Музей Ивана Гончара: опыт защиты народной культурной традиции

П.И. Гончар,
художник, директор Украинского центра национальной культуры
«Музей Ивана Гончара»,
Киев

С давних пор величественные кручи, высящиеся в Киеве на правом берегу Днепра и тянущиеся далеко вниз по течению, были святой землей для загадочных цивилизаций, служили надежным убежищем для духовного подвижничества, становились очагами науки и культуры. Именно на этих святых горах возникали храмы украинского духа, которые веками сберегали нетленные сокровища народа, обеспечивая его неуничтожимость, преемственность традиций, формировали надежные ориентиры дальнейшего прогресса.

Символично и отнюдь не случайно именно здесь в середине минувшего столетия дерзанием жизни одного человека были заложены основания мощной твердыни украинства, которое уже в нашу, новейшую, эпоху открывает свои широкие врата всем жаждущим духовного причастия нации. Этим самоотверженным зодчим стал художник и собиратель Иван Макарович Гончар (27.01.1911–18.06.1993) – выдающийся общественный и культурный деятель, скульптор, живописец, график, народовед, коллекционер, заслуженный деятель искусств Украины (1960), лауреат Государственной премии имени Т.Шевченко (1989), народный художник Украины (1991), один из инициаторов создания Украинского общества охраны памятников истории и культуры, а также Музея народной архитектуры и быта Украины. Личность этого удивительного человека и его бессмертное дело достаточно широко освещались в печати (с 1951-го по 2004 год об этом было свыше 500 публикаций). Однако тема Украинского Храма Культуры и его Основателя в современном обществе все еще остается актуальной. Итак, перелистаем отдельные страницы этой истории.

Украинская национальная культура, которая за многие века своего существования приобрела мировое значение, в ХVІІІ–ХХ века была умышленно нивелирована как неполноценная в силу имперского доминирования. Перед украинцами встали вопросы сохранения национальных святынь, возрождения этнических традиций и установления исторической справедливости. В стране началом этнографического музейного дела, которое самым полным образом фиксировало различные проявления традиционно-бытовой культуры, считают первую четверть XIX века. Тогдашние музеи и этнографические сборники создавались по инициативе учебных заведений, научных обществ и отдельных исследователей. Их усилиями были осуществлены первые этнографические экспедиции и начата разработка научного инструментария для собирания народоведческих памяток.

С середины ХІХ века начинается специализация музейных учреждений. Этнографические музеи расширяют свои функции, приобретая характер учреждений научных и культурно-образовательных. Важную роль в формировании этнографического коллекционного фонда этого периода сыграло также частное коллекционирование – оно содействовало выявлению и собиранию памяток, которые со временем пополняли фонды музеев. В сложных условиях выдающимися деятелями украинской культуры и науки, меценатами и коллекционерами-филантропами были собраны уникальные коллекции «малороссийского» искусства. В конце ХІХ – в начале ХХ века появляются подвижники, подхватившие эстафету своих предшественников в деле изучения, сохранения и развития украинской народной культуры: Д.Яворницкий, В.Гнатюк, О.Скаржинская, семьи Терещенко и Ханенко, Ф.Вовк, В.Тарновский, братья Щербаковские, Н.Биляшевский и другие.

Как известно, при коммунистах народное искусство сразу исчезло из музейных экспозиций как «антисоветское» явление, препятствовавшее внедрению политики «слияния наций в единую историческую общность», которая обеспечивала бы существование неделимой обновленной империи. Так народные художественные шедевры оказались вне закона и – в лучшем случае – сохранялись где-то в глубине музейных фондохранилищ, но чаще просто уничтожались – когда сознательно, а когда и бездумно. В крайне идеологизированных экспозициях воцарился «советский соцреализм». В середине 60-х годов ХХ века в Украине существовало около 130 музеев, однако ни в одном из них украинская народная культура не могла быть представлена объективно и полно.

Государственные музеи игнорировали целый ряд феноменальных составляющих украинского искусства – в частности, народную икону и народную картину, что привело к возникновению в народной живописи «белых пятен». В таком сложном положении казалось, что украинская нация со своим тысячелетним историко-культурным наследием обречена на ассимиляцию и деградацию. Однако в ХХ веке появились подвижники, взявшиеся за возрождение и развитие родной культуры.

Еще юношей, выжив в пламени вандализма Гражданской войны, Иван Гончар поклялся всю дальнейшую жизнь посвятить сохранению и приумножению культурных святынь нации. Уже позднее он станет шевченковским «апостолом правды» на украинской ниве культуры. «Маразмом, мракобесием и преступлением перед народом» гневно клеймил Иван Гончар музейно-фондовое «заключение» бесценных сокровищ украинской культуры минувшего, считая, что «не показывать вещевое культурное наследие своего народа – это значит отнять у него гордость, сознание и право на самобытность, следовательно право на самопознание, сломать крылья для полета вперед» [1]. Вся его деятельность, не разделяемая им самим на исследовательскую и собирательскую, культурно-просветительскую и пропагандистскую, была направлена прежде всего на комплексное фиксирование, изучение, реконструкцию и популяризацию украинской традиционной среды XVII–XX веков. Продолжая дело своих знаменитых предшественников конца ХІХ – начала ХХ века, И.М.Гончар на основе своей частной коллекции народного искусства создал общественный музей, имея целью основать неофициальный культурно-художественный очаг украинской жизни, основной задачей которого стал бы поиск, сохранение и показ аутентичных произведений украинского народного искусства в сочетании с его собственным художественным творчеством ради пробуждения национального самосознания украинцев. В своей деятельности И.М.Гончар удачно сочетал практику с теорией – полевую, собирательскую работу с осмыслением сущностных основ и общемирового значения украинской народной культуры. Не приемля малоценные, идеологизированные произведения соцреализма как в профессиональном, так и в псевдонародном «штампованном искусстве», выступая против политики тогдашних государственных музеев, отдававших предпочтение исключительно «советскому искусству» и при этом игнорирующих образно-интуитивную, мифопоэтическую и наивно-романтическую основу народного искусства украинцев, Иван Гончар разыскивал и возвращал в своем музее к жизни высокохудожественные произведения национального искусства. Он целеустремленно культивировал в народном искусстве аутентичное, первичное, выявляя мировоззренческие основы образно-творческого мышления украинцев. Художник собственноручно собирал произведения для своей коллекции, экспонировал, интерпретировал, применял их в традиционной функциональной среде, подчеркивая, что все эти вещи были бы уничтожены, если бы не попали к нему в музей и не обрели здесь полноценного бытования. Собирание коллекции было не стихийным, а художественно и научно обоснованным. «Пренебрежительное отношение к народной художественной культуре послужило причиной того, что она начала везде исчезать, приходить в упадок, а наше профессиональное искусство, которое перестало питаться народным, теряет свой национальный вид – в сущности, главнейший признак настоящего искусства. Вместо настоящих народных изделий стали распространяться изделия стандартные, фабричные, мещанский хлам или иностранный эрзац худшего сорта» [1].

Преданность своему народу, призвание жизни, личное художественное и просветительское дарование Ивана Гончара превратили общественный музей, основанный им в конце 1950-х годов, в народное учреждение, ставшее своеобразным горнилом для целой плеяды деятелей украинской культуры. Из этой «гончарiвнi» вышло немало научных работников, деятелей искусства, народоведов, творческие интересы которых от псевдонатуралистичности и псевдоакадемичности советской школы И.М.Гончаром были переведены на мировоззренчески-философское, народнопоэтическое мышление национальной культуры. По силе влияния на воспитание национального самосознания Ивану Гончару не было равных. Его домашний музей как оппозиция официальной идеологии и тоталитарному режиму, по сути подпольный, был хорошо известен в мире.

Таким образом, домашний общественный музей Ивана Гончара предстал в те времена многоцелевым центром народной культуры, в котором сберегались нетленные сокровища украинского народа, у посетителей пробуждалось национальное сознание и закалялось осознание самобытности и феноменальности украинской народной культуры. Записи в Книге отзывов, сделанные в конце 1960-х годов, свидетельствуют: «Это большое событие в жизни каждого человека – посетить этот Ноев ковчег народного искусства…»;«Ни в одном музее Киева мы не смогли получить такого эстетического наслаждения, а также представления об украинском искусстве, как в этом небольшом доме-музее, настолько богатом содержанием и сокровищами украинского искусства, что мы склоняемся в земном поклоне перед талантом, неутомимостью, энтузиазмом человека, создавшего этот музей…»

В соответствии с существовавшей идеологией и сам хозяин, и посетители музея подвергались всяческим преследованиям со стороны официальной власти за нарушение «правильного» освещения народной культуры и, в частности, традиционного искусства украинцев, запрещенного к тому времени в государственных музеях и учреждениях. Тем не менее, художник отстаивал право каждого человека прикоснуться к традиционной культуре своего народа, и музей продолжал работать.

Итак, своей многолетней плодотворной деятельностью И.М.Гончар заложил основы формирования качественно нового учреждения – всеукраинского центра народной культуры, где бы в комплексе, с применением современных научных методологий и художественно-творческого подхода на профессиональном уровне изучалась, взращивалась и разворачивалась национальная традиция – залог жизнеспособности и дальнейшего существования этноса в пространстве и времени. «Лишь через минувшее можно увидеть будущее нашего народа. Ваш музей – это та призма, через которую мы видим нашу Украину, Украину будущую», – записал в 1964 году в Книге отзывов рабочий Василий Здоровило.

В начале 1990-х годов, когда Украина обрела государственную независимость, а И.М.Гончар – заслуженное признание своей творческой и просветительской деятельности, широкой общественностью был поднят вопрос о создании государственного музея на предложенных Иваном Макаровичем условиях. В 1993 году Ивана Гончара не стало. Однако его заветная мечта об отдельном представительном музее народной культуры начала воплощаться в жизнь. Распоряжением Президента Украины был создан Музей И.М.Гончара. Он расположился в здании, которое было возведено в 1757–1762 гг. по проекту архитектора Семена Карина (1733–1797) и в сооружении которого принимал участие выдающийся зодчий Степан Ковнир (1695–1786).

Ныне коллекция музея насчитывает свыше 20 тысяч экспонатов ХVІ–ХХ веков, собранных в течение 1950–1990-х годов как самим основателем, так и Петром Гончаром, нынешним директором учреждения. Среди них: уникальные сборники рушников, ковров, одежды, головных уборов и т.п.; различные изделия гончарного искусства Украины, редчайшие образцы писанок; изделия из дерева, металла и стекла; ценная коллекция народных музыкальных инструментов. Приоритетным в музее является собрание украинских народных картин, а также икон народного письма. Отдельными полотнами представлена профессиональная живопись.

Личная библиотека И.М.Гончара, которая также вошла в музей, насчитывает почти три тысячи украиноведческих изданий, часть которых – старопечатные (Апостол 1625 г., Октоих 1640 г. и т.п.) и редчайшие книги. В советское время они находились преимущественно в «спецхранах», и за разглашение содержания любой из них можно было попасть в тюрьму. Значительную научную ценность представляет архивный фонд: рукописи, письма, записные книжки, дневники, аудио- и фотоматериалы И.М.Гончара. Творческое наследие основателя музея также является довольно весомым: живопись – 1000 ед., скульптура – 600 ед.

В Музее Ивана Гончара сохраняются и так называемые этнографические листы (свыше 2000 ед.), собранные в 18 томов историко-этнографического альбома «Украина и украинцы». Здесь помещены уникальные фотографии конца ХІХ – первой половины ХХ столетия: преимущественно люди в народной одежде, портреты выдающихся деятелей истории и культуры, заботливо упорядоченные и искусно оформленные И.М.Гончаром.

С тех пор как музей получил государственный статус и частная коллекция основателя была передана его семьей государству, потребность в полноценной многофункциональной деятельности этого хорошо известного в Украине и за границей учреждения не уменьшилась, а напротив, возросла. Ведь хорошо известно, что в новейшую эпоху сфера влияния музеев значительно расширяется. Новая организационно-функциональная форма учреждения культуры – музей как центр культуры – возникает не просто как хранилище определенных этнических и общечеловеческих ценностей и раритетов, а как своеобразная комплексная модель духовно-материальной жизни рода, племени, общины, народности, нации, в которой отображен весь комплекс мировоззренческих ориентиров, основные составляющие и определяющие факторы ее традиционного бытия.

Учитывая долголетние многочисленные ходатайства, Президент Украины в 1999 году подписал Указ, в соответствии с которым был создан Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара», который стал правопреемником Музея И.М.Гончара и проявлением реализации идейных замыслов Ивана Гончара относительно дальнейшего развития его общественного музея как многофункционального национального центра украинской народной культуры.

Следует также отметить, что для всей общины «гончаровцев» принципиально важным является обеспечение преемственности традиционной культуры в Украине согласно духовным установкам и указаниям Ивана Гончара. Ведь его общественный музей возник как противодействие варварской политике, которая определяла художественную и культурную жизнь миллионов людей. Тогда, в 1960–1970-е годы, со стороны гражданина и художника это было вызовом тоталитарному режиму. То, что сделал за свою жизнь Иван Гончар, можно по праву назвать подвигом, дерзновением. Его задел без преувеличения сравним с достижениями целого научного учреждения. Удивительно сознавать, сколько может сделать один человек, если он действительно любит свою родину, свой народ. Сегодня же возникновение на основе общественного музея государственного Центра народной культуры является не только необходимым для культурно-художественной жизни Украины, но и закономерным в мировом контексте развития музейного дела. Общими усилиями общественности и государства это самобытное научно-художественное и культурно-просветительское учреждение может превратиться в один из видных очагов формирования национального сознания, развития гармоничной личности и духовно полноценной нации, как и мечтал об этом его незабываемый основатель: «Все, что вы увидите в Музее, пусть возбудит у вас чувство пылкой, самой искренней любви к поэтической душе Матери-Украины, и пусть любовь эта станет могущественным стимулом для ее прекрасного будущего и буйного расцвета» [1].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гончар И.М. Вступительное слово к экскурсии по дому-музею… / Рукопись. Мемориальный архив И.М.Гончара Украинского центра национальной культуры «Музей Ивана Гончара», 1960-е гг.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 351