Елена Рерих

[Дух кристальной чистоты. Из писем друзьям и сотрудникам]

С[19]17 года Н.К., уже за пределами родины, продолжил свой поход за культуру и единение через искусство. Его мотто о значении искусства было начертано на щите Учреждений в Нью-Йорке и появилось во многих книгах и журналах. Так припомним § 375 в «Агни Йоге»: «В чем заключается успех йога? Не в привлечении толпы, не в обращении множества <...> Как особая атмосфера собирается вокруг действий йога? Это настоящий успех, когда не деньги, не множества, но невидимый огонь зажигает сердца человеческие. Не желая подражать, они входят в ту же атмосферу и выносят на себе капли той же творящей росы. Тот успех не приходит только извне, он творится сочетанием рук человеческих с пространственной мыслью <...> Потому йог светит, как призывный огонь.

Он строит то, что должно быть выстроено. Он слагает камни предназначенные <...> Куда полетит искра огня? Можно ли видеть все костры зажженные и всех путников, обогретых огнем Агни Йоги?

Огонь светит успешно, ибо он сияет не для себя».

*

Вы спрашиваете о деятельности обществ имени Рериха. Они успевают разно. Как всегда, все зависит от человека, являющегося главой или сердцем начинания. Некоторые общества следуют общекультурной программе, другие вмещают и секции Живой Этики, но все работают совершенно самостоятельно. Южно-американские группы находятся всецело в ведении г-жи Грант, знающей испанский язык. По-видимому, там все благополучно. В Югославии некоторые члены общества запуганы давлением со стороны церкви, и потому общество не может правильно развиваться. Во многих странах кроются прекрасные души, которые и творят свое дело и несут Учение среди окружающей тьмы. Часто они собираются небольшими группами, но не желают присоединиться к уже существующему обществу.

Вы, вероятно, знаете, что в Бельгии произошло очень желательное закрепление идеи. Так, король Леопольд разрешил [музею] «Рерих Фаундейшн» называться в память короля Альберта, который поддерживал конференцию Пакта в Бельгии. Не забудем, что Пакт и Знамя есть великое начинание Сил Света, поэтому они должны подвергаться особым нападкам. Армагеддон свирепствует у преддверия к 1936 году.

*

09.11.1938

Теперь относительно Пакта. Идея эта продолжает быть близкой многим просвещенным умам. Так, Индусский конгресс в Аллахабаде единогласно вынес постановление о присоединении к Пакту Рериха. Такое же постановление было принято недавно и двумя Международными конгрессами в Париже. Так Пакт продвигается. Шанхайский комитет Пакта издал милую брошюрку. Вероятно, Вы уже видели в Рижском Общ[естве] новый журнал «Фламма», издаваемый одним нашим общ[еством] в Америке. Также в Нью-Йорке начала существовать новая «Рерих Академи оф Артс». Так культурная деятельность не замирает, и новые очаги, как говорится, вспыхивают по всему лицу Земли.

*

Благородная идея Знамени Мира должна постепенно входить в жизнь, и, как пишет один писатель: «Каждый ученый, каждый творец, каждый ученик, сидящий над книгой, каждый, кто думает о смыслах и целях истории, – должен спешить на звук рога, в который трубит Н.К. Рерих у подымаемых им по миру Знамен Мира. И мы, кроме того, ясно понимаем, что этот мир – в то же время есть и борьба, но не борьба за себя, за свое материальное утверждение, а оборона от нападения темных сил на духовные ценности... Дело не в статусах, а в том, чтобы воля отдельных, покамест разрозненных деятелей культуры, слилась бы в единый поток, в единую реку, устремляющуюся к великим устьям, к океану идей...»

Идея охранения произведений человеческого гения так прекрасна и так насущна, что хотелось бы скорее провести ее в жизнь. Ведь сколько лет пройдет, пока сознание масс приучится уважать то, что будет охранено Знаменем! А время не терпит.

