17.05.34

Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено успешно. Разве Фел. Ден. не оставил духовных наследников (к ним я, прежде всего, причисляю Вас), которые, несмотря ни на что, будут продолжать начатое великое и светлое дело.

Конечно, Ф. Ден. был прав, что Лига Культуры может существовать независимо от Общества Друзей Рериха. Важно лишь, чтобы сохранено было имя Н.К. как инициатора этой идеи, как почетного Председателя, ибо это даст ей большие возможности развития, особенно в будущем. Также совершенно необходимо, чтобы в нее вошли некоторые члены Общ. Др. Р., но действовать и выступать она может совершенно самостоятельно, лишь объединяя и координируя иногда свои выступления с прочими Отделениями, когда это касается защиты Культуры, как, например, при выступлениях за принятие Знамени Мира и т. д.

Очень своевременно это объединение Культурных сил, и на первых порах пусть оно произойдет на основах чисто творческих выявлений и интересов в разных областях жизни. Конечно, крайне желательно, чтобы члены этой Лиги оказались действительно культурными людьми, в том смысле, как понимаем это определительное мы, а не в силу только носимого ими ярлыка «образованных» людей. Но последнее условие гораздо труднее, потому, если такая Лига осуществится, придется проявить большую терпимость, стараясь объединить тех, кого можно. Время и обмен мыслей отберут полезных сотрудников, которые смогут подойти ближе и воспринять Основы Живой Этики, излагаемой в Учении.

Прав был Фел. Ден., говоря о подвижности Плана. Основной План остается незыблемым, но подробности его должны быть подвижны. Ведь в Космосе все живет, все движется, все волнуется. Как говорят буддисты – ни один предмет не остается тем же самым в два последующих мгновения. Мы должны приспособляться к встающим обстоятельствам, если хотим охранить основной План. Это и есть та великая Целесообразность, которая правит Космосом. Помните, что сказано о непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф. Ден. о тактике Адверза?

Теперь относительно выступлений в печати со статьями на темы, затронутые в Учении, это никогда не возбранялось, но даже поощрялось. Конечно, желательно, чтобы Учение толковалось в правильном освещении. Писать можно и под псевдонимом. Между прочим, я очень не люблю слово «Оккультизм», оно так опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое чернокнижие, всякое разрушение. Я предпочла бы называть Учение, даваемое так, как называет его Сам Вл., именно Основами Живой Этики. Кто может что сказать против этого высокого понятия?

Очень отрадно было слышать о мудром водительстве Фел. Ден., и, конечно, желательно, чтобы работа тесного кружка продолжалась по программе, намеченной Фел. Ден. Рефераты, задание письменных работ по Учению и совместные обсуждения крайне полезны. Именно многим нужно научиться мыслить, и концентрировать свои мысли иногда легче с пером в руках. И книжечки для детей с изложением основ Живой Этики тоже очень нужны. Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая новые пути в связи с Живой Этикой и достижениями Науки. Расширенное сознание изберет свой путь.

Издание журнала – мысль прекрасная, и содержание намеченное правильно. Конечно, можно будет давать статьи о Живой Этике, широко пользуясь данными Учения. Также и статьи с «оккультной окраской», как Вы выражаетесь, тоже привлекают читателей. Из этой области Таинственного можно было бы привести массу интересного и поучительного. Ведь знаки из Тонких Миров очень просачиваются сейчас на Землю. Вы спрашиваете, от чьего имени издавать журнал? В этом полагаюсь на Вас и Карла Ивановича. Важен успех, потому и пользуйтесь тем именем, которое Вам кажется удачнее для этого. Если Вы будете редактором его, то с Вашим литературным талантом и вкусом, не сомневаюсь, что можно достичь большого успеха. Если есть возможность, начните с небольшого. Но повторяю, делайте все в пределах возможностей, не перетягивайте струн. Вы, конечно, имеете уже сборник д-ра Асеева «Оккультизм и Йога». Он просил меня написать ему мое суждение о сборнике и комментировать его личную статью, что я и сделала, ибо в ней встречается ложное освещение Учения. И так как этот сборник, несомненно, проникнет и в Рижск. Общ. и подошедшие к Учению могут вынести на основании этой статьи некоторые ложные представления, то я посылая Вам выдержки из моего письма к д-ру Асееву. Вл. указал мне послать эти выдержки и в другие группы. Конечно, письмо это я пересылаю Вам конфиденциально, и, комментируя неправильность суждения д-ра Ас. по некоторым вопросам, Вы не будете ссылаться на получение Вами моего этого письма к нему. Пусть это идет от Вас.

Очень благодарна Вам за присылку мне страницы из статьи Ф. Д.; по прочтении верну ее Вам немедленно.

Теперь о медицинских записях Ф. Ден. Конечно, если сын Ф. Ден. найдет возможным переслать одну копию их для хранения в Институте Урусвати, мы будем очень благодарны ему. И он может быть уверен, что лишь научный интерес и уважение к памяти нашего родного Фел. Ден. руководит нами в желании иметь эти записи. Мы не заинтересованы ни в каких финансовых соображениях.

Теперь большая личная просьба к Вам. Среди книг Фел. Ден. должны быть несколько копий книги «Община», очень прошу Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не говорить об их существовании. Будут сделаны попытки получить именно эту книгу. Может быть, первый натиск придет из Парижа от г-на Шклявера. Скажите ему, что такой книги в продаже не имелось и не имеется.

Теперь о сокровенном портрете. Думаю, он должен храниться в Общ. Может быть, можно будет сделать маленький шкаф-киот, в котором держались бы этот портрет и другие сокровенные памятные вещи. Конечно, шкаф должен обычно быть закрыт и лишь при собраниях тесного кружка можно иногда открывать его. Если это затруднительно, то я хотела бы, чтобы Портрет этот был передан Вам. Книги, принадлежавшие Фел. Ден., тоже могли бы храниться при Общ., так же как и наша переписка. Если это почему-либо неудобно, не откажите сохранить ее у себя. Делайте как удобнее, как проще, как легче. Важно лишь сохранить все Сокровенное от праздных любопытствующих.

Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если можно, придерживайтесь книг Блаватск., Писем Махатм и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе. Очень опасны именно комментарии на Учение, потому очень просматривайте статьи, которые будут Вам вручаться для помещения в Сборник. Если возникнет такое сомнение в вопросах об Учении, всегда буду рада Вам ответить на них при помощи Вл.

Примите также мой совет и берегите здоровье. Также скажите это и всем тем, кто с слишком большим рвением отдается некоторым (иногда не вполне понятным) указаниям, встречаемым на страницах Учения. Все насильственное не допускается в Учении, ибо это не может дать благих результатов. Равновесие духа и тела необходимо. Если будет нужно усиленное напряжение, оно и будет указано. Берегите здоровье!

Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 216