Будущее общественных музеев в России*

Г.А. Зайцева,
кандидат биологических наук,
руководитель Центра экологических проблем сохранения наследия
и экспертизы региональных программ и проектов
Института Наследия им. Д.С.Лихачева,
Москва

Общественный музей – неотъемлемая часть нашей сегодняшней культуры. Однако вокруг этого явления много правовых недоговорок и казусов, что существенно осложняет ему жизнь и даже ставит под вопрос перспективы его развития. Довольно грустным курьезом в правовом поле является то, что в большинстве случаев общественный музей, согласно существующему законодатель­ству, вовсе не является музеем.

Словарь Даля определяет музей как «собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли науки или искусств; здание для этого; хранилище, сохранище» [1, с. 357], подразумевая три необходимые его части: экспонаты, помещение, музейные фонды. Современное российское и международное законодатель­ство требуют от музеев не просто соответствия их изначальной сущности, но выдвигают также ряд юридических и функциональных критериев. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 ФЗ от 26 мая 1996 года) гласит: «Музей – некоммерческое учреждение культуры (выделено мной. – Г.З.), созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Устав Международного совета музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО тоже определяет музей как «постоянное некоммерческое учреждение (выделено мной. – Г.З.), призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Но парадокс в том, что практически все общественные музеи не являются учреждениями, поскольку не прошли необходимые юридические формальности по закреплению собственного статуса и, следовательно, не представляют собой самостоятельных юридических лиц и не отвечают определениям основного закона Российской Федерации о музеях и Устава ИКОМ. Кроме того, в большинстве общественных музеев коллекции не прошли процедуру включения в негосударственную часть Музейного фонда (так как она до сих пор не внедрена в практику). Вследствие этого в настоящее время многие общественные музеи отсутствуют в правовом поле, их деятельность никак не регламентируется.

В основу многочисленных общественных музеев в нашей стране, созданных группами энтузиастов при школах, ведомст­вах и организациях, положены коллекции подлинных предметов – свидетелей общественной и естественной истории. Те, кто собирают и экспонируют эти коллекции, включают таким образом исторические ценности в культурный оборот общества. ­Музеи, даже малые, играют в обществе беспрецедентную роль – они являются неотъемлемой составляющей процесса культурной преем­ственности. Музей – это всегда культурный диалог – между прошлым и настоящим, между вечными ценностями и современным мировосприятием. Это культурная коммуникация в контексте исторического времени, это место, где мы ощущаем, что пространство культуры – категория вневременная. Русский философ Н.Ф.Федоров, который более четверти века проработал в библио­теке Московского публичного Румянцевского музея, определял музей как «институт социальной памяти, способ воплощения прошедшего в настоящем, с функцией образования душ». Прио­ритетное направление в работе практически каждого музея – музейная педагогика. Но далеко не каждый общественный музей может позволить себе изучение и детальную каталогизацию своего фондового собрания, не говоря уже о публикациях, о серьезной научно-просветительской работе, что тоже входит в комплекс функций, ­вменяемых музеям законом.

Н.К.Рерих, в 1920-е годы создавший в Нью-Йорке свой музей как акционерное общество, в котором участвовали и очень богатые люди, и представители «среднего класса», полагал, что «общественность, народ должны всемерно сочувствовать культурным построениям. Если благотворительность является священною обязанностью людей, то тем более просвещение как основание здоровых поколений, всей земной эволюции, является ближайшим и священнейшим долгом каждого обитателя Земли. Культура не есть удел ­богатых, культура есть достояние всего народа. ­Решительно каждый в своей мере, в своем добром желании может и должен вносить свое зерно в общую житницу» [2, с. 224].

У общественных музеев в России есть своя история.