*

Искусство, во всех его проявлениях и во всех условных формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. Истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце.

*

Позволю себе несколько слов об искусстве Н.К. В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас».

Но не меньше внимания заслуживает совершенно исключительный дар Н.К. в композиции, являющийся, между прочим, даром редчайшим. Ведь все странные, чтобы не сказать больше, уклоны, наблюдаемые периодически в жизни искусства, главным образом, происходят от отсутствия именно дара композиции. Но каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах.

Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается именно неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться – красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его.

*

Н.К. в свою бытность директором Школы Имп[ераторского] Общ[ества] поощрения художеств был занят целыми днями, ибо школа была открыта от 9-ти утра до 10 ч[асов] вечера, да еще полдня по воскресениям. А кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. состоял председателем, или основателем, или членом комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное общественное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего художества, иногда проходили целые недели, и он не мог взяться за кисть; лишь поздним вечером и по праздникам урывал он время для своего любимого дела, но тем не менее все успевал. Только летами, в течение трех месяцев, он работал с утра до ночи.

*

Во всех областях искусства и науки приходится наблюдать [одно и] то же явление, а именно: все самое молодое, самое устремленное и талантливое всегда уходило от общепринятых группировок. И мне приходилось поддерживать Н.К. в его отходе от группы академических товарищей, когда развитие его таланта требовало совершенно другого окружения и горизонта, не ограниченного никакими рамками, будь то националистическими или же академически принятыми и так далее. Много было битв, но я ни минуты не жалею, наоборот, я счастлива, что Н.К., несмотря ни на что, шел туда, куда звал его дух. Только на этом пути он нашел себя и свое истинное призвание.

*

С каждым годом творчество Н.К. становится все мощнее и в то же время возвышеннее и тоньше! Истинно свет и красота души его запечатлена в его картинах. Радуюсь, что эти чудесные симфонии красок будут светить и звучать среди близких сердцу.

*

Много пользы могут принести задушевные беседы перед художественными произведениями. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на них посетителей Музея безошибочно определит их сущность.

Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н.К. в своих санаториях для нервнобольных.

Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь.

*

Современное художество, за малыми исключениями, не [дает] вдохновения. Все эти так называемые «реализмы» и «сверхреализмы» или «сюрреализмы» являются лишь жалкими масками, надетыми на себя бездарностями. Именно современное искусство, в своем обилии всяких выдумок и отсутствии истинного воображения, в утрате стиля явило свой упадочный лик. Но истинный художник усмотрит и уловит образы красоты в самых неожиданных сочетаниях и, прочувствовав их, сумеет претворить в своем неповторенном выражении.

Велико счастье, когда в переживаемое нами тяжкое время можно находить приток сил и радость в создании чудесных образов. Ведь искусство – живой огонь и творение художника есть мощный собиратель жизненной энергии. Так и радуйтесь приобщением к этому живительному огню и творите во всей искренности. Искусство развивает, воображение, а именно мощь воображения так необходима для продвижения во всех областях жизни. В тонком же мире воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель.

Глубже вникайте в книги Учения. Они являются неисчерпаемым источником вдохновения для того, кто читает их сердцем. Если в прошлые эпохи связь искусства с религией дала ему такой расцвет, то связь искусства с устремлением к Синтезу Учения Света даст ширь и мощь искусству будущего.

*

Обратите внимание, чтобы наша publicity (здесь – популяризаторская деятельность. – Ред.) была не восторженными и выспренними гимнами, но базировалась бы на фактах.

Говоря о личности Н.К., следует указывать на тот стимул к творчеству, который он сообщает приходящим к нему, также на его требовательность в отношении качества работ; на его умение вызвать напряжение всех способностей и сил сотрудников. Но зато какие мощные результаты дает подобное руководство! Как он учит извлекать пользу из каждого обстоятельства, всюду указывая положительную сторону. Н.К. не только благой провозвестник, призывающий к чистоте мышления, воздержанию и всепрощению, каким некоторые хотели бы его видеть, но истинный вождь и действенный строитель, ибо он знает жизненную битву и закаляет сотрудников к принятию этого боя. Он поражатель всего темного и невежественного. Иногда кажется, что его мудрость и предвидение неисчерпаемы, и близкие ему могут подтвердить, как он задолго указывал на события, сейчас уже совершившиеся на наших глазах, и на то направление, которое человечество должно будет принять, если не хочет погибнуть в создавшемся смятении.

Основным условием к этому спасению является его призыв к объединению всего культурного мира, к восприятию нового сознания среди молодежи, сознания великого значения и приложения творческой мысли и широкого сотрудничества, утвержденного на понятии великой Культуры, или Культа Ура. Между прочим, много можно почерпнуть для освещения его личности из им самим написанных «Введений» к Спинозе и Гёте. Н.К. такой же солнценосец, как и Гёте в его понимании. Чуйте всю истинную мощь, мощь незримую этого строителя солнечной жизни! Солнце его жизни сжигает все темное, все злобное и разрушительное. Так можно собрать много сильных и прекрасных фактов. Но лучше без сравнений. Пусть каждый великий дух стоит во всей мощи и красоте своего достижения. Не нам сравнивать их, ибо каждый из них несет свое задание, и каждое индивидуальное выявление прекрасно в своей неповторяемости. Давно сказано – «можем ли сравнивать сияние дальних звезд?» Эта формула применима во многих случаях.

*

Вы пишете, что, перечитывая статью Н.К. «Культура», внимание Ваше остановилось на втором абзаце. Я тоже люблю эту статью, рисующую современное положение вещей в мире, когда политика и культура в существе своем разошлись, тогда как именно по существу и то и другое должно служить улучшению жизни. Но, увы, никто больше не прислушивается к мудрым речениям мыслителей древности. Несомненно, как пишет Н.К.: «Платоновская общественность не укладывается в узкие рамки теперешней политики». Современная государственная] политика опирается на ту или иную партию, но истинное водительство, опираясь на основы Культуры, должно стоять вне партийности или, вернее, поверх всякой партийности, ибо оно являет собою синтез. Итак, поскольку возможно, будем следовать идеалу платоновской общественности и вносить культуру во все человеческие отношения, тем самым вступим на путь Служения Человечеству.

*

Пришла книга, книга любимая, в недостойном виде дешевого небрежного издания. Н.К. был так огорчен, что тут же написал статью о любви к книге. Пока мы не поймем, что есть утончение качества работы, мы не подвинемся в культурном росте. Все основы должны искать и требовать высшего качества, только так мы сможем служить культуре.

*

Н.К. поместил в свою статью замечательное определение культуры; так, он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?

*

Самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей.

Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность именно такая организация, посвященная имени Н.К. Молодежь, члены этой организации называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их – нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. Уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов.

*

Некоторые пояснения по вопросу о легендах может вам дать статья Н.К. «Душа Народов». Конечно, в каждой стране, в каждом эпосе есть свои герои, сущность которых особенно близка местному народному характеру. Потому и в этом не следует ставить каких-то преднамеренных рамок. Нужно дать возможность молодому поколению прежде всего ознакомиться с тем, что может зажечь сердце его к подвигу и добру. А в каком одеянии и в каком веке был совершен примерный подвиг, это не важно. Конечно, раз Вы изучаете книги «Живой Этики», то все эти вопросы там, в разных местах, затронуты в самом широком решении.

*

Каждый, по мере сил, должен явиться стражем общего развития. Носить один стул всемером, как мудро говорил Н.К., конечно, нельзя, но обсудить, куда лучше поставить этот стул, следует сообща, ибо лишь общим решением стул этот будет так поставлен, что никто из сотрудников не разобьет себе нос о него.

*

Вы уже знаете из «Учения Жизни», что только одолением препятствий мы растем и учимся и заостряем способности наши. Путь Учения, путь служения есть прежде всего путь самоотречения и самопожертвования. Пример такого служения и являет Н.К. Если бы Вы знали всю тяготу его, то воистину ужаснулись бы этой ноше непомерной! Но именно в нем горит такая любовь, такая преданность, такое устремление к принесению всего себя на общее благо, что он все принимает с великою готовностью и радостью. И разве не великая радость заключается в сознании исполненного долга перед человечеством? Какое прекрасное и мощное понятие заложено в исполнении долга! Герои все были носителями долга.

*

Теперь о том, что Н.К. ничего не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это должно быть понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей Родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о ней среди враждебных, злобствующих было бы

кощунством. На Востоке о самом сокровенном не принято говорить, в этом отношении Н.К. принадлежит Востоку. Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все искренне любящие свою родину понимают, как бережно нужно относиться к ней после ужасного взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. Но она уже вступает на путь выздоровления и не нужно ли сейчас проявить к ней сугубую бережность?

Обратите внимание, как Е.П. Бл[аватская] почти нигде не упоминает о нашей родине, как будто она не существует в будущей схеме развития народов. Причина все та же. Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратное – именно что гибель России есть спасение мира. Велик был страх перед ростом России и если страх этот имел, по существу, основание, то все же никто не относил его к правильной причине. Так боялись всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который по детонации должен был взорвать целую цепь других очагов. Велики последствия взрыва в нашей Р[оссии]. Так тучи с севера несутся на юг. Россия проходит великое испытание, и урок свой она выучит раньше многих других.

*

России суждено стать истинной матерью, а не мачехой народов, ее населяющих. Истинный патриотизм и квасной патриотизм – два антипода. Одно понятие – вмещающее и потому растущее, другое – исключающее, сжимающее и потому умирающее. Законы во всем одинаковы.

Не пришлось ли Вам слышать, что даже Знамя Мира, поднятое Н.К., есть явление антипатриотическое? Вы удивляетесь? Но это факт, ибо мы получили по этому поводу обличительное письмо. Кто-то усмотрел в этой великой мысли пренебрежение задачами родины; Н.К. обвинили в интернационализме, в равнодушии к страданиям родины! Пришлось ответить, привожу Вам выдержки. «Лишь широкое построение в мировом масштабе, идущее от национального гения, может поднять значение его родины и ее положение среди других стран. И если кому-то иногда кажется, что узкий национализм есть патриотизм, то они очень ошибаются. Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Узкий национализм Германии унизил ее, он же, вновь воскрешенный, может погубить ее. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение».

*

02.07.1937

Не будем думать, что Р[оссия] в терроре. Смерть висит над теми, кто причинил ее другим. Так действует Высшая Справедливость. Только что вернулся один иностранец оттуда и рассказывал нашим друзьям в Париже, что нигде не видел он такой молодежи, как там. Нигде не встречал такого устремления к знанию и строительству. Истинно, Иван Стотысячный пробудился и жаждет принять участие в построении Новой Р[оссии]. Никакая тьма не может осилить Великий План Света. Истинно, Знамя Преподобного поднято над страною.

Сейчас попала на глаза страничка из Смутного времени, перед появлением Пожарского и Минина – переписываю ее:

«Описывая тогдашнее состояние России, знаменитый келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын писал: „Казалось, что россияне не имели уже отечества, ни души, ни веры, что государство, зараженное язвою, в страшных судорогах кончилось... Ляхи с оружием в руках только смотрели и смеялись безумству междоусобия... Сердца окаменели, умы помрачились... Гибли отечество и церковь, скот и псы жили в алтарях, воздухами и пеленами украшались кони, пили из потиров, на иконах играли в кости, в ризах иерейских плясали блудницы, иноков, священников палили огнем, допытываясь их сокровищ... Горожане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых или болотах, только ночью выходя из них осушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей. Матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи”».

Пережила Р[оссия] Смутное время, переживет и эту страду. Велик дух ее народа, и в страданиях и исканиях обретает мощь непобедимую. Так суждено.

