«Держатели равновесия Мира»: культурные деятели в защиту культуры

Т.П. Сергеева,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник
Главной астрономической обсерватории
Национальной академии наук Украины,
Киев

Влияние их на мысль планеты огромно <…> их значение долговременно.

Л.В. Шапошникова

В наше сложное, переполненное конфликтами и экологическими проблемами время тема поиска равновесия мира очень актуальна. Поискам решения этого вопроса посвящены многочисленные национальные и международные форумы по проблемам устойчивого развития жизни на планете, которые регулярно проводятся начиная с девяностых годов ХХ века. На них обсуждаются различные концепции устойчивого развития, принимаются разумные решения и замечательные резолюции. Но, к сожалению, они не становятся той жизненной силой, которая приведет мир к действительному равновесию. Дело в том, что, как правило, эти концепции и основанные на них решения носят социально-политический, экономический и экологический характер. Здесь особенно ярко проявляется глобальный кризис духовности человечества, характерный для нашего времени. В этих концепциях и резолюциях отсутствует самый важный элемент – они не опираются на духовные категории красоты и истинной, слагающейся веками, культуры. Отвергая, не видя или не понимая того, что является стержнем, основным устоем эволюции, люди сами себя загоняют в тупик. Тревожный симптом современной действительности, когда достижения технической цивилизации, широко поставленная индустрия развлечений и шоу-бизнес вырывают человека из пространства подлинной культуры, отрывают его от культурных корней, лишают духовной пищи, проявляет себя на всех уровнях.

Как бы предвидя эту ситуацию, в начале ХХ века Н.К.Рерих пророчески писал: «Признаки прогресса обязывают думать о культуре, ибо без этого мы опять будем попадать в хаос неразрешимых механических проