Концепция «почитания Света» в творчестве Н.К. Рериха

И.Ю. Дьяченко,
заместитель руководителя Автономной научной группы МЦР

Творчество Живой Этики может направить человечество к Свету.

Учение Живой Этики. Мир Огненный

Об обителях Света мечтает человечество.

Н.К.Рерих

Исследование Пакта Рериха за сохранение культурного наследия ведет нас к более глубокому пониманию культуры. Без этого понимания проблема сохранения культурного наследия всегда будет оставаться проблемой. У Н.К.Рериха есть формула, емко и точно выражающая суть культуры. «Культура, – писал он, – есть почитание Света» [1, с. 63]. Говоря о культуре как «почитании Света», Рерих обращался, в частности, и к этимологии слова «культура», объясняя, что первый корень – латинский и означает «почитание», а второй напоминает санскритский корень, означающий «свет», «огонь» [2, с. 29]. Отсюда действительно следует, что культура – это «почитание Света». Но если мы хотим понять эту формулу во всей ее глубине, надо осознать, что такое Свет, выявить его роль в историко-культурной традиции народов. Необходимо прояснить, как Свет влияет на формирование человеческой культуры. Что он представляет собой с точки зрения космического мироощущения, процессов космической эволюции. При подготовке доклада многие факты, упоминающие о явлении Света в мировой культуре, предстояло собрать воедино. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, вспомним древние мифы Востока и Запада, повествующие о начале творения. В Источнике непознаваемом, в недифференцированной космической материи, во «Тьме» [3, с. 115] было заключено естество Огня. По Высшей Воле из Тьмы он проявился как Свет. Сходство мифологических сюжетов о начале Творения, существующих у разных народов, указывает на реальность, стоящую за символами и являющуюся причиной мировой жизни. Об участии Света в творении говорит Книга Бытия, содержание которой может быть рассмотрено в качестве метаисторического источника, дающего представление о причине и процессе Творения мира. В Ветхом Завете говорится: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» [4, 1: 1–3]. В Новом Завете процесс Творения описывается следующим образом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. <…> В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [5, 1: 1, 4–5]. Здесь обращает на себя внимание, во-первых, указание на силу, стоящую за Словом и побуждающую его к проявлению. Слово несло жизнь, а была она – Свет. Так, Слово напрямую связано со Светом. Отсюда следует, что приобщение человека к Свету дает ему истинную жизнь. Во-вторых, Бог – источник такого Света, который тьма объять не может, поскольку он «светит», то есть высоко организован и распространяется в беспредельность. Так, Слово выразило собой первоначальную вибрацию космической материи, в результате чего проявился Свет. В письмах Е.И.Рерих отмечается, что «понятие “Слово” тождественно вибрации или Свету» [6, с. 389].

Мы встречаем сведения о Свете в памятнике славянской духовной народной литературы «Голубиной книге», в древнейших памятниках индуизма и буддизма. Так, Бхагаватгита (IV тыс. до н.э.), один из священных источников мудрости Индии, говорит о Том, Кто есть «источник возникновения вселенной» [7, с. 35]. Он представляется и как «Священное Слово», и как «свет огня» [7, с. 35]. Языком священных гимнов Ригведа (II тыс. до н.э.) повествует об Агни, духе Огня, небесном творении, связывающем собой небо и землю. Агни вездесущ и имеет множество бытийных и инобытийных проявлений. Таким образом, древнейшие источники указали на первоначало бытия, назвав его «Светом», «Словом», «Огнем», по сути отождествляя эти понятия.

В Сутта Нипате, памятнике буддийской литературы, Свет приобретает метафорическое звучание. В описании нравственно-философского учения Гаутамы Будды (или учения о духовном совершенстве), говорится о сыне Шакья, «несущем свет», «совершенно Озаренном» [8, с. 224]. Так его назвали потому, что он достиг силы всех знаний и проник в суть всех вещей. В «Основах буддизма» Н.Рокотовой также сказано, что «Свет <…> был явлен Готамою Буддою как знание четырех благородных истин» [9, с. 20], раскрывающих перед человеком путь избавления от цепи страданий. Достижение состояния просветления – способ прекращения страданий. Другими словами, ступень просветления дает возможность человеку увидеть суть страдания в ином аспекте или осознании, в котором ему откроется путь к истине.

От памятников литературных и устных, свидетельствующих о взаимодействии Высшего Мира с плотной земной материей, который пронизывает ее своими высшими вибрациями с целью одухотворения, мы обращаемся к мистериям древнего мира. Представляя события, отраженные в древнейших источниках, как процесс нисхождения Высшего к низшему, как взаимодействие духа с материей, можно назвать мистерии процессом встречного восхождения человека к Высшему, к «источнику Света и Истины» [10, с. 79]. В стремлении проникнуть в тайны природы, познать ее законы человек инициировал сакральные действия, чтобы соприкоснуться с миром трансцендентальным, миром инобытия. Это расширяло сознание человека, соразмеряло его земной путь с космическим, организовывало человеческую жизнь в соответствии с законами мироздания. Мистерии вплотную приблизили человечество к всестороннему осмыслению понятия духовного Света, которое постигалось «просветленным» сознанием. Этот процесс стал активно развиваться в античной философии, зародившейся в недрах мистерий.

Одна из особенностей античной философии в том, что она заложила основы метафизики Света. Бытие у греков, как указывает А.Ф.Лосев [11, с. 256–265], понималось как Свет. Эсхил, Гомер, Софокл, Пиндар и другие одухотворяли Свет (и видимый солнечный, и умопостигаемый), отождествляли его со счастьем, здоровьем, спасением, победой. Со Светом связывали структуру и порядок бытия. Бог проявлялся людям в свете, Божественным светом озарялись люди, бытие которых поднималось над обыденностью. Диалектика света и тьмы, на которой основывается структура космоса, разрабатывалась Гераклитом и Парменидом. Пифагор представлял, что источник Света – Бог. Природа Бога, считал он – это истина, выявляющая себя Светом. У Платона Свет выступал принципом, который открывал возможность видеть космос, ощущать его реальность как новую духовную действительность. Развитие метафизики Света наблюдается и в позднейшей философии стоиков и неоплатоников.

В целом, почитание огня и света существовало во многих культах древности. Новая эра человечества, связанная с именем Христа, открыла и новое явление Света. Ученикам Христа была дана возможность увидеть Свет Преображения своего Великого Учителя на горе Фавор, когда Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» [12, 17:2]. На глазах людей была проявлена высокая энергетика, способная преображать земную материю. Христос открыл человечеству опыт постижения Света через духовное переживание, откровение и свидетельство. В трудах христианских философов средневековья, в жизни многих святых и подвижников находим драгоценный опыт созерцания Света и взаимодействия с ним.

Свет как источник метанаучного знания стал одной из основных тем русской религиозной философии. В трудах выдающихся философов (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, С.Н.Трубецкой и др.), имевших собственный духовный опыт переживания Высшего, встречается целостный подход к изучению явлений природы и человека, открываются новые грани постижения Света. Так, П.А.Флоренский причиной Света называет все ипостаси Божественной Троицы: Святого Духа, Христа, Бога-Отца. Познание Триипостасной Истины является для человека откровением, в котором он обретает Свет. Это есть тот «“свет умный” или “свет фаворский”» [13, с. 100], который творит человека духовного. Флоренский отмечал: «Познание Истины есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства» [13, с. 85]. В этих глубинах находит человек Свет, который символизирует открывшуюся перед его внутренним взором истину. Познание истины тесно связано у Флоренского с понятиями любви, красоты, добра, сердца, вне которых познания истины нет, значит, нет и понятия о Свете и тем более достижения его. Отличительной чертой русских философов, осмысливавших явление Фаворского Света (Флоренский), или Света вообще как «физического выразителя мирового всеединства» [14, c. 219] (Соловьев), или Света как определяющего содержание внутренней жизни человека, подчиненной иерархическому строю вселенной (Бердяев), было ви дение его как необходимого элемента самосознания. Световое начало в земной материи, по мысли Соловьева, ее «сперва поверхностно озаряет, а затем внутренно проникает, животворит и организует» [14, с. 218]. В этом имеется указание на свойства и функциональные особенности Света.

Во все времена человек пытался воплотить свои представления о Свете через искусство. Высокие Облики всегда сопровождались лучами или ореолом присущего им Света. Свет служил в искусстве для воплощения духовного начала, символизировал Божественную энергию: «Бог есть свет, и воплощение Его есть явление света в мире» [15, с. 18]. Одной из основных характеристик, связанных со Светом в художественном произведении, выступала Красота, в которой человек прозревал отсвет иных, Высших Миров, приближаясь к пониманию Красоты и Света нерукотворных, несущих важную информацию об инобытии. Великими мастерами, работавшими над воплощением гармонии и самой души Света в природе и в человеке, достигавшими в этом совершенства, были Леонардо, Тициан, Корреджо, Мане, Айвазовский, Куинджи, Серов, Левитан и многие другие. Огромная роль в постижении явления Света принадлежит искусству, как ведущей области творческого выражения человека и человечества, дающей возможность через образ, ритмическое построение, символ, эмоциональную напряженность, воспринимаемые непосредственно, во всей их чистоте, проникнуть в тайну природы материи и энергии, духоматерии в ее многочисленных проявлениях, наконец, в тайну сознания. Ввиду этого, подлинное искусство является одним из важнейших энергетических факторов познания в космической эволюции человечества.

Интерес к явлению Света возник и в сфере научного знания. В классической физике были сформулированы корпускулярная и волновая теории, открыты законы отражения, преломления, дифракции, рассеяния, интерференции света и т.д. Это был начальный уровень его изучения как физического явления. По-новому раскрыть природу Света, объяснить его организующее влияние на жизнь и деятельность человека [16] сегодня помогают нам квантовая механика и синергетика. Синергетическая парадигма способна найти точки соприкосновения с фундаментальными положениями Живой Этики и объяснить, как происходят процессы самоорганизации системы под воздействием энергии, присутствующей в космосе (в данном случае Света).

Многие деятели науки, искусства, культуры не обошли вниманием тему Света. Среди них – М.В.Ломоносов и Н.И.Пирогов, М.Фичино и Н.Кузанский, И.В.Гете и И.Г.Гердер, а также другие. Существует еще один важный источник, который необходимо указать при исследовании темы, – это труды Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида». В них раскрывается высшая природа Света и его определяющая роль в эволюции материи. Понятие Света, сложившееся в мифологии, религиозном опыте, науке, искусстве, философии, дает представление о нем как важнейшей субстанции космической жизни, энергии, влияющей на развитие и совершенствование бытия, побуждающей материю к высочайшему творческому выражению. Учение Живой Этики, появившееся в ХХ веке, синтезирует накопленный мировой опыт, рассматривая явление Света в контексте космической эволюции человечества, его нового энергетического мировоззрения.