*

Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то Ему не миновать было бы если не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.

*

Я посылала и посылаю статьи Н.К. всем, кто тянется за словом света, не делая различия между язычниками и христианами, между сектантами и православными.

Теперь тех, кто обвиняет Н.К. в исправлении веры отцов, я хотела бы спросить – собственно, которую веру и какие догматы нашей церкви должны мы считать незыблемыми? Так, не знаем ли мы из истории церковных соборов, сколько изменений вносилось в догматы самими духовными отцами? Полезно возобновить в памяти все распри между отцами, происходившие на этих соборах. Потому не следует ли этот упрек в исправлении веры отцов обратить прежде всего на самих «просвещенных» представителей церкви и их слепых последователей?

*

Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно, «Иван Стотысячный спасет Россию». Именно черед за Иваном. Именно Ивану Стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким представляют его себе эмигранты-соотечественники. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем который ожидается, то по своему качеству он будет иным и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдание – великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас. Нужно готовить сознание свое к решению многих проблем. Трудно будет сознанию закостенелому, не изжившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, должна будет собрать Великий Вселенский Собор, просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Св. Духа. «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (от Иоанна, гл. 4, ст.21—24).

*

Большое спасибо за присланный протокол съезда Т[еософского] Общ[ества] от июля [19]36 года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нем сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из восточной философии. Ел.П. Блав[атская] не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. В предисловии к «Тайной Доктрине» Е.П. Бл[аватская], заканчивая его, приводит слова Монтеня: «Милостивые государи, здесь я дал лишь букет избранных цветов и не внес ничего своего, кроме связующей нити». Но если встать на точку зрения теософов, то мы тоже можем им сказать, что они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами.

Привожу § из новой кн[иги] «Братство» (одна из книг «Агни Йоги»), который исчерпывающе отвечает на их посягательства:

«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Ее. Мир живет движением и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений.

Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас.

Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познания. Каждый, мешающий такому познанию, совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути.

Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников».

Таким образом, теософы типа Кам[енской], Сол. и Гельмб. осудили себя на уровень скудоумов. К их огорчению, должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П. Бл[аватской], никаких теософ[ских] книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П. Бл[аватская].

Правда, мы узнали от них [теософов] «великую весть» о пришествии Мирового Учителя в теле Кришнамурти и Матери Мира в облике Деви Рукмини, а также об избрании двенадцати апостолов. Ведь все это безвкусие запечатлено на страницах журналов и ничем это не изгладить!

Е.П. Блаватская почтена нами, может быть, больше, чем замалчивающими о ней теософами. Так Н.К. написал в [19]25 году картину «Вестник», посвященную памяти Е.П. Бл[аватской], и сам отвез ее в Адиар, где положил начало Музею памяти Е.П. Бл[аватской]. Именно наша мечта достойно почтить имя Блав[атской], когда наступит срок.

*

Некоторые авторитеты, прочтя одну книгу «Агни Йоги», усмотрели в ней большую опасность и запретили ее читать своим последователям. Что сказали бы эти самоутвержденные авторитеты, один из которых претендует на свою принадлежность к Солнечной Иерархии, если бы услышали от нас о замечательных событиях и встречах, а также и о получении на хранение сокровенных предметов? Наверное, сочли бы за обманщиков и в своем «справедливом и праведном» негодовании, в единодушном порыве объединились бы со всеми фанатиками и ханжами церковности и предали нас анафеме на все времена!

*

Рады были узнать о дружественном отзыве о творчестве Н.К. со стороны През[идента] Теос[офского] Общества]. За последние годы неоднократно до нас доходили осуждения книгам даваемого нами Учения, якобы исходившие от президентов Русск[ого] и Адиарск[ого] Теософского] Общ[ества], потому прочесть благие слова, приведенные в Вашем сердечном письме, было для нас приятною неожиданностью. Так хотелось бы, чтобы служители Света наконец узнали бы друг друга и прекратили всякие осуждения.

