Классик рериховедения

К 100-летию со дня рождения

Павла Федоровича Беликова

Рериховедение, как научное знание, имеет более чем столетнюю историю, ведя свой отсчет с первых, еще в конце 1890-х годов, публикаций о творчестве Н.К.Рериха. Современный массив рериховедческих монографий, статей, диссертаций и др. в количественном отношении огромен по сравнению с числом работ первых исследователей. Справедливым, однако, будет отметить, что далеко не все эти многочисленные публикации демонстрируют высокий уровень проникновения в материал, корректность подачи фактов и имеют художественную и публицистическую ценность.

Непреходящей ценностью отличаются произведения классиков. Понятие «классик» подразумевает высочайший уровень культуры творческого выражения идей, мыслей, эмоций, фактов. Глубина и форма подачи материала, богатая фактология, корректный стиль, яркая эмоциональная окраска и, в первую очередь, цель, во имя чего осуществляется литературный труд, – все это определительные для творца, именуемого классиком.

Павел Федорович Беликов (1911-1982), безусловно, соответствовал этим определительным. Его исключительные человеческие качества, высокая внутренняя культура, творческое горение, удивительная работоспособность, стремление достойно представить многогранный внутренний мир Рерихов с их научными и художественными поисками и достижениями сформировали облик П.Ф.Беликова как классика рериховедения.

Он прошел большой трудовой путь: от сотрудника книготорговой фирмы «Международная книга» в Эстонии, начальника республиканской конторы «Союзпечать» до главного бухгалтера отделения «Эстсельхозтехники» в Козе-Ууэмыйза.

С юности Павел Федорович серьезно интересовался философией, литературой, искусством, постоянно стремился к самообразованию и углублению своих знаний. Особое внимание он уделял изучению Востока, благодаря чему в 1936 году началась его переписка с Н.К.Рерихом. Об этом Павел Федорович вспоминал так: «...подготовил несколько докладов на тему о Рерихе. У Рериха в Таллинне были знакомые, через которых он узнал о моем увлечении и в 1936 году написал мне. Представьте же себе, он сам обратился ко мне! Мне тогда было 25 или 26 лет. Это письмо глубоко затронуло мои чувства. Я осознал, что способен на значительно большее. Началась переписка, завязались связи с его семьей. Началась целенаправленная собирательская работа...» [1]

Много позднее в 1978 году в своей автобиографии он писал: «Международная гуманистическая и просветительская деятельность Н.К.Рериха и членов его семьи привлекает к себе все больший и больший интерес во многих странах мира <...>. Исследования в этой области и составляют мои основные интересы и являются основной творческой деятельностью за последние двадцать лет» [2].

Павел Федорович начал собирать документы, свидетельства, литературные и эпистолярные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Рерихов, в 1930-е годы, в дальнейшем его архив стал самым большим на территории Советского Союза и насчитывал свыше 4000 единиц. Эти материалы позволили ему в 1968 году сделать крупную публикацию с приложением библиографии трудов Н.К.Рериха в научном сборнике Тартуского университета [3] и тем самым ввести в научный оборот сведения, касающиеся зарубежного периода творчества художника, и привлечь интерес ученых к исследованию его жизни и деятельности.

Затем последовала огромная работа, увенчавшаяся в 1972 году выпуском монографии о Н.К.Рерихе издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Книга была создана в соавторстве с кандидатом искусствоведения, старшим научным сотрудником Государственного Русского музея В.П.Князевой. Выход этой монографии стал краеугольным камнем в формировании понимания и принятия обществом плодов многогранной деятельности Рерихов, пронизанной идеями Учения Живой Этики и направленной на эволюцию духовной культуры, на развитие творческой, научной и художественной мысли. Имея в виду постоянно увеличивающийся интерес к жизни и творчеству Н.К.Рериха, П.Ф.Беликов писал: «Книга серии ЖЗЛ – один из труднейших этапов. Она открыла путь многому последующему, и в этом ее основное значение» [4].

В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих. Он привез с собой значительную часть наследия старших Рерихов: свыше 400 произведений Н.К.Рериха, около ста – С.Н.Рериха, коллекции тибетских танок, малой бронзы, литературные и научные труды Рерихов, архивы Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций и др. Одной из основных своих задач Ю.Н.Рерих ставил создание в СССР Музея Н.К.Рериха, где могли бы разместиться привезенные им ценности.

П.Ф.Беликов активно включился в эту организаторскую и просветительскую работу. Он вел беседы и переговоры с чиновниками, в большинстве своем отказывавшимися воспринимать то новое эволюционное знание, которое несли в себе творения Рерихов, и потому всеми силами препятствовавшими продвижению идеи Музея и других культурных начинаний. Его обширная публикаторская деятельность [5], его действия, направленные на организацию празднования 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха, его шаги по сохранению ценностей в Мемориальной квартире Ю.Н.Рериха, его инициатива и усилия в создании комиссии по культурному наследию Рерихов и многое другое были окрашены стремлением как можно шире, полнее, объективнее представить личности Рерихов и их научное и художественное творчество.