Живая Этика утверждает эволюционной задачей человека одухотворение его плотной материи, ее утончение, просветление, преображение [17, ч. 1, 108; ч. 2, 721; 18, 377]. В этой самоорганизации человеку может помочь только энергия Высшего Мира, как ведущего начала для него, и одно из проявлений этой природной энергии – Свет. Он имеет разные уровни проявления: от света зримого до Света незримого, о котором мы еще мало знаем, но который может пояснить нам явление Культуры. Живая Этика дает указания на его энергетический источник, качества, свойства, функции, механизм накопления. Научный подход к изучению явлений предполагает, прежде всего, поиск причины этого явления. Живая Этика дает возможность определить ее.

В основе всего сущего – энергия Всеначальная (она же Космическая или Огненная). Огонь – сущность бытия [19, 159], каждого входящего в него элемента. Свет – это сущность огня [17, ч. 1, 372]. Говоря о Свете как огненной энергии, мы выходим на понятие материи высших измерений или светоносной материи, называемой в Живой Этике Materia Lucida. Она представляется как световой поток, волны или световые пятна в пространстве [20, 144]. И с этим явлением может взаимодействовать мысль человека, если она к этому устремлена. Этот процесс взаимодействия, если его изучать, может показать, как из высшей космической материи идут к нам образы, как высокая энергетика наслаивается в произведении искусства.

Согласно Живой Этике, светоносная материя связана с понятием красоты. Ее формы могут быть столь совершенны, что под их воздействием будет преображаться даже грубая физическая оболочка. Светоносная материя связана с понятием любви, одним из высочайших понятий космической эволюции, «вселенским магнитом» [21, 606], вложенным в сердце человека. Светоносная материя связана с понятием сердца. «Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями <…> но самим внутренним добросердечием; оно зажигает тот свет, который во тьме светит» [18, 7]. Материя Люцида служит для формирования и развития сознания. Одна из ступеней сознания называется «озарение», когда ищущий истину дух познает источник Света, раскрывает для себя значение бытия. Материя Люцида способ­ствует накоплению психической энергии человека, которая является высшим аспектом Всеначальной энергии. Осознанная, она имеет больший потенциал к накоплению Света. В Живой Этике Материя Люцида поэтически названа Матерью Мира [17, ч. 1, 52]. Видимо, потому, что, подобно земной матери, только творящей во вселенских масштабах, она играет огромную роль в эволюционных процессах, щедро отдавая каждому проявлению духа для его творческого выражения свою энергию. Этот процесс ведет к тому, что при определенных условиях Свет может кристаллизоваться, т.е. накапливаться и структурироваться в материи и этим влиять на ее развитие, что важно для понимания процесса самоорганизации духа.

Свет воздействует на весь организм человека (кости, нервы и т.д.), в частности на мозг, который нуждается в Свете. «Мозг живет светом» [22, 144], т.е. Свет необходим для развития интеллекта и творческого мышления. Свет способствует развитию человечности, нравственности, он не сочетается с раздражением, нетерпимостью и страхом. Без внутреннего Света человек не может иметь высших стремлений и достижений, но путь человека к Свету осуществляется с помощью духовного Учителя, так как, согласно закону космоса, только Высшее может вести низшее.

Исходя из вышеизложенного, концепция «почитания Света» может быть сформулирована следующим образом: Свет участвует в процессе самоорганизации духовной структуры человека. Именно Свет, имеющий огненную природу, насыщает высоковибрационной энергетикой внутренний мир человека, проникает в него, придавая этому миру новое качество, если человек к этому открыт. Самоорганизация человеческого духа может быть представлена как отклик духа человека на процессы, связанные с Высшим Миром. Материя духа трансмутируется, преображается, организуется под воздействием более высокой энергетики.

Н.К.Рерих, опираясь на методологию Живой Этики, развивает концепцию «почитания Света» в своем творческом наследии. В Живой Этике сказано: «Через искусство имеете свет» [23, 21 января 1921 г.] и «через красоту имеете свет» [20, 546]. Исходя из этих положений, представление о Свете может дать человеку подлинное искусство, способное концентрировать в своих формах огонь Высшего Мира. Задача художника высока: в создании рукотворной красоты отразить красоту иных миров, нерукотворную красоту, ее ритм и гармонию. Н.К.Рерих был именно таким художником. Л.В.Шапошникова назвала искусство Н.К.Рериха системой «образного осмысления проблем космической эволюции» [24, с. 425]. «Без искусства Рериха, – пишет она, – крайне трудно постигнуть истины, дарованные человечеству Космическими Иерархами накануне нового эволюционного витка. Ибо эти истины несут не только слова и образы, но и ту энергетику, которая заключена в материи самих рериховских полотен» [24, с. 425]. Эти слова можно отнести не только к живописному, но и к его литературному творчеству, где присутствует энергетика Света, занимающая важное место. В стихотворениях Рериха из сборника «Цветы Мории», в очерках из сборников «Шамбала», «Пути Благословения», «Твердыня Пламенная», «Держава Света» и многих других он говорит о свете зримом и духовном, о его носителях, символике, проявлениях в природе, в жизни человека, влиянии на эволюцию мира.

В поэтическом сборнике «Цветы Мории», где отражены важные страницы духовной биографии Рериха, есть два стихотворения с названием «Свет». Одно из них – в цикле «Мальчику» (1916). Другое – в цикле «Благословенному» (1918). Два стихотворения связаны не только названием, но и внутренним смыслом. В первом мы встречаем образ мальчика, вступающего в жизнь и познающего мир. Мальчик печалится, что светлый день убывает. Взрослый собеседник объясняет ему смысл законов природы. «Мальчик, с сердечной печалью ты сказал мне, что день стал короче, что становится снова темнее. Это затем, чтобы новая радость возникла: ликованье рождению Света. Приходящую радость я знаю. Будем ждать мы ее терпеливо» [25, с. 76]. Автор показывает на примере законов природы, что Свет помогает их познать. Есть космический ритм, которому подчинены все жизненные проявления: сменяются день и ночь, лето и зима, радость и печаль, тьма и свет. Свет приносит радость, его отсутствие создает печаль. Тот же закон в духовной жизни: после печали приходит радость, а человек, живущий Вышним, знает особую, мудрую радость. Она помогает ему достойно преодолеть трудности жизненного пути.

В другом стихотворении дано описание присутствия в мире Высшего Света, который олицетворяет духовный Учитель. Но как ощутить рядом Его присутствие? Где Его найти? «Как увидим Твой Лик? Всепроникающий Лик, глубже чувств и ума. Неощутимый, неслышный, незримый» [25, c. 51], – так описывает Н.К.Рерих сияние Высокого Присутствия. Дан художественный образ духовного Света, затмевающего даже свет Солнца, видимого и закрытыми глазами. «Перед Ликом Твоим не сияет солнце. Не сияет луна. Ни звезды, ни пламя, ни молнии. Не сияет радуга. Не играет сияние севера. Там сияет Твой Лик. Все сияет светом его. В темноте сверкают крупицы Твоего сияния. И в моих закрытых глазах брезжит чудесный твой свет» [25, c. 51]. Все, что мы видим или ощущаем, связано единой энергией, единым дыханием жизни. И только Учитель, творящий качество сознания человека, может дать понимание законов эволюции, стоящих за очевидностью. Высшее (Учитель) продвигает низшее (ученик), и через Высшее можно познать еще более Высшее, бесконечно поднимаясь по ступеням восхождения.

Н.К.Рерих говорит о тех необходимых ступенях восхождения, без которых человек не сможет открыть для себя высшие горизонты познания, обрести Учителя. Этими ступенями являются «сердце, мудрость и труд» [25, c. 51]. Поднимаясь по ним, человек постигает Иерархию духовных ценностей, становится истинно свободным и вмещающим. Обретая Учителя как проводника к Высшим Мирам, человек постигает сущность духовного Света.

В творческом наследии Н.К.Рериха есть произведения, которые в самом названии содержат слово «Свет». Например, сборник очерков под названием «Держава Света», а также очерки «Оружие Света», «Культура – почитание Света», «Доспехи Света», «Шамбала Сияющая» и другие, что говорит о несомненном утверждении Н.К.Рерихом темы Света.

Сборник «Держава Света» имеет символическое название и по сути своей программный. Державой Света Рерих называет сердце человеческое. Оно первым воспринимает Свет, накапливает и распространяет его. Сознание в сердце, и оно формирует наше представление о Культуре. Потому сердце есть средоточие Культуры. Принципом жизнедеятельности Державы Света Н.К.Рериха является умение созидать и сотрудничать, стремление к единению, доброжелательность, добросердечие, понимание Прекрасного. Осознание Высшего именно сердцем дает возможность этого достичь. В очерках сборника разворачиваются страницы истории народов, те культурные традиции, которые до сегодняшнего дня сохранили «заветы великого Света» [26, с. 32]. Они вновь напоминают, что для естественного развития человека на первом месте стоит «дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте – богатство» [26, с. 31].

Сборник Н.К.Рериха «Твердыня Пламенная» целиком посвящен теме культуры, ее основам, организации культурной работы, вопросам сохранения культурных сокровищ. Зов Рериха обращен, прежде всего, к молодежи, которая начинает строить жизнь, стремится привнести в нее Свет. Это стремление раскрывает в человеке его лучшие качества: чистоту мысли и сердца, высокое состояние духа, любовь к ближнему, готовность к самоотверженному действию, мудрость. Это позволяет совершенно исключить из обихода человека унижение, злословие, клевету. И все это будет связано с закономерностями исторического процесса: ведь на заповедях о Прекрасном складывались великие эпохи культуры. Утрата высших стремлений приводила системы к упадку и разрушению. Отсюда вывод, что стремление к духовному есть естественный процесс для человека, отвечающий всемирной эволюции.

Сборник «Твердыня Пламенная» включает также очерки, где дается представление о том, что Свет – не абстракция, а живая энергия природы (очерк «Молодое движение»), что просветление сознания – это основа практической этики, а почитание Света избавляет от лжи и клеветы как основ тьмы (очерк «Оружие света»). В очерке «Синтез» основная мысль Н.К.Рериха состоит в том, что определение культуры как «почитание света» является синтезом всех уже существующих определений. Таким образом, почитание Света, к которому направляет творчество Н.К.Рериха, распространяется на все, что несет его в себе, и выявляет в разных гранях Культуру. Так же, как физический свет организует биологическую жизнь человека, так и духовный Свет организует духовный мир человека.

В литературных трудах Н.К.Рерих раскрывает грани почитания:

– почитание красоты (очерки «Разнообразие», «Сокровище снегов» и др.), так как почитание красоты является основой возвышенного чувства;

– почитание знания (очерки «Новая эра», «Чандогия Упанишады» и др.), так как знание избавляет человека от невежества, влекущего за собой все человеческие пороки, несовершенства и преступления;

– почитание Иерархии Света, духовных Учителей (очерки «Твердыня Пламенная», «Бог», «Учительство» и др.), так как в нашем почитании Учителя мы стремимся к совершенству и можем максимально развивать нашу энергию, мужество, терпение, постоянство устремления. В Живой Этике почитание Иерархии – это один из краеугольных камней, который следует положить в основание каждого действия;

– почитание природы (очерки «Боль планеты», «К природе», «Сад будущего» и др.), так как в этом почитании заключается оживление природных пространств, в чем состоит сотрудничество человека с первоисточником жизни, готовым всегда напитать человека физически и духовно;

– почитание сокровища творчества (очерки «О культуре и мире моление», «Ангелюс», «Итоги», «Культурное единение» и др.), так как это почитание, желание сердечно, по достоинству оценить сокровища творчества может сократить пространство ненависти и войны, внести в жизнь заботу об украшении и улучшении жизни, облагородить человеческий дух;

– почитание героев и героизма (очерки «Душа народов», «Свет неугасимый», «Семь святых», «Любовь непобедимая» и др.), так как в таком почитании мы бережем имена носителей Света, деяния которых наполняют нас самыми высокими мыслями и побуждают к подвигу каждый день здесь, на Земле;

– почитание будущего (очерки «Лучшее будущее», «Врата в будущее», «Учительство», «Майтрейя» и др.), так как не должно быть осквернено сомнением то светлое будущее, в котором человечество ожидает приход Мессии, Майтрейи, Мунтазара, объединяя и обновляя в этом устремлении свое мышление. Рерих призывал строить будущее как реальность. «Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего» [27, с. 268], – призывал он, имея в виду, что все лучшие устремления человечества укрепляют как прошлое, так и будущее.

Если мы обратимся к живописным произведениям Н.К.Рериха, то обнаружим, как в них пространство также одухотворено, поскольку в них, как и в литературных произведениях, присутствует энергетика эволюционных процессов. Изучать эти процессы вне искусства Н.К.Рериха – значит существенно сузить масштабы их понимания и восприятия. Энергетические процессы связывают мир плотной материи (земной мир и земное человечество) с тонким (мир чувства, ощущений, эмоций) и огненным мирами (дух, мысль, сердце, сознание и др.). В живописном произведении восприятию всех миров одновременно способствуют гармоничные сочетания и наложения красок, выбор композиции и фона, выбор сюжета. Говоря о красках, необходимо сказать, что Рерих использовал природные растительные пигменты в их первозданной чистоте, не перемешивая друг с другом, чтобы сохранить светонасыщенность материала. Темпера по сравнению с маслом давала ему большие возможности для воплощения явления Света. С.Н.Рерих в статьях об искусстве раскрыл технику темперной живописи и ее светоносности, показав, какой великий труд и усилия художника стоят за процессом создания произведения. Необходимо знать сочетания цветов, то, какие цвета и как отражают свет, как передать ослабление света, градации его интенсивности, как выстроить поверхность разложенным на оттенки цветом для более насыщенной светоносности и т.д. Это все техника. И помимо технических совершенств мы не должны забывать об энергетике самого художника-творца, его мыслях, магните сердца и сознания, одухотворяющих его творчество, саму технику темперной живописи. Духовная энергия человека, сконцентрированная под воздействием энергии Высшего Мира (в результате сотрудничества с ним) и собравшаяся в «кристаллы сгущенного Света» [28, § 713], способствует взаимодействию Света сначала с плотным миром, а затем – в образе готового произведения – с нами, нашим внутренним миром, настраивая наше сознание на высшие вибрации. Они проходят в наш внутренний мир через канал сердца и интеллекта. В результате энергообмена дух человека получает творческий импульс к дальнейшей эволюции.

Пространство в картинах Н.К.Рериха организовано особым образом еще и потому, что образу Света, его ощущению и впечатлению от него отведено главное место. И это прослеживается как в картинах Мастера, так и в его фресках и мозаиках [29]. В любом произведении Н.К.Рериха мы видим примеры той рукотворной Красоты, в которой живет Красота нерукотворная. В творческом процессе художник, проходя собственный процесс самоорганизации духа, поднимается до роли Творца, открывшего когда-то миру Свет и напитавшего его этой энергетикой. В одном из своих очерков Н.К.Рерих вспоминает слова Леонардо да Винчи: «Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Бога» [30, с. 87].

Светоносность земного творчества зависит от качества психической энергии художника, от чистоты его сердца, то есть от способности воспринять Высшее и дать представление о нем. Рерих, как выдающийся художник и выдающийся мыслитель, поднял искусство на новую высоту, введя в него категорию Света как понятия эволюционного, символизирующего собою Высший Мир, его активное ведущее начало и все те ценности, которые с ним ассоциируются. И мы можем оценивать любое художественное произведение по качеству его светоносности, то есть отражению в нем этой высшей энергетики, зримым выражением которой является Красота.

