи лет назад эти пространства входили в состав могущественного Хорезмийского государства, одного из самых древних в мире. Само название района Элликкала означает “пятьдесят крепостей”, это древние крепости Аяз-кала, Кырк-кыз, Бургун-кала, Дев-кала, Тешик-кала, Топрак-кала и множество других. При раскопках Тешик-кала вдоль стен комнаты было обнаружено большое количество обломков глиняных фризов, украшавших верхнюю часть стен. Видимо, комната была декорирована идущим кругом фризом из сырой глины, который на юго-западной стене прекрасно сохранился. Орнамент фриза состоит из чередующихся восьми лучевых розеток и пятилистных пальметок» [10, с. 141]. Три верхних листа в орнаменте выделены и являются почти круглыми. То есть на фотографии фриза четко виден растительный узор, напоминающий Знак Триединства (рис. 13).

Геометрическое исследование орнамента крепости Топрак-кала (Хорезм) представлено на рисунке 14. В основе узора лежит явно Знак Триединства, который прорисовывается при исследовании орнамента по законам геометрии.

 

Хорезм. Крепость Тешик-кала (реконструкция). Трилистник на фризе жилой башни

Рис. 13. Хорезм. Крепость
Тешик-кала (реконструкция).
Трилистник на фризе жилой башни

 

Хорезм. Орнамент крепости Топрак-кала

Рис. 14. Хорезм. Орнамент крепости
Топрак-кала

 

ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРНЫХ ОРНАМЕНТАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Такие изображения, как треугольник и трилистник, известные с древних времен и применяемые в современном декоре архитектурных украшений стран Средней Азии, близки по смыслу к Знаку Триединства.

 

Фрагмент декора. Узор «ислими»

Рис. 15. Фрагмент декора.
Узор «ислими»

 

Приемы резьбы по ганчу с трилистниками

Рис. 16. Приемы резьбы по ганчу
с трилистниками

 

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющие бесконечное разнообразие вариантов: растительный – ислими (узор из гибких, вьющихся стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический – гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны. «Гирих» в переводе с арабского означает «узел».

В основе гириха чаще всего лежит круг – правильное его деление на части, с помощью которых строятся квадрат, прямоугольник, многоугольник. Иначе говоря, гирих создается с помощью циркуля и линейки.

В узоре гирихов соединяются в одну композицию между собой несколько разных геометрических орнаментов, полученных от наложения треугольников, многоугольников друг на друга, многоугольников на круг.

«Предположение о том, что гирихи возникают под влиянием древнего, исконно присущего степным кочевым народам принципа бесфоновой организации узора, известного по войлочным коврам, резьбе по дереву и коже, изделиям из металла скифского времени, вовсе не выглядит абсурдным. Еще один из первых исследователей гирихов Н.Бакланов, рассматривая происхождение геометрических орнаментов, писал: “привычка видеть ковры помогла перенести текстильные мотивы на глиняные или кирпичные стены монументальных сооружений”» [11, с. 49].

«Бесфоновой организации пространства присущи строгая структурность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость элементов узора и фона и, наконец, использование минимального количества выразительных средств для достижения максимально эффектного результата. Этот своего рода минимализм в искусстве был воспитан скупым ландшафтом степи, оппозицией равновеликих для кочевника понятий “Земля-Небо”, лежавших в основе художественных и мировоззренческих ценностей степных племен» [12].

«Что касается мусульманского растительного декора, известного под общим названием “ислими”, то его стилистика, как и форма ведущих элементов – ислими (побега плавно изогнутого раздвоенного листа), цветочных пальметт, спирали, лотоса, также удивительно точно соотносятся с системой и элементами орнамента скифского племени, известного, в частности, по находкам пазырыкских захоронений Горного Алтая» [12, с. 130].

Кто из мастеров интуитивно, а кто сознательно применяет в символах, употребляемых в прикладном искусстве, в декоре архитектурных памятниках, символы и знаки, несущие красоту, гармонию, соответствие с природой и космосом. Мы реагируем именно на красоту и гармонию. Природа естественно прекрасна. А человек – мастер учиться у природы. Совершенство искусства зодчих достигалось средствами геометрической гармонизации.

Основу теории архитектуры как искусства составило учение о гармонии, связанное с такими критериями, как уравновешенность, порядок, соответствие, родство, пропорциональность и подобие.