Павел Федорович выступал консультантом при создании документального фильма «Николай Рерих» (Киевнаучфильм, 1975) и при разработке проекта реконструкции усадьбы Н.Рериха в Изваре, рассказывал о философском и мифологическом аспекте произведений Н.К. и С.Н. Рерихов работникам музеев, где проходили выставки художников. В этой связи ценны воспоминания В.П.Князевой о выставке картин Н.К.Рериха в Русском музее в Ленинграде:

 «Помню, делала первую рериховскую выставку. Было это в конце пятидесятых, когда вернувшийся в 1957 году на родину Юрий Николаевич Рерих привез в дар нашей стране завещанные отцом полотна. Событие в культурной жизни страны огромное. На наш музей буквально сваливается настоящее богатство – триста рериховских картин! Выставку надо открывать, все волнуются, народу толпы, а мы, сотрудники, не знаем, как и подойти к полотнам. Раннего-то Рериха все “проходили”, он вошел во все учебники, а позднего видим – впервые.

Юрий Николаевич охотно взялся нам помочь, толковал сюжеты, объяснял содержание, но успел провести только два занятия. Неожиданно ушел из жизни, и оборвалась цепочка между нами и полотнами. Каким-то образом о нашей беде узнал Павел Федорович, приехал и сделал то, что не успел Юрий Николаевич Рерих» [6].

Празднование 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха всколыхнуло новую волну интереса к жизни и творчеству Рерихов. К Павлу Федоровичу и к материалам его архива стали обращаться не только журналисты, писатели, ученые, но и люди, ищущие ориентиров на духовном пути. Десятки из них приезжали в Козе-Ууэмыйза для личных бесед, еще большее число были его корреспондентами. В письмах к ним П.Ф.Беликов не только расставлял вехи, корректно направляя их духовный рост, но и делился своими творческими планами. Одной из основных своих творческих работ Павел Федорович считал написание духовной биографии Н.К.Рериха, которая составила бы литературный диптих с книгой «Рерих» из серии ЖЗЛ. Имея в виду этот замысел, П.Ф.Беликов писал об изданной книге «Рерих» (ЖЗЛ): «О большинстве ее недочетов я знал в процессе работы над нею с редактором и стремился к одному, а именно к тому, чтобы недочеты по своему характеру были бы “пропусками”, которые впоследствии можно заполнить, а не искажениями, которые пришлось бы “опровергать” и краснеть за них» [7].

С другой стороны, работу над книгой «Рерих. Опыт духовной биографии» Павел Федорович планировал так: «В ней, в силу своих знаний и возможностей, постараюсь зафиксировать приоткрытые нам по разным источникам моменты “стыковок” нашего плана с Иным на реальной канве жизненного пути Четверых [Рерихов. – О.Ц.]. <...> Новый свиток их Книги Жизни и необычен и поучителен. Вряд ли нам дано расшифровать его в полую меру, но собранные мной материалы позволяют это сделать в какой-то степени доступной нам приближенности. Считаю это важным еще и потому, что некоторые моменты выяснены только в беседах и частной переписке, которая еще не систематизирована и неизвестно, когда будет изучена» [8].

После скоропостижной смерти Ю.Н.Рериха в 1960 году Павел Федорович во всех действиях «на все расширяющемся поприще Культуры и Духовного Озарения» [9] сверялся с позицией Святослава Николаевича Рериха. Через П.Ф.Беликова проходил канал духовной связи С.Н.Рериха со всеми заинтересовавшимися изучением наследия Рерихов. Благодаря этому каналу о творчестве Рерихов и об Учении Живой Этики узнавали тысячи читателей, ученых, посетителей выставок, лекций и участников конференций и др.

Павел Федорович Беликов являлся фигурой, роль которой в историческом процессе нашей страны трудно переоценить. Он был из тех личностей, которые, пропуская сквозь свой внутренний мир высокие идеи, становятся фокусом, объединяющим доселе разрозненные силы в культурное движение.

В своих трудах историк Л.В.Шапошникова рассматривает личность в связи с метаисторическим процессом, обуславливающим эволюцию человечества и планеты в целом. Энергии Высших и плотных планов совместно творят новую эволюционную ступень человечества, и в этом творчестве Высшая Воля проявляется через деяния личностей. Более того, по мысли Л.В.Шапошниковой, «ничто в феноменальном мире не может быть создано, если оно не существует в более высоком, ноуменальном пространстве. Любое явление на Земле вне зависимости, видим ли мы это или не видим, уходит своими корнями в материю более высокого состояния, которая в своем творчестве опережает земную, или низшую, материю» [10].