До революции музеи в нашей стране создавались государ­ством, меценатами, были и музеи, возникавшие по инициативе групп граждан, как, например, Общество любителей старины, опять же при поддержке меценатов, государства, муниципальных властей. После революции 1917 года большинство музеев создавались централизованно. По долгу службы музеями занимались Коллегия по охране памятников искусства и старины Нарком­проса и ВЦИК, они принимали решения о музеефикации бывших дворянских усадеб, о дальнейшей судьбе реквизированных ценностей и частных коллекций, о создании новых музеев и о сохранении статуса дореволюционных музеев. «Музейный бум» 1920-х годов стал результатом повышенного интереса Страны Советов к искусству и культуре и сопровождался бурной музейной деятельностью, проведением самых различных культурных акций, чему способствовала деятельность Государственной академии худо­же­ст­венных наук (ГАХН) [3]. Организация тематических выставок и творческих встреч завершалась созданием специализированных музеев, которые представляли новое слово в музейном деле. Позже, в 1930-х годах, когда остро встала проблема противоречия свободного созидательного творчества и тоталитарной политики государства, деятельность академии была прекращена, закрыты многие созданные ею музеи, музейное дело перешло под жесткий контроль госчиновников, а культура была загнана в прокрустово ложе социалистического реализма.

Общественность стала играть заметную роль в советской культуре в 1960-е годы. В российской музейной практике 60–80-х годов прошлого столетия синонимами традиционному понятию «общественный» музей были «народный музей» и «местный музей». Народные музеи – это культурно-просветительные учреждения, создаваемые по инициативе и при непосредственном участии населения на общественных началах. В Положении о народном музее, которое было утверждено Министерством культуры СССР в 1965 году, говорится, что «задачами народных музеев являются сбор, хранение, изучение и экспонирование памятников материальной и духовной культуры советского народа, а также памятников естественной истории. <…> Они имеют различные профили: краеведческие, исторические, художественные, технические, литературные и т.д. и создаются при промышленных предприятиях, колхозах, совхозах, сельсоветах, школах и др. орга­низациях по решению ­Исполкома местного Совета депутатов трудящихся и регистрируются в краевом (областном) управлении культуры, а в республиках, не имеющих областного деления, – в министерствах культуры союзной или автономной республики. Работой народного музея руководит общественный совет музея. Методическое руководство деятельностью осуществляет ближайший к нему государственный музей соответствующего профиля». Политика государственной поддержки общественных музеев привела к ощутимым результатам – к началу 1973 года в нашей стране насчитывалось около трех тысяч народных музеев (главным образом в УССР и РСФСР). Для сравнения: сегодня, по данным на 2003 год, общее количество всех музеев системы Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ – 2142 (из них 650 – филиалы).

Уникальность большинства российских общественных музеев в том, что они создавались силами «народных масс». В этом случае уместно вспомнить, что музей – особый феномен культуры и одновременно тот социальный заказ, который общество ему ­предъявляет.

Народному, местному музею отводились ответственные регио­нальные функции. Иногда вокруг него сосредоточивалась культурная жизнь города и региона. Но практически все это время в истории становления общественных музеев наблюдался процесс усиления влияния на них государственных структур, что не всегда способствовало их нормальному становлению и функционированию. В результате они сразу же после своего рождения оказывались в тисках различного рода политических директив и ведом­ственных инструкций.

За последние 15 лет ситуация существенно изменилась. Государство практически полностью перестало поддерживать музеи общественного типа, однако не прекратило попыток регламен­тировать их жизнь.

В последние 5 лет в Московской области наблюдается быст­рый рост количества муниципальных музеев, который связан как с переходом общественных музеев в подчинение городской администрации, так и с юридическим оформлением в установленном порядке уже действующих музеев. Эти музеи управляются и финансируются городскими или поселковыми властями в рамках закона о местном самоуправлении. По данным Министер­ства культуры Московской области, сеть муниципальных музеев неуклонно расширяется: в 2000 году их было 10, в 2001-м – 13, в 2002-м – 23, в 2003-м – уже 57, в 2004-м – 78. В современных экономических условиях этот процесс, хотя и сокращает поле «независимой» культуры, помогает сохранить полезные начинания, оградить общественные музеи от возможного их разрушения и утраты коллекций, дать им, пусть и в минимальной степени, ­финансовую стабильность.

Большинство музеев, создаваемых в эти годы, – это общественные инициативы, поддержанные муниципальными администрациями. Например, в Луховицком музее в 1986–1997 годах на общественных началах работало несколько человек. С 1997 года музей стал районным, было введено 8 штатных единиц. В настоя­щее время у музея появился филиал – Историко-краеведческий музей в селе Дединово, расположенный в бывшем жилом доме конца XVII века. Так распространяется энергия подвижничества и взаимной поддержки. В 2001 году в Московской области созданы Музей истории г. Бронницы и Наро-Фоминская художественная галерея, Музей истории танка Т-34 (д. Шолохово Мытищинского района). В 2002 году образован Музей платка в Павловском ­Посаде. В последние годы появились такие новые музеи и галереи, как Мемориальный дом-музей С.Н.Дурылина в г. Королеве, ­Выставочный зал города Дедовска, Историко-краеведческий музей в г. Протвино и многие другие.

Вокруг Москвы сосредоточены традиционные места бытования народных художественных промыслов (Гжель, Федоскино, Жостово, Богородское и другие). Это – серьезный потенциал для развития музейного дела. В настоящее время разрабатываются планы государственной и муниципальной поддержки ассортиментных кабинетов художественных промыслов. Музеефикация ассортиментных кабинетов позволит создать музеи нового типа, отражающие взаимосвязь окружающей среды, личности мастеров и коллекций, созданных поколениями народных мастеров. В Подмосковье расположены различные исследовательские учреж­дения оборонного профиля, которые имеют значительные коллекции истории военной техники.

Интересен пример Народного этнографического музея города Мыш­кина, ставшего важным региональным культурным цент­ром. Сейчас Мышкинский музейный комплекс – это три музея: историко-бытовой, этнографический и знаменитый музей Мыши. ­Театр Мыши тоже относится к «мышиному» музею, хотя имеет особенность – там выступает не только детский «мышиный» театр, но и взрослые фольклорные коллективы. О роли музея в воспитании исторической памяти, уважения и любви к своей малой родине размышляет основатель музея, председатель музейного совета В.А.Гречухин:

«С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта! Ошибка это. Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родной город. Какой обиды? А такой, что город, не имеющий музея, оказывается как бы чем-то обделенным, ой как обделенным! Не чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и… даже настоящего. Эту горькую обиду я испытал еще в юности и со своими школьными друзьями решил положить конец несправедливости. Сделали школьный музей… Я понял, что, коли город не может пока сам сохранить музей, значит, надо не только создать его, но и стать его хозяевами. Пока он не наберет своей ­непобедимой силы» [4].

Представления о музеях негосударственной сети сейчас крайне размыты, хотя на музейной карте Москвы наряду с пока сохранившимися общественными музеями появились давно забытые в России частные музеи (в основном это художественные галереи).

Современные негосударственные музеи – это пример высокого осмысления обществом своей роли в деле сохранения культуры. Нередко основополагающие документы общественных музеев – по уровню проработки и по осмыслению роли музея – достойны быть самыми высокими образцами музейной философии и этики. Достаточно процитировать Мировоззренческие основы деятельно­сти музея из концепции общественного музея «Мира и Согласия» (Санкт-Петербург):

«Музей будет существовать и функционировать в системе отечественной и мировой культуры. Он – светское учреждение в светском государстве. Основами его деятельности являются:

1. Реализация конституционных принципов свободы совести, равно уважительные позиции в отношении всех религий и традиций свободомыслия, рассмотрение их как равных, но в принципе равноценных способов ориентации человека в культуре и мироздании.

2. Понимание мира и согласия как одной из фундаментальных доминант в истории развития человеческой культуры, историче­ского, духовного бытия народов, наций, государств, человека как сложной духовно-социальной системы, необходимой для функционирования и развития общества с учетом исторического изменения человека, общества, религии, культуры, взглядов на мир.

3. Признание принципов мира и согласия как формы поиска человечеством ответов на основные вопросы человеческого существования, стремления преобразовать себя, общество и, возможно, окружающий мир.

4. Отношение ко всем религиям, культам, верованиям, рели­гиозным организациям, объединениям, течениям и т.д. в прош­лом и настоящем как к объективно существующим явлениям в России и за рубежом.

5. Признание исторической правомерности существования многообразия религиозных убеждений, направленных на решение проблем мира с помощью принципов мира и согласия…» – и еще 10 таких же блестящих пунктов [5].

