Правовые нормы в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта

Мария Тереза Дутли,
региональный советник по правовым вопросам в Восточной Европе
и Центральной Азии Международного комитета Красного Креста, Швейцария

 

ВАЖНОСТЬ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В СЛУЧАЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА И НАСИЛИЯ

Человеческая жизнь, без сомнения, намного важнее материальных ценностей. Тем не менее некоторым их них, которые являются частью культурного наследия, тоже требуется защита. Культурное наследие – это коллективная память человечества, его величайшие достижения, символ самой жизни. Если наследие уничтожается, страдает и человеческая жизнь.

Вооруженные конфликты последнего времени только подтверждают актуальность защиты культурного наследия в период военных действий. Осознание обществом этой проблемы возросло. В то же время становится очевидным, что еще многое предстоит сделать, прежде чем адекватные нормы защиты культурного наследия в случае вооруженного конфликта [1, p. 20] смогут реализовываться быстро и эффективно.

Сегодня растет число межрелигиозных и межэтнических конфликтов, которые все чаще сопровождаются не только атаками против гражданского населения, но и, во многих случаях, разрушением гражданских объектов, в частности объектов культурного наследия. Акты вандализма, направленные против последних, или их полное разрушение – это отличительная черта таких конфликтов. Ведь культурное достояние нации символизирует ее культурную идентичность, ее «лицо» – и именно по нему противники стремятся нанести удар.

Воспоминания о последних разрушениях еще свежи. Все мы помним, что в ходе недавних конфликтов в бывшей Югославии и на Кавказе было разрушено бесчисленное количество церквей, монастырей, мечетей и даже кладбищ. И конечно, невозможно забыть разрушение статуй Будды в Бамиане в марте 2001 года [2]. В каждом из этих случаев мишенью был не только и не столько сам памятник, сколько коллективное сознание людей, этим памятником обладающих.

Та же судьба постигла Варшаву в конце Второй мировой войны. Пощады не было ни одному памятнику, ни одной церкви, ни одному зданию [3, p. 265]. Чудовищным разрушениям подверглись также многие города СССР, в том числе один из самых красивых городов страны – Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) [4], Беларуси, Украины и стран Балтии.

Именно поэтому в последнее время активно обсуждаются вопросы не только выживания людей, затронутых конфликтом, но и уважения личности. Для Международного комитета Красного Креста (МККК) – нейтральной и независимой организации, чьей гуманитарной миссией является защита жизни и достоинства жертв войн и внутреннего насилия и предоставление им всяческой помощи, – это вопросы огромной важно­сти. Мы считаем, что уважение к нации предполагает уважение ее культуры.

 

ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ДОГОВОРОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Нормы, регулирующие защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, являются частью международного гуманитарного права.

Понятие «культурных ценностей» было введено в Гаагских конвенциях 1899 [5] и 1907 [6] годов. Вскоре оно стало объектом особых договоров, один из которых, в частности, был подписан в 1935 году в Вашингтоне – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный как Пакт Рериха [7]. МККК всегда признавал огромную ценность этого Пакта и его вклад в развитие правовой структуры, регулирующей защиту культурного наследия в случае вооруженного конфликта. Это фактически первый международный акт, полностью посвященный вопросу защиты культурных ценностей. До сих пор он остается уникальным соглашением в этой области – соглашением, которое было признано частью мирового сообщества еще до Второй мировой войны.

В сегодняшнем мире, буквально разрываемом на части насилием в самых разных формах, как никогда важно вернуться к тем основам правовой защиты, которые были заложены Пактом Рериха, и попытаться выработать способы минимизации вреда, наносимого нашему наследию и истории.

Согласно положениям статьи 1, Пакт Рериха действует как в мирное, так и в военное время и защищает исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения. Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье 1, может быть использован отличительный флаг [8]. В статье 2 подписавшиеся и присоединившиеся государства обязуются «предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения» [7]. В соответствии со статьей 5, «памятники и учреждения <...> перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях» [7]. Статья 4 обязует подписавшихся направить в Панамериканский союз (ныне Генеральный секретариат Организации американских государств) «перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором» [7]. Панамериканский союз, в свою очередь, был обязан «при уведомлении Правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах» направить им «перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информировать другие Правительства о любых изменениях в указанном перечне» [7].