Н.К., как всегда, поглощен своей многообразной деятельностью. Творчество его с годами становится все богаче, все тоньше.

*

На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги, очень распространен, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего. Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа или великая Матерь Мира.

Теперь несколько сроков.

В [19]24 году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.

В [19]24 году Н.К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение.

В [19]24 году Н.К. написал статью «Звезда Матери Мира», которая была помещена в адиарском «Теософисте».

*

Не думайте, что мы ищем признания. Ничто так не далеко от наших намерений. Даваемое ныне Учение должно и будет оцениваться лишь по его собственному внутреннему достоинству. Если кто, сидя в своем скворечнике, не может понять космосопространственного размаха этого Учения, то можно лишь посоветовать ему скорее выйти из столь ограниченного положения. Потому мы никогда никого не зазываем. Но те, кто сам стучится к нам, находят открытую дверь.

*

Агни Йога ничего не отменяет и не заменяет, но является синтезом всех Йог. Ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских Писаниях, именно Агни – Огонь, в разной степени входящий в основание всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, приближается огненное крещение.

*

[Рудзитису Р.Я.] 08.02.1940

Вы – бард Великого Грааля, разыскивая в вековых памятниках следы проявления величественного примера такого Служения Человечеству, наверное, не раз задумывались над разносторонней деятельностью участников этого Братства. Именно, не рыцари, отшельники и молчальники собирались в этой Твердыне, но все самые самоотверженные, самые дерзновенные искатели Истины и самые деятельные строители жизни во всей ее многогранности. Даже скудное земное воображение запечатлело их подвиги в доступных для себя образах, но истинная сущность и мерило этой напряженнейшей, самоотверженной деятельности остались вне вместимости земного сознания. Неустанное Действие было Их девизом, действие на общее благо. Ибо действие положено в основу Мироздания. Оно есть первейший закон Вселенной. Действие, Притяжение и Отталкивание – троица, которой держится весь Космос.

*

Правдивое и величавое представление о подвигах, превышающих наше воображение, с незапамятных времен самоотверженно несомых Великими Тружениками на благо человечества, и суровая красота их жизни и сокровища великого знания, хранимые в этой твердыне, будут утверждены ярко и убедительно.

Несомненно, легенда о Св. Граале и Парсифале, как и большинство общенародных сказаний, пришла с Востока и напитала собою всю средневековую литературу Запада. Владыка Твердыни Света, Держатель Колеса Закона преобразился в Парцифаля и в дальнейшем принял имя Пресвитера Иоанна. В 14-м веке в Монголии имя это было пристегнуто к одному кераитскому хану из несториан. Такое пристегивание или заимствование показывает, каким почетом и уважением пользовалось это имя на Востоке.

В конечном результате все легенды, и сказители, и исследователи их помещают царство Пресвитера Иоанна в Среднюю Азию, в область, называемую на карте «но ман'с лэнд». Также и сама чаша превращается иногда в священный камень.

*

Каждое напоминание о Камне не должно быть забыто, ибо Камень этот означает Ручательство и особое покровительство Грааля. Он посылался некоторым вождям народа. По всей истории человечества проходит эта вера в священный Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят он был Великим Уч[ителем] Ясоном, который положил его в основание братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколок его снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям. Пишите и помните, что и Ваше свидетельство станет историческим достоянием. Советую вставить и свидетельство Н.К. о Камне из его очерка «Камень» в книге «Врата в Будущее». Это свидетельство тем интересно, что оно говорит о современном почитании и искании Камня. Ведь официальное лицо, монгольский чиновник, приехал к Н.К. на стоянку, чтобы предупредить о камне, который двигается и может появиться неожиданно, ибо он появляется около священных мест, а стоянка Наран Обо именно была таким местом.