Сегодня все музеи – и большие и маленькие, и государст­венные и общественные – находятся в нелегком положении. ­Необходимы новое осмысление обществом их значимости, новые концепции вхождения музеев в новую реальность. Государственные музеи имеют для этого неизмеримо большие возможности. ­Однако в результате проводимых реформ по структуризации бюджетных учреждений существует реальная угроза перевода части музеев федерального и регионального уровня в муниципальное подчинение, что для многих из них окажется губительным, так как провинциальный город зачастую оказывается неспособным достойно содержать большие музейные собрания, финансировать полноценную музейную деятельность – научную, реставрационную, просветительскую. Вместе с тем продолжают выживать и нередко набирают силу музеи негосударственные. В россий­ском обществе постепенно возрождаются традиции меценатства, ­которые позволяют развивать культурные инициативы на местном уровне.

Разнообразие музеев формирует активное профессиональное сознание: значимость и популярность музея начинает обусловливаться не формальными признаками подчиненности, а деловыми качествами его коллектива, способностью создавать уникальную среду, где на основе подлинных свидетельств материальной культуры восстанавливаются страницы человеческой истории.

Кто сегодня ходит в музей? Туристы, школьники, специали­сты, местная культурная элита – на вечера, презентации и вернисажи. Одни приходят за знанием, другие – за развлечением. Тема музеев сегодня будоражит общество – некоторые деятели культуры полагают, что для того, чтобы соответствовать вея­ниям времени, современный музей должен превратиться в подобие Дисней-лэнда, другие вполне справедливо считают, что музей не может равняться на масс-культуру – напротив, он обязан помогать обществу дорасти до тех ценностей, которые хранятся в его стенах, взращивать потребность в культуре.

В условиях всеобщей коммерциализации социальных ин­ститутов мы не должны забывать, что у музея есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции, – это истинные ценности культуры. При этом интерпретация историко-культурного наследия зависит напрямую от профессионализма музейных работников. Музеям удастся составить достойную конкуренцию массовой культуре в борьбе за свободное время общества, если они сумеют наладить эффективный менеджмент и маркетинг своего продукта, используя профессионализм своих сотрудников. Таким образом, традиционная по содержанию и инновационная по форме работа любого музея – основа его выживания и укрепления. Именно поэтому общественным музеям так важно освоить все виды институциональной музейной деятельности.

Рыночная экономика и реформы выдвигают необходимость документального оформления перспектив развития музея в виде концепции (а еще лучше – в виде программы с экономическими выкладками), в которой определено, каким образом он может стать респектабельным участником рынка интеллектуальных ­услуг и реальным субъектом формирования культурной и духовной самобытности населения.

В настоящий момент, когда под ударами массовой культуры иерархия культурных ценностей нарушилась, а культурные явления все больше теряют функцию культурного богатства, остро стоит проблема самоидентификации нации, в особенности молодежи. Этот процесс тесно связан с социальной и культурно-исторической памятью. Социальный заказ общества, которое хочет развиваться, а не деградировать, – сохранение наследия перед лицом усиливающейся глобализации. Наши общественные музеи – как отечественная форма сохранения культурного и природного наследия – бесценный опыт для человечества и явление, нуждающееся в осмыслении и поддержке общества.

Необходимо приложить все возможные усилия для поддержки и сохранения общественных музеев России.

Медлить нельзя!


* Автор благодарит за консультации О.Л.Фирсову, Н.Н.Фризина, О.А.Лавренову, заведующую отделом музеев Федерального агентства по культуре и кинематографии Т.А.Полякову, заведующую отделом музеев Министерства культуры Московской области Е.В.Куценко. Их экспертная оценка ситуации, а также заинтересованное и компетентное мнение директора Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой во многом помогли выстроить логику данного доклада.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Даль В.И. Толковый словарь. В 4 т. Т. 2. М., 1989.

[2] Рерих Николай. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

[3] См.: Алексеева Л.К. Фрагменты «музейного бума» двадцатых годов. Музейно-выс­тавочная деятельность Государственной академии художественных наук в 1921–1930 гг. // Магический кристалл литературы. Исследования, находки, публикации. М., 2004.

[4] См.: http://www.myshkin.ru.

[5] См.: http://ceo.spb.ru/rus/politics/nikiforov.o.n./museum.shtm.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 353