Агни Йога (1928)

Перед нами на картине образ женщины, поднявшейся на высокий горный уступ и держащей на ладони пламя. Она открыла миру стихию Огня, и мы видим, как Свет от него распространяется по небу. Этот Свет символизирует высокие знания, которые помогут сложить новую эволюционную ступень. Картина посвящена Е.И.Рерих, создавшей в сотрудничестве с духовными Учителями, Космическими Иерархами, Агни-Йогу (Огненную Йогу), или Живую Этику.

 

Н.К. Рерих. Агни-Йога (1928) Н.К.Рерих. Матерь Мира. Из серии «Знамена Востока» (1924)

Н.К. Рерих. Агни-Йога (1928)
 

Н.К. Рерих. Матерь Мира. Из серии
«Знамена Востока» (1924)

 

Матерь Мира. Из серии «Знамена Востока» (1924)

Матерь Мира – один из величественных образов в творчестве Н.К.Рериха. Мы видим Образ в сияющей ауре. Матерь Мира – одно из самых значимых явлений в энергетической жизни космоса. Без этого явления трудно понять процесс космического творчества, претворения Огня в форму, что связано с ее просветлением. Возможно, в картине мы наблюдаем земное отражение той светоносной материи, которая названа в Живой Этике Материей Люцидой. Живая Этика также говорит о Матери Мира как о великой жизненной силе, которую почитали народы. Историко-культурное значение явления Матери Мира пока мало изучено. В грядущей эпохе Она утверждается как символ возрождения Женского Начала, выявления духовной сути женщины.

Христос в пустыне (1933)

Сияющий Образ Христа, изображенный на картине, имеет символическое значение. Великий Учитель пришел в мир людей, чтобы передать им Божественное Слово. Земной мир встретил Его так, как это выражает собой чудище тьмы, изображенное внизу картины. Однако Христос остался непоколебим и спокоен. Бело-золотистый Свет потоком стремится от Него в мир, запечатлеваясь на вершинах гор мельчайшими искорками. Соприкасаясь с плотной материей Земли, Свет преображает ее. Можно сказать, что перед нами символическое изображение важнейшего эволюционного действия: вхождения искры духа (Образ Христа) в косную земную материю для пробуждения ее творческих энергий.

 

Н.К. Рерих. Христос в пустыне (1933)

Н.К. Рерих. Христос в пустыне (1933)

 

Н.К. Рерих. София-Премудрость (1933)

Н.К. Рерих. София-Премудрость (1933)

 

София-Премудрость (1933)

В Живой Этике говорится о том, что все пространство наполнено Высшей Мыслью. Она проникает все слои космической Беспредельности и достигает Земли. Высшее всегда связано с Огнем и Светом, который «властвует над яростью хаоса» [22, 95]. Это не обжигающий Огонь, а возносящий, поскольку его основа – творящая Мысль. Н.К.Рерих глубоко воспринимал величественный Образ Софии-Премудрости Божией. Он создал необычный образ: более половины площади холста занимает Огненный Свет, пламенеющий над миром. Озарены башни земного города, воспринимающего космические энергии.

Fiat Rex. Да здравствует Король (1931)

Картина Н.К.Рериха посвящена Великому Учителю, принесшему земному человечеству знание об эволюции космоса и человека. Эти знания были сложены в систему Живой Этики, философии космической реальности. В картине фигура Учителя, стоящего на высокой ступени эволюции, окружена синим искрящимся сиянием. Такая аура принадлежит человеку, имеющему космическое сознание, Совершенный Разум и Совершенное Сердце. Лучи изумрудного цвета струятся из Его оплечий и темени. Голову обрамляет светящийся изумрудный круг. Это цвет духовного синтеза. По краям ауры Учителя видны скопления рубиновых искр. Они создаются высоким напряжением психической энергии этого человека. Духовный Учитель изображен со своими земными учениками, несущими эволюционную миссию на нашей планете. Их ауры также светоносны.

 

Н.К. Рерих. Fiat Rex. Да здравствует король (1931)

Н.К. Рерих. Fiat Rex. Да здравствует король (1931)

 

Н.К. Рерих. Сокровище гор (1931)

Н.К. Рерих. Сокровище гор (1931)

 

Сокровище гор (1933)

На картине изображена пещера, находящаяся глубоко под землей. Художник дает нам уникальную возможность прикоснуться к жизни Великих Учителей и как бы стать участниками сокровенного действа – «Ночного бдения» Высокого Братства. Перед нами – особое место, где «духовный мир сочетается с материальным» [31, ч. 2, I, 5]. Огромные кристаллы горного хрусталя разделяют картину на ближний и дальний планы. Мы видим золотистый свет вдалеке, фигуры в длинных светлых одеждах, Чашу с пламенем в руках одного из Учителей с золотистым нимбом над головой… Свет на картине, идущий из глубины пещеры, напоминает своими очертаниями сердце, что символизирует сокровенность действия. Сияние, идущее из глубины, отражается на сводах пещеры, на гранях горных кристаллов и доходит также до нас. Художник приоткрывает для нас важное энергетическое действие. Его описание встречается в книге «У порога Нового Мира», где собраны некоторые дневниковые записи Е.И.Рерих. Энергетическое действие, во время которого происходит «напитывание» [32, с. 123] пространства, осуществляется с участием космического метеорита, или Камня, посланца дальних миров. Энергетика Камня способна приводить в соответствие ритм нашей Планеты с ритмом высшей энергии, или ритмом Космического Магнита. Так, человечество может приобщиться к творчеству Космоса.