В настоящий эволюционный период на нашей планете формируется новое мировоззрение, стержнем которого является философия Космической реальности. Помимо самих вестников и творцов Космической эволюции – Н.К. и Е.И. Рерихов, давших человечеству совместно с Великими Учителями Учение Живой Этики, – немалый вклад в этот процесс внесли их ближайшие сотрудники, продвигавшие заложенные в Учении идеи в пространстве культуры той или иной страны. Павел Федорович Беликов и был таким сотрудником Рерихов. Во многом через него в Советском Союзе шло формирование рериховского движения, укоренение идей Живой Этики и осознание эволюционной роли семьи Рерихов.

В своих беседах и письмах П.Ф.Беликову С.Н.Рерих ставил высокую планку для их совместной работы: «Главное, хотелось бы все передать в надежные руки, а где они. Конечно, есть преданные друзья и работники, но их мало очень. Мало таких, кто был бы знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением – Служением. А без этого трудно мыслить о каком-то Продвижении.

Внутреннее Предстояние – это то необходимое состояние Духа, когда мы стоим, отрешившись от всех ненужных цепей жизни, но не отрываясь от Жизни как таковой. Когда лицом к лицу мы стоим перед Вратами Будущего, готовые воспринять Весть Благую» [11].

Эти слова были написаны С.Н.Рерихом незадолго до преждевременной смерти П.Ф.Беликова 15 мая 1982 года.

Истинным Служением и Предстоянием проникнуты все литературные труды П.Ф.Беликова, и особенно книга «Рерих (опыт духовной биографии)». Это своего рода путеводитель, подводящий к глубинам внутренней жизни Рерихов через размышления над их очерками, книгами, письмами, дневниками. Нить повествования проходит так, что перед читателем во всей возможной на то время полноте раскрываются грани личностей Н.К. и Е.И. Рерихов. В книге затрагиваются темы, требующие самостоятельной работы сознания читающего, построение фраз побуждает размышлять, делать свои выводы, вырабатывать свое отношение.

Литературное творчество П.Ф.Беликова отличает высокая культура обращения с материалом и подачи противоположных мнений. Каждая мысль, каждый факт в книге подкреплялся ссылкой на первоисточник. В личной библиотеке Павла Федоровича находились практически все первые издания книг Учения Живой Этики и трудов Н.К. и Е.И. Рерихов. Им было переписано с оригиналов большое количество писем Н.К.Рериха В.А.Шибаеву, в связи с этим он неоднократно посещал Ригу, где у Г.Р.Рудзите хранились эти архивные документы. В Фонд Рериха, находящийся в Государственной Третьяковской галерее, в то время не было широкого доступа, потому в своей работе П.Ф.Беликов цитировал по выпискам из документов. Однако ценнейшими в тексте книги остаются сведения, полученные им в беседах с Ю.Н. и С.Н. Рерихами.

Многочисленные выступления Павла Федоровича перед разными аудиториями вызывали неподдельный интерес слушателей, которые затем подходили и активно задавали вопросы. Иногда от непонимания, иногда от отсутствия внутренней культуры высказывались невежественные и подчас провокационные суждения. П.Ф.Беликов посчитал важным включить ответы на ряд таких вопросов в книгу, так же как и уделить место разбору опусов всевозможных компиляторов и комментаторов, искажавших в своих писаниях мотивы и мировоззрение Рерихов.

По свидетельству близких П.Ф.Беликова, он ежедневно проводил за пишущей машинкой не менее четырех часов, отвечая на письма, готовя статьи и книги, делая перепечатки. В 1980 г. он писал о работе над «Опытом духовной биографии»: «Кончаю сейчас на 139 странице. За опечатки (их особенно много на последних 15 страницах) прошу прощения, печатал одной рукой [из-за перенесенного инсульта. – О.Ц.] и только по второму разу. Я пишу без предварительного плана, первый раз наношу на бумагу лишь мысли, второй раз – их “причесываю”, а третий раз уже окончательно “отделываю”. Посланное лишь “причесанные” мысли, без окончательной отделки, которой решил заняться позже, когда все будет уже готово» [12].

Специфика работы за пишущей машинкой требует особой четкости и ясности мысли: в отличие от современных литераторов, работающих за компьютером, у авторов середины ХХ века не было возможности легко стереть непонравившуюся фразу.