Знак Триединства охраняет, он космичен, вызывает ощущение Прекрасного и Гармонии. Древние зодчие Средней Азии в поисках лучших символов и их сочетаний творили мировые шедевры. Эстетика форм памятников архитектуры, декора сохраняет, пройдя через бурный поток времен, магнит красоты и гармонии. А ученые, произведя анализ пропорций и сочетания символов, находят идеальные геометрические пропорции.

«Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно. Так отвлеченность делается реальностью» [13, 162].

В трудах Пифагора и Платона говорится о космологической концепции гармонии и символики.

В «Истории Бухары» Абу-Бакра Мухаммада Наршахи (899–960) упоминается факт, свидетельствующий о силе созидания по канонам красоты космоса. Строительство эмирского дворца Арк в Бухаре никак не удавалось довести до конца: он разрушался, сколько раз ни возобновляли стройку. Мудрецы дали эмиру совет: поставить каменные столбы наподобие созвездия Большой Медведицы. Эмир внял совету, столбы воздвигли, дворец достроили – и он не разрушился.

Николай Константинович Рерих, когда писал о «тройном светиле Ориона», сопоставил его со Знаком Триединства, помня о космических законах, живя по которым, человечество может сгармонизировать жизнь на планете согласно канонам красоты космоса.

«Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространенностью» [1, с. 47].

Золотая звезда Бетельгейзе…

Три волхва… С синевой Беллатрикс.

В уравнении Игрек и Икс…

Сколько в том и в другом неизвестных?..**

В Учении Живой Этики говорится: «“Когда Имя Храма произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным”. – Так это Сам сказал накануне новолуния.

Жар пустыни был велик» [14, ч. 2, V, 5].

 

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАМЕНИ МИРА

Л.В.Шапошникова в своей статье «Актуальность Пакта Рериха в современном мире» пишет: «Рериховские слова “Культура есть сердце” дают нам возможность прийти к выводу о том, что именно сердце является главным двигателем культуры и ее духовным центром. И поэтому наступающая эпоха, Эпоха сердца, неизбежно будет и Эпохой культуры <…> Называя Культуру “Садом Прекрасным”, Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа» [15, с. 44].

Когда в Учении Живой Этики говорится о «Трех Жемчужинах мира», сердце воспринимает Знак Триединства как отражение этих трех прекрасных Жемчужин, стоящих на охране Красоты и Гармонии Мира, как символ возрождения.

«Если хотите помыслить о Трех Жемчужинах мира, можете ли почувствовать сердце ваше вершиною, дающей мощь трем священным рекам, питающим многие земли? Можно ли осилить растроение сознания без умаления одной хотя бы части?» [13, 442].

Николай Константинович в своих путевых дневниках пишет: «П. спрашивает в Урумчи: «Вошла ли в вас “зараза” Азии?» Да, Петр Александрович, вошла не зараза, но очарование, всегда оно было в нас. Оно было гораздо ранее, нежели писался “Стан половецкий” или “Заморские гости”. И как же будем мы без тебя, Азия? Но ведь мы и не уехали от тебя <…> И где граница твоя, Азия? Какие задачи могут быть решены без Азии? Какое построение обойдется без камней, без заветов Азии? “Длинное ухо” Азии слышит музыку сфер. “Великая рука” Азии возносит чашу. О длинном ухе Азии сложено много рассказов. О великой руке Азии повесть только еще пишется. Из Азии пришли все великие Учителя» [1, с. 276].


* Стихотворение автора доклада. – Прим. ред.

** Стихотворение автора доклада. – Прим. ред.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. Рига: Виеда, 1992.

[2] Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1990.

[3] Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

[4] Рерих Н.К. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996.

[5] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.

[6] Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, 2001.

[7] Ахраров И.А, Ремпель Л.И. Резной штук Афрасиаба. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, 1971.

[8] Электронный ресурс: http://www.drevlit.ru/texts/k/klaviho3.php.

[9] Электронный ресурс: http://e-samarkand.narod.ru/gerb.htm.

[10] Толстов С.А. Древний Хорезм. М.: МГУ, 1948.

[11] Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. М., 1978.

[12] Гюль Э. Диалог культур в искусстве Узбекистана. Ташкент, 2005.

[13] Учение Живой Этики. Иерархия.

[14] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.

[15] Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 587