Этот Пакт, тем не менее, не получил всестороннего применения. Первым договором, сформировавшим правовую систему защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, стала Гаагская Конвенция 1954 года [9]. Документ включает все основные правовые ограничения, применимые как к движимому, так и к недвижимому имуществу, подпадающему под определение «культурные ценности» (согласно статье 1 [10]). Этот договор, ратифицированный 123 государствами [11], включая Российскую Федерацию, до сих пор является краеугольным камнем права в этой области.

Последующие договоры продолжали развивать и расширять принципы, заложенные в Гаагской конвенции, и совершенствовать созданную этим соглашением систему защиты.

Конвенция 1954 года была дополнена Протоколом, подписанным одновременно с самой конвенцией. Документ обеспечивает систему защиты, специально разработанную для тех случаев, когда территория одного государства оккупирована другим. За счет введения ряда обязательств для государств-оккупантов (а именно, обеспечение безопасности объектов культурного наследия и запрет на их вывоз [12]) Протокол тем самым предотвращает вывоз объектов культурного наследия с оккупированных территорий.

Спустя два десятилетия после подписания этих договоров было принято решение включить в текст Дополнительного протокола Женевских конвенций 1977 года [13]положение, относящееся к защите культурных ценностей в периоды международных и локальных вооруженных конфликтов (Дополнительные протоколы 1 и 2 [14] соответственно). Это положение обеспечивает защиту культурного наследия в дополнение к принципу неприкосновенности всей гражданской собственности. В соответствующих статьях каждого протокола кратко и четко обозначены основные запреты: запрет участникам конфликта превращать объекты культурного наследия в военные цели и запрет совершать против них какие-либо враждебные действия. Последнее нарушение, согласно Дополнительному протоколу 1, может рассматриваться как военное преступление.

Римский статут [15], учреждающий Международный уголовный суд, также связан с предметом нашего рассмотрения, поскольку в нем оговаривается, что этот суд обладает юрисдикцией над нарушителями, которые в ходе международного или локального конфликта намеренно нанесли удар по гражданским объектам или «зданиям, предназначенным для религиозных, образовательных, художественных, научных или благотворительных целей, или историческим памятникам <...> при условии, что они не являются военными целями» [16].

И наконец, Протокол 1999 года [17] расширяет рамки защиты культурных ценностей, предусмотренные Гаагской конвенцией. Здесь разъясняются понятия обеспечения сохранности и уважения культурных ценностей. Документ определяет защитные меры в случае атаки и при ликвидации ее последствий; создает систему усиленной защиты ценностей культуры, представляющих особую важность для человечества; предусматривает индивидуальную уголовную ответственность и учреждает новые организации, которые отслеживают и контролируют применение норм защиты культурного наследия.

 

ОБЫЧНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное гуманитарное право регулируется не только международными конвенциями (договорами), но и обычными нормами международного права.

На XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было объявлено, что «фундаментальные принципы [18] защиты и сохранения культурного наследия в ситуации вооруженного конфликта могут рассматриваться как часть обычного международного права» [19].

Международные нормы обычного права формируются государственной практикой и получают затем законный статус. В рамках международного обычного права разработаны отдель­ные универсальные положения, касающиеся защиты культурных ценностей:

1. Каждый участник конфликта должен уважать ценности культуры.

2. Использование особо важных объектов культурного наследия в целях, достижение которых, скорее всего, приведет к их по­вреждению и разрушению, запрещено (за исключением случаев, когда оно обусловлено крайней военной необходимостью).

3. Каждый участник конфликта должен защищать культурные ценности.

4. Оккупирующая держава должна предотвратить незаконный вывоз культурных ценностей с оккупированной территории, а также вернуть незаконно вывезенные ценности компетент­ным органам, представляющим оккупированную территорию [20, p. 127–138].

 

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международные организации, в частности ЮНЕСКО, Международный комитет Красного Креста [21], а также многие другие важные организации и ассоциации, такие как Международный Центр Рерихов и Международная ассоциация национальных комитетов Голубого Щита, активно способствуют распространению и соблюдению норм международного гуманитарного права в целом и защите культурных ценностей в частности. Чтобы поддержать и юридически оформить данную деятельность, были изданы следующие нормативные акты: «Руководство ЕС по содействию соблюдению норм международного гуманитарного права» (2005) [22], «НАТО STANAG 2449 LO – Обучение нормам права вооруженных конфликтов» (2003) и «Бюллетень генерального секретаря ООН: Соблюдение силами ООН международного гуманитарного права» (1999) [23].