Книга не разбита на главы. П.Ф.Беликов строит свои размышления, опираясь последовательно на труды Рерихов: Н.К.Рерих. «Цветы Мории», Н.К.Рерих. «Пути благословения», Учение Живой Этики: «Листы Сада Мории» и «Община», Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). «Криптограммы Востока» и др. Этот мыслительный процесс наглядно иллюстрируют письма Павла Федоровича разным корреспондентам в конце 1970-х годов [13]. В них отчетливо проявляется его природная скромность и отсутствие какого-либо эгоистического или амбициозного мотива при написании книги. «Собственная моя жизнь и деятельность, – писал он в 1977 г., – могут представлять интерес только как пример того, что, как я сам полагаю, кармические накопления и, конечно, Помощь дают возможность осуществлять такие задачи, к осуществлению которых по привычным человеческим меркам ни малейших предпосылок в наличии не было. Как-нибудь коротко я изложу черным по белому этот аспект своей жизни, в остальном же интереса она не представляет» [14].

Несмотря на такую оценку Павлом Федоровичем Беликовым своего жизненного пути, для тех, кто учился у него Служению, он остается классиком рериховедения.

И дело не только в том, что П.Ф.Беликов, разделяя духовные устремления Рерихов к Красоте, Творчеству, Знанию, был их учеником, был первым глубоким исследователем их жизненного и духовного пути, а в том, что от него, от его бескорыстной деятельности исходил мощный по силе импульс, не только способствовавший зарождению рериховского движения в нашей стране, но и напитавший целые поколения рериховцев.

Рериховедческие исследования ХХ! века не сравнимы по масштабам и возможностям с работами о жизни и творчестве Рерихов середины ХХ века. Открыта значительная часть архивов, обмен информацией и мнениями с помощью сети Интернет во много раз превосходит по скорости обычную почтовую связь, уровень общественного интереса к жизни и творчеству Рерихов достаточно высок. Несмотря на это произведения П.Ф.Беликова остаются востребованными именно как ключи к раскрытию глубин мировоззрения Рерихов и их эволюционной задачи. Они являют нам пример не только бережного отношения к фактам и научности подачи информации, но и высокого уровня этической ответственности биографа и просветителя.

«...Когда мне было лет тридцать, – писал П.Ф.Беликов одному из своих корреспондентов, – я думал, что я могу много сказать о Рерихе, и стремился к этому. Жизнь сложилась так, что вышел я на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так, как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда мне на исходе шестой десяток, я гадаю – сумею ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно, и так, как нужно...» [15]

Павел Федорович не успел закончить свой труд. Оригинал текста разошелся в копиях, одна из которых, без ведома его родственников, была опубликована в Новосибирске в 1994 году. Затем, также без разрешения держателей архива П.Ф.Беликова, было осуществлено еще одно издание (М.: Сфера, 2001). В 2002 году сын Павла Федоровича Кирилл Беликов передал в Международный Центр Рерихов для издания хранившийся в семье переплетенный машинописный экземпляр книги, датируемый 1980 годом.

При подготовке текста был максимально сохранен авторский стиль, внесены некоторые стилистические поправки, которые обозначены квадратными скобками, исправлены орфографические и пунктуационные ошибки. Составление комментариев осуществлено с помощью председателя Эстонского общества Рерихов Киры Алексеевны Молчановой.

О.Е.Цветкова


[1] Беликов К.П. Непрерывное Восхождение // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 19.

[2] Беликов П.Ф. Краткая автобиография // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, МастерБанк, 2001.С. 14.

[3] Беликов П.Ф. Рерих и Горький // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 217. Тарту, 1968.

[4] Письмо П.Ф.Беликова Г.С.Батищеву от 24 октября 1977 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 192.

[5] П.Ф.Беликов являлся составителем примечаний, комментариев и автором вступительных статей к ряду избранных очерков Н.К.Рериха: «Моя Жизнь» (Наш современник. М., 1967. № 7), «Листы дневника» (Прометей. М., 1971 и Контекст-1973. М., 1974), «Из литературного наследия» (М., 1974) и др.

[6] Санникова-НадточийН. От водопада новой мызы... // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 41-42.

[7] Письмо П.Ф.Беликова Г.С.Батищеву от 24 октября 1977 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 192.

[8] Там же. С. 191.

[9] Письмо С.Н.Рериха П.Ф.Беликову от 14 августа 1981 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 194.

[10] Шапошникова Л.В. Земное творчество Космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

[11] Письмо С.Н.Рериха П.Ф.Беликову от 26 августа 1981 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 195.

[12] Письмо П.Ф.Беликова Л.В.Шапошниковой от 28 октября 1980 г. //Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 408.

[13] См.: Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003.

[14] Письмо П.Ф.Беликова Г.В.Гаврилову от 19 августа 1977. г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 173.

[15] Письмо П.Ф.Беликова А.Н.Анненко от 22 декабря 1978. г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 265-266.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 507