 

Н.К. Рерих. Сожжение тьмы. Из серии«Его Страна» (1924)

Н.К. Рерих. Сожжение тьмы. Из серии«Его Страна» (1924)

 

Сожжение тьмы. Из серии «Его Страна» (1924)

Картина связана своим сюжетом с предыдущим произведением Рериха. Мы являемся свидетелями еще одного сокровенного действа Братства Учителей. Люди в длинных одеждах выходят из горной Обители. Над головами у них просматриваются светящиеся нимбы. Высокая духовная энергетика этих людей рассеивает тьму ночи. Освещаются легким Светом ближайшие скалы, создавая неповторимое сине-серебристое сияние места, где происходит событие. Особенно интенсивный Свет исходит от Ларца в руках у Первого. В Ларце находится Камень, метеорит, посланец из космоса. Его энергия заполняет пространство Планеты, благотворно воздействуя на людей. Перед нами происходит очищение земного пространства энергией Света. Композиционно картина разделена на несколько планов. Высший, охватывающий звездное небо с созвездием Орион. Согласно преданию, именно оттуда «пришел» на Землю метеорит, заключающий в себе космические энергии. Высокая горная вершина, покрытая густой ночной синевой, словно упирается в небо, создавая связь неба и Земли. Средний план скальных образований, разделяющих картину на две части, включает необычную башню со входом и ступенями вниз, откуда, по-видимому, и вышли Учителя. Свет лежит на горах, объединяя собой происходящее и олицетворяя его необычность. Картина отражает реальное событие, и в то же время она символическая. Ее сюжет обращен к человеку, его духовному пути, на котором только он сам может найти Свет.

Величайшая и Святейшая Тангла. Из серии «Шамбала» (1929)

В Гималаях сокрыт священный источник, из которого тысячелетиями идут к человечеству знания. Через этот Духовный полюс прошли исторические пути многих народов как Запада, так и Востока. Здесь истоки знания. «Отсюда, – писал Н.К.Рерих, – посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество <…> Кристалл накопленный их наслоился на скалах Гималайских» [33, c. 47]. В Гималаях жили великие мудрецы, герои, подвижники… Здесь прошли многие Великие Учителя: Будда, Христос, Аполлоний Тианский и другие. Они воспринимали здесь высшее знание, чтобы отдавать его людям. Гималаи – «высочайший алтарь» [34, с. 52], неиссякаемый источник творчества для многих народов. Здесь дух человека «вплотную приближается к божественному» [34, с. 52].

 

Н.К. Рерих. Величайшая и Святейшая Тангла.Из серии «Шамбала» (1929)

Н.К. Рерих. Величайшая и Святейшая Тангла.
Из серии «Шамбала» (1929)

 

Для Н.К.Рериха Тангла была «Обителью Света», «Сокровищницей Духа», и в таком качестве она должна быть человечеством охранена. «Мировая Сокровищница Духа! – писал он. – Устремление ко Благу, стремление вверх, где же оно так же действенно может проявиться, как не у Высот, на которые еще не ступала нога человеческая? Во имя этих высот укрепляйте всю бодрость духа. Забудьте все размельчающее и умаляющее. Охраняйте сокровища человеческого гения» [35, с. 99].

Чинтамани (1935–1936)

Сюжет картины связан с легендой, в которой отражен один из важных моментов в процессе космической эволюции человечества. С горных вершин, где, по преданию, находится Сокровенная Шамбала, спускается белый конь, на спине которого сияет необычный предмет. Так символически выглядит Камень, который посылается из Священной Страны на помощь миру. В Живой Этике сказано: «Много написано об этом камне. Часть его совершает путь вестника по миру, появляясь в руках избранных. Люди называли камень Граалем и многими другими именами. Предания всех веков хранят частицу сведений о значении камня, но главное значение не упомянуто. Камень содержит некое вещество, помогающее хранить вибрации с дальними мирами. Также и частица камня служит соединением с Братством… Можете изумляться, как различны страны и герои, соединенные с камнем. Усиленные и восхищенные этим сказанием, совершались многие подвиги» [21, с. 134]. Сокровище Мира – так называют Камень в легендах, за которыми стоит реальность, и с нею была связана жизнь Рерихов. На картине Образ Камня – это три сияющих круга, как бы объятые единым пламенем. Значение этого символа Триединства в культурах разных народов имеет очень глубокий смысл, связанный с осознанием Высшего Мира.

 

Н.К. Рерих. Чинтамани (1935-1936)

Н.К. Рерих. Чинтамани (1935-1936)

 

Н.К. Рерих. Чудо. Из серии «Мессия» (1923)

Н.К. Рерих. Чудо. Из серии «Мессия» (1923)

 

Чудо. Из серии «Мессия» (1923)

Сюжет картины связан с ожиданием человечеством прихода грядущего Спасителя. В одном из очерков Н.К.Рерих говорит о легенде, согласно которой «когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету» [36, с. 193]. В представлении человечества Спаситель придет в мир в лучах Света, символизирующих Его Божественную Славу. В ожидании Спасителя Мира выражается сердечное стремление человека к своему будущему, ко Благу, что объединяет людей в единых чаяниях.