Также отзвуки этой Таинственной Обители можно найти в старообрядческих преданиях о славянском Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем в слегка искаженных названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи. Среди староверов немало было ходоков туда, и если они и не доходили, то все же некоторые из них приносили много любопытных подробностей, странных встреч и знаний на пути, указующих, несомненно, на таинственность этих мест (кн. Н.К. «Сердце Азии», глава о Шамбале). Даже в самом конце прошлого столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путем и не нашли Беловодского Царства, о чем упоминает Вс[еволод] Иванов в своей книге о Н.К. Так и в Туркестане знают об Обители великих Азаров, и мы во время нашего путешествия по Средней Азии слышали немало рассказов о таинственных незнакомцах, появлявшихся на базарах и плативших невиданными старинными золотыми монетами, и также о высоких женщинах, непохожих на местных, внезапно появлявшихся и указывавших путь заблудившимся; говорили нам и о бесконечных подземных ходах и труднодостигаемых горных пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких Азаров странствующим буддийским монахам.

Брегдон приводит выдержки из письма одного индуса по имени Рамасвамир к своему другу, в котором он описывает свою встречу с Гималайским Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет и найти Махатму или же погибнуть в поисках. Не сказав никому ни слова о своих намерениях, имея лишь несколько рупий в кошельке и вместо оружия посох странника, один и пешком, он отправился в это опасное путешествие, ибо Тибет был и есть еще «запретная страна». Но он преуспел. После многих трудностей и смертельных опасностей, недалеко от тибетской границы, он был встречен одиноким Всадником, который оказался Тем, Кого он искал. Так он описывает эту встречу: «Когда Он приблизился ко мне, Он остановил коня. Я взглянул на Него и тотчас же узнал. Я находился перед ликом Махатмы, моего высокопочитаемого Гуру, которого я раньше видел в Его тонком теле. В тот же миг я простерся перед ним. Я поднялся по Его приказу и, смотря на Него, я совершенно забылся в созерцании Его лика, который я так хорошо знал... Я не мог ничего сказать, радость и благоговение лишили меня языка. Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же «созданием воображения медиума», как сказал бы скептик. Это не было ночным сновидением, ибо время было между девятью и десятью часами утра. Солнце сияло и было молчаливым свидетелем происходящего. Я вижу Его перед собою, и Он говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать большего. Избыток счастья сделал меня немым, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов, ободренный Его благостными словами...»

«И теперь, когда я видел Махатму во плоти, – заключает он свое письмо, – и слышал Его голос, пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет, никакая армия врагов, никакая смерть не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что знаю».

Много раз перечитывала я эту страницу и все еще не могу не только читать, но даже вспомнить ее без сердечного трепета, граничащего с болью, ибо Облик Владыки встает живым перед моими глазами.

*

Н.К. – великий дух кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией Света. И часто он говорит и пишет под Лучом, но все же книги эти не плод его сознания или подсознания. То, что я утверждаю, есть истина, и потому с нами живут сотрудники-свидетели, чтобы именно свидетельствовать о всех чудесных явлениях.

Хочу привести еще один факт, указывающий на знание нами сроков. Пусть интересующиеся прочтут недавно вышедшую книгу американского писателя Формана «История пророчеств от древнейших времен и до наших дней». В ней автор приводит пророчество Н.К., сказанное автору в последний приезд Н.К. в Америку в начале 1934 года. Причем Н.К. дал ему полный срок, т. е. день, месяц, год. Пророчество осуществилось день в день, и автор подчеркивает это. Знание сроков есть великое знание, и приходит оно лишь в Общении с Силами Света.

*

Истинно, жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем и с устремлением к красоте и самоусовершенствованию. И не путем всяких искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приемов, но в подвиге жизни. Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Н.К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Терпимость великая – природа его, и, как магнит, притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так преуспевать в порученных ему делах при таких чудовищных препятствиях, которые воздвигаются темными при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона?