 

ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Необходимо помнить, что успешная защита культурных ценностей возможна лишь в том случае, если гражданские и военные власти работают в тесном сотрудничестве, что, в частности, требует рассмотрения следующих вопросов:

– назначение органов, ответственных за защиту культурных ценностей;

– планирование и реализация предупредительных и превентивных мер, таких как составление, ведение, сохранение и обновление перечней культурных ценностей;

– предусмотрение в бюджете средств на финансирование операции;

– назначение специально подготовленного персонала, например уполномоченного по защите культурных ценностей;

– надлежащая подготовка персонала в области защитных мер до развертывания операции.

При анализе ситуации среди прочих факторов во внимание должны быть приняты также:

– идентификация и подтверждение подлинности культурных ценностей;

– классификация культурных ценностей;

– оценка состояния культурных ценностей;

– исчерпывающая оценка возможных угроз;

– меры, которые должны быть приняты при различных вариантах развития действий.

Необходимо предусмотреть меры по защите культурных ценностей, в частности, в случаях: возобновления военных действий; беспорядков и напряженной обстановки; уничтожения культурных ценностей в ходе этнических чисток; природных и техногенных катастроф.

Кроме того, на этапе планирования органы гражданского и военного планирования должны также рассматривать требования, выдвинутые национальными или международными органами, в частности ЮНЕСКО или специализированными организациями и учреждениями, в отношении составления, ведения, сохранения и обновления перечней культурных ценностей.

Также должны быть учтены дополнительные требования, такие как обеспечение достаточных людских ресурсов (в частности, квалифицированного персонала) и материально-техническое обеспечение (например, транспорт, карты, строительные материалы и оборудование, охранные знаки).

Не менее важно тесное сотрудничество гражданских и военных сил в деле реализации и укрепления норм права, регулирующих защиту культурных ценностей и изложенных в Гаагской конвенции 1954 года, а также Первом и Втором протоколах к ней, поскольку именно эти силы призваны обеспечить применение данных норм права в ходе выполнения боевых операций. Необходимая защита может быть предоставлена культурным ценностям лишь в том случае, если вооруженные силы получили надлежащую подготовку и исчерпывающую информацию о местоположении культурных ценностей на территории противника, а также если правила ведения боевых действий включают защиту культурных ценностей [24].

Во время операции важно создать постоянную военно-гражданскую связующую структуру, такую как Объединенный комитет, состоящий из гражданских и военных национальных и международных экспертов. Целями данной структуры должны быть координация, мониторинг и контроль осуществления мер по защите культурных ценностей в районе проведения операции. Кроме того, в функции комитета должно входить определение ценностей, находящихся под специальной и усиленной защитой, и планирование чрезвычайных мер по защите от огня, обрушения или любой другой потенциальной угрозы. Если угроза подтверждается, комитет обязан подготовить к эвакуации движимые культурные ценности или обеспечить их надлежащую защиту на месте. Также комитет должен назначить компетентный орган, ответственный за охрану культурных ценностей, рассмотрение вопроса о создании подразделения, ведающего защитой культурных ценностей в многонациональном штабе, а также предотвращение незаконного вывоза культурных ценностей.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Среди конкретных мер, которые должны быть приняты, можно отметить следующие:

– создание и обновление перечней культурных ценностей, сопровождаемых микрофильмами документов, цифровыми фотографиями, оцифрованными документами и строительными планами;

– издание карты расположения культурных объектов в районе операции;

– документирование мер, принятых уполномоченными лицами;

– чрезвычайное планирование в случае возобновления военных действий, массовых беспорядков и волнений, зачистки культурных ценностей, стихийных бедствий;

– составление планов эвакуации;

– обеспечение возможности осмотра культурных ценностей международными представителями во время международных операций.

Человеческие ресурсы и материально-техническая поддержка (в том числе финансовая) также играют чрезвычайно важную роль, что подразумевает:

– обеспечение безопасности (охрана, установка ограждения);

– обеспечение перевозки, предоставление убежища и т.д.;

– оказание помощи другими средствами (освещение, рабочая сила, отопление, экстренное строительство, ведение документации и т.д.)

Обучение и подготовка кадров в этой связи предполагает:

– общую подготовку подразделений, назначенных проводить операцию;

– включение специального положения о защите культурных ценностей в «Руководство по применению силы»;

– включение специального положения о защите культурных ценностей в «Памятную записку» командиров;

– включение специального положения о защите культурных ценностей в «Солдатскую карту»;

– издание руководства по защите культурных ценностей;

– проведение на месте и/или содействие обучению, связанному с защитой культурных ценностей;

– проведение учений по защите культурных ценностей в реальных ситуациях.