Н.К.Рерих и в этом живописном произведении воссоздает тончайшую стихию духовного Света, который подобен физиче­скому свету Солнца, оживляющего и отепляющего все вокруг, но воздействие его на сознание человека более глубоко и существенно. Человек начинает воспринимать Высший Свет, когда в самом себе осознает сущность Света как энергии. Мост в картине имеет символическое значение связи миров. На ближней к нам стороне – земной, плотный мир, за мостом – Огненный. Пройти по мосту или встретить на нем Грядущего можно лишь в созвучии своего сердца с Сердцем Высшим. Художник невидимое сделал зримым, что является реальностью для непредубежденного глаза и сердца, осознавшего Иерархию Света. В Живой Этике говорится: «Невыносим Свет Всевышний, но Иерархия соединяет с этой ослепительной Вершиною» [18, 281]. Осознание Прекрасного есть мост к Свету.

Святой Сергий Радонежский (1930-е)

Н.К.Рерих посвятил Преподобному Сергию Радонежскому, русскому подвижнику, несколько картин, а также несколько очерков, один из которых назвал «Свет Неугасимый». В нем св. Сергий именуется живым светильником, зажегшим слово и свет Христа над русской землею и тем объединившим родину и весь русский народ. Сергий Радонежский предстает в картине проводником Высшего Света на Земле… Его возвышающаяся над миром фигура как бы объединяет собой землю и небо, земной мир и небесный. Главные события и деяния символически отражены в картине: благословение русского воинства на победу на Куликовом поле, строительство Свято-Троицкой Обители как духовного оплота на Руси, и главное – это Свет, который стоит над Родиной, во имя которого и жил этот великий русский человек.

 

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский (1930-е) (1923)

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский (1930-е) (1923)

 

Знамя Мира (1931)

Для охранения сокровищ культуры Н.К.Рерих разработал и предложил Знамя Мира. На нем запечатлен древний символ Триединства, олицетворяющий достижения человеческого духа и фундаментальные понятия космической эволюции. В символе заключена неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; науки, искусства и религии, трех миров – плотного, тонкого и огненного. Е.И.Рерих писала: «В Эпоху Огня, когда Свет борется с Тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим Знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Только высшие меры приложимы к Знамени, Великое Провозвестие нужно понять как ступень к обновлению Мира» [37, с. 394]. Рерихи первыми подняли над планетой Знамя Мира. Оно было воспринято миллионами человеческих сердец на нашей планете в 1930-е годы, свидетельствуя о том, что Культура как почитание Света реальна.

Таким образом, Н.К.Рерих, как художник и мыслитель, раскрыл практическую роль Света в культурно-исторической и, в целом, космической эволюции. Он показал его присутствие в вершинах человеческой мысли, в памятниках прошлого, в традициях, языке, самом сердце народов, способном тонко чувствовать и созидать красоту. Соединив Светом своего искусства Высший план с земным, сделав невидимое зримым, он дал возможность человеку на Земле ощутить вибрации космической жизни. Он сделал зримой саму энергетику Культуры в своем уникальном творчестве и раскрыл ее в богатейшем наследии мировой культуры.

Говоря о нематериальном культурном наследии, будем помнить, что Н.К.Рерих стоял у истоков и его сохранения и защиты. Формула «Культура есть почитание Света» несет в своей глубине концепцию сохранения этого наследия. Международная конвенция ЮНЕСКО 2003 года об охране нематериального культурного наследия [38], принятая в Сеуле, сделала лишь первый шаг к международному пониманию того, что связано с мыслями Н.К.Рериха о Культуре.

 

Н.К. Рерих. Знамя Мира (1931)

Н.К. Рерих. Знамя Мира (1931)

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Рерих Н.К. Культура – Почитание Света // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

[2] Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

[3] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 1. Смоленск, 1993.

[4] Библия. Первая книга Моисеева. Бытие.

[5] Евангелие от Иоанна.

[6] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный фонд Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2006.

[7] Бхагаватгита. Донецк: «Орифламма», 1997.

[8] Сутта Нипата. Сборник бесед и поучений. М.: Алетейа, 2001.

[9] Рокотова Н. Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991.

[10] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1992.

[11] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: АСТ, 2000.

[12] Евангелие от Матфея.

[13] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003.

[14] Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворение и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худ. лит-ра, 1996.

[15] Успенский Л.А. Икона в современном мире // Икона Древней Руси. 11–16 вв. СПб., 1993.

[16] Менский М.Б. Тайны сознания и параллельные реальности квантового мира // Культура и время. 2010. № 1.

[17] Учение Живой Этики. Беспредельность.

[18] Учение Живой Этики. Иерархия.

[19] Учение Живой Этики. Сердце.

[20] Учение Живой Этики. Агни Йога.

[21] Учение Живой Этики. Надземное.

[22] Учение Живой Этики. АУМ.

[23] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов.

[24] Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.

[25] Рерих Н.К. Цветы Мории. Минск, 1997.

[26] Рерих Н.К. Сожжение тьмы // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.

[27] Рерих Н.К. Матери городов // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

[28] Грани Агни Йоги. Новосибирск, 1970.

[29] Маточкин Е.П. Идея света в творчестве Н.К.Рериха // Новая эпоха – новый человек. Материалы международной научно-практической конференции. 2000. М.: МЦР, 2001.

[30] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

[31] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.

[32] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2007.

[33] Рерих Н.К. Риши // Рерих Н.К. Урусвати. М.: МЦР, 1993.

[34] Рерих Н.К. Сокровище снегов // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.

[35] Рерих Н.К. Гималаи // Рерих Н.К. Держава Света. Рига: Виеда, 1992.

[36] Рерих Н.К. Майтрейя // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1992.

[37] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7. М.: МЦР, Благотворительный фонд Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2007.

[38] Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, 17 октября 2003 г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 482