*

Днем и ночью будем помнить о великом времени. Каждая неосмотрительность, каждое легкомысленное отношение, каждый недосмотр может вызвать самое тяжкое последствие. Вооружитесь всеми доспехами и проявите неослабную, величайшую преданность Устоям, ибо лишь в них спасение наше в эту грозную, но прекрасную битву! Помните слова Н.К.: «Мы должны опираться на истинные факты, все наши слова и действия должны быть чисты, как кристалл, ибо живем на глазах всего мира».

*

Учитесь каждый день и благодарите каждого сотрудника и работника, помогающего вам выработать столь необходимое освобождение от мелких личностных обид! Ибо, смотря лишь в сущность дела, мы научаемся пренебрегать выпадами а-культурного сердца. Н.К. до сих пор с величайшей благодарностью вспоминает своих самых тяжких и враждебных сотрудников, ибо они помогали ему укрепить зоркость, находчивость и необходимую выдержку или дисциплину духа.

*

Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем.

*

Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее завет Н.К.

*

[Булгакову В. Ф.] 13.01.1948

Наш Светлый и Любимый ушел, как жил,– просто и величаво. Мир истинно осиротел с его уходом. В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, – среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира, и на этот раз в столь любимой им Индии.

Индия трогательно, красиво и мощно отозвалась на его уход. Все газеты, журналы, общества, многочисленные друзья и почитатели ярко отметили незаменимую утрату для мира великого Творца чудесных образов, Гиганта мысли и замечательного Деятеля и Основателя многих просветительных начинаний и учреждений. Сам он носил в себе свет всех этих учреждений. Многие прекрасно отметили богатство оставленного им духовного наследства и насущную необходимость для каждого сознательного человека принять и следовать его высоким Заветам. Да, он был истинным наставником и другом человечества. Никто не уходил от него отягощенным, наоборот, он умел облегчить ношу каждого и направить на новый путь, путь устремления и мужественно осознанного труда на общее благо.

Мне трудно писать о его болезни и последних днях, напишу позднее. Но ясно, что сердце его не выдержало количество яда, порожденного обезумевшим человечеством. Высокая духовная красота запечатлелась на его лике. Мы не могли оторваться от созерцания благости, чистоты и трогательной нежности чудесного облика. Он весь светился как бы от внутреннего света, и белые цветы, окружавшие его, казались грубыми рядом с его просветленным обликом. Да, дух его томился, сознавая разложение во всем мире; так же тяжело переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведет насаждение такой ненависти. Истинно, сердце, ослабленное болезнью, не выдержало последних нагнетений и тоски за угнетение всего культурного, единственного оплота гибнущего мира.

Сейчас в Дели открыта выставка его картин. На открытии Пандит Неру сказал прекрасную речь о значении его творчества, особенно подчеркнув идею Знамени Мира. Открытие состоялось при огромном стечении посетителей, и сейчас выставка еще продолжается с тем же успехом.

Мы покидаем нашу столь любимую им долину и место, которое стало нам тем дороже, что отсюда он ушел! Тело его было предано огню на горной площадке с широким видом на снежные горы. На месте сожжения был водружен большой осколок скалы с надписью под знаком Знамени Мира. Место это будет охранено и служить местом паломничества для многих почитателей.

Мужественно будем продолжать доверенную нам работу, мужественно примем эту ношу и понесем ее до назначенного места и срока. Соберем все его духовное наследство, весь архив и оставленный им литературный материал. Ведь имеется и дневник его. За [19]47 год вышли три его книги, и в день смерти была прислана последняя на англ[ийском] яз[ыке] – «Обитель Света», но он уже не видел ее.

Постараемся сложить ему достойный памятник. Друзья в Америке хотят учредить «Рерих Фаундейшн», но как по времени? Ведь русофобия сильна и время грозное перед ними. В ослеплении своем не видят, что идут к гибели своей.

Щемит сердце лютая тоска, но не падаем духом и готовы работать на новой ниве.

Сыновья мои стремятся приобщиться к новому культурному строительству: любовь к родине, завещанная великим отцом, яро горит в их сердце.

1930–1940-е

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 375