 

ПРЕСЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

Международное гуманитарное право обеспечивает систему мер пресечения и наказания за нарушение его норм, основанную на принципе индивидуальной уголовной ответственности виновных лиц, как военных, так и гражданских. Представители вышестоящего руководства также обязаны будут нести личную ответственность в случае, если они не приняли надлежащих мер, чтобы предотвратить нарушение норм международного гуманитарного права своими подчиненными.

Отнесение вопросов, касающихся защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, к главному направлению международного гуманитарного права является тем более оправданным, если учесть, что другие вопросы гуманитарного права, обсуждаемые в настоящее время, также касаются культурного достояния. В частности, речь идет о запрете или ограничении определенных средств и методов, используемых при ведении военных действий, в особенности об определении военных целей, непреднамеренного ущерба и о принципе пропорциональности между косвенным ущербом и военным значением цели. Эти во­просы рассматриваются, когда культурные ценности используются в военных целях или находятся вблизи них. Недавние конфликты и учреждение международных уголовных судов выявили необходимость более точного определения предела того, что допустимо во время военных действий.

Подводя итоги, можно сказать, что культурные ценности имеют большое значение не только для отдельных государств, но и для международного сообщества в целом. Применение и соблюдение соответствующих правовых норм, касающихся защиты культурных ценностей, являются обязанностью как военных, так и гражданских лиц. Чтобы квалифицированно и серьезно подходить к исполнению данной обязанности, гражданские и военные участники должны располагать единой системой норм, позволяющей обеспечить защиту культурных ценностей на стадии планирования и проведения операций.

Разработка мер по защите культурных ценностей является динамичным процессом, который должен идти в ногу с развитием международного гуманитарного права, международных отношений, изменениями в политике и ведении войн. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать учреждения и организации, занимающиеся вопросами защиты культурных ценностей.

 

Примечания и литература

[1] Что касается использования термина «вооруженный конфликт» в международном контексте, в комментарии МККК к общей статье Второй Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны разъяснено, что «любое разногласие, возникающее между двумя (или более) государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, является вооруженным конфликтом». Geneva Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War. Commentary. ICRC: Geneva, 1958.

[2] Бамианские статуи Будды (VI в.) – две монументальные статуи стоящего Будды, высеченные в скалах, окружающих Бамианскую долину, которая находится в районе г. Хазараджат в центральной части Афганистана. В 2001 году они были взорваны талибами по приказу их лидера муллы Мохаммеда Омара, объявившего статуи «языческими идолами» (а они запрещены законом Шариата). Международная общественность резко осудила уничтожение статуй, которое стало явным свидетельством нетерпимости талибов.

[3] См.: Spaight J.M. Air Power and War Rights. London: Longmans, Green, 1947.

[4] С особой жестокостью врагом были разрушены всемирно известные дворцово-парковые ансамбли и памятные места в окрестностях Ленин­града (Санкт-Петербурга): в Пушкине (Царском Селе), Петергофе, Павловске… Вскоре по окончании войны уже приступили к их возрождению. Это стало заботой страны, делом героическим. Несмотря на неисчислимые трудности, через несколько лет уникальные дворцы, фонтаны и другие сооружения были подняты из руин, обрели прежний внешний вид. А затем с предельной точностью и достоверностью были восстановлены дворцовые интерьеры, ликвидирован ущерб, нанесенный паркам, заработали фонтаны Петергофа. Раны от войны (кроме тех, что остались в памяти людской) были залечены. Такое поразительное возрождение объектов культуры, казалось бы, навсегда и безнадежно утраченных, похоже на чудо. – Прим. ред.

[5] Конвенция о законах и обычаях войны, Гаага, 29 июля 1899 г.

[6] Конвенция о законах и обычаях войны, Гаага, 18 октября 1907 г.

[7] Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), Вашингтон, 15 апреля 1935 г. Пакт действует в 11 государствах Америки, включая США.

[8] Это «красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне».

[9] Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Правила применения конвенции, которые составляют ее неотъемлемую часть, были подписаны в Гааге 14 мая 1954 года вместе с отдельным факультативным протоколом, который не является Первым протоколом. И конвенция, и протокол вступили в силу 7 августа 1956 года.

[10] См.: Rogers A.P.V. Law on the Battlefield. Manchester: Manchester University Press, 2004, p. 140; Toman J. The Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict. Commentary on the Convention for the protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict and its Protocol, signed on 14 May 1954 in The Hague, and on other instruments of international law concerning such protection. Aldershot: Dartmouth/UNESCO Publishing, 1996, pp. 213–215; Chamberlain K. War and Cultural Heritage. An Analysis of the 1954 Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict and its Two Protocols. Leicester: Institute of Art and Law, 2004, pp. 72–73.

[11] Обновленный список стран-участниц: http://portal.unesco.org/la/convention.asp?KO=13637&language=E&order=alpha.

[12] См.: O’Keefe P. The First Protocol to the Hague Convention Fifty Years On. Art Antiquity and Law, 2004; Chamberlain K. War and Cultural Heritage. An Analysis of the 1954 Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict and its Two Protocols. Leicester: Institute of Art and Law, 2004.

[13] См.: Sandoz Y., Swinarski C., Zimmerman B. Commentary on the Additional Protocols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949. ICRC/Martinus Nijhoff, Dordrecht/Geneva, 1987; David E. La protection des populations civiles pendant les conflits armé’s, International Institute for Human Rights. VIII Teaching Session, July 1977, Strasbourg.

[14] Дополнительный Протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года о защите жертв международных вооруженных конфликтов, Женева, 8 июня 1977 года.

[15] Римский cтатут Международного уголовного суда. Рим, 17 июля 1988 г.

[16] Римский cтатут Международного уголовного суда, ст. 8, «Военные преступления».

[17] 26 марта 1999 года был подписан Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В отличие от конвенции, к этому документу не прилагаются отдельные правила, регламентирующие применение его положений. Второй протокол, подписанный 58 государствами, вступил в силу 9 марта 2004 года. Обновленный список стран-участниц: http://portal.unesco.org/la/convention.asp?KO=15207&language=E&order=alpha.

[18] Под этими принципами, очевидно, подразумеваются обязательства, прописанные в статье 4 Гаагской конвенции 1954 года (единственные обязательства в документе, применимые и к международным, и к локальным вооруженным конфликтам. См. также: Делимитация морской границы в заливе Мейн (Канада/США) (Delimitation of the Maritime Boundary in the Gulf of Maine Area (Canada/United States of America. ICJ Reports, 1984, p. 246 para. 79): «В этом контексте “принципы” явно означают принципы права, то есть это понятие также включает в себя нормы международного права, а в этом случае использование термина “принципы” может быть оправдано в силу его более общего и фундаментального характера».

[19] Резолюция 3.5, принятая на XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, преамбула, декларативная часть (b) / 27 C/Resolution 3.5, preamble, recital (b). См. также: 142 EX/Decision 5.5.2, para. 5(b).

[20] Henckaerts J.-M., Doswald-Beck L. Customary international humanitarian law. Vol. 1: rules. ICRC and Cambridge University Press, 2005.

[21] В 1996 году МККК учредил Консультативную службу по международному гуманитарному праву с целью усилить поддержку государствам, участвующим в проведении норм гуманитарного права на национальном уровне. Эта служба, в частности, организует совместные семинары с ЮНЕСКО. Региональный семинар для всех стран Центральной Азии состоялся в Ташкенте в 1996 году, в 1997-м национальные семинары проведены в Азербайджане, Армении и Грузии. В 1998 году в Непале был проведен региональный семинар для стран Индийского субконтинента. МККК также участвовал в качестве эксперта в переговорах, итогом которых стало принятие в 1999 году Второго протокола к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

[22] Цель этих нормативных актов – предоставление практических инструментов Европейскому Союзу, его институтам и органам для содействия в деле соблюдения международного гуманитарного права. Данные акты подчеркивают ориентацию Евросоюза на деятельное и последовательное содействие соблюдению этих предписаний. Нормативные акты предназначены для всех, кто действует в рамках Евросоюза, при условии, что рассматриваемые вопросы входят в сферу их ответственности и компетенции. Они являются дополнением к нормативным актам и другим «общим позициям», уже принятым в Евросоюзе и касающимся таких вопросов, как права человека, пытки и защита гражданских лиц.

[23] 6 августа 1999 года генеральный секретарь ООН Кофи Аннан с целью выработки основополагающих принципов и норм международного гуманитарного права, регулирующих действия сил ООН, проводящих операции под началом и контролем ООН, принял «Бюллетень генерального секретаря, ST/SGB/1999/13», который вступил в силу 12 августа 1999 года.

[24] Hladik Jan. Protection of Cultural Property: The Legal Aspects. 80 Int’l L. Stud. Ser. US Naval War College, 2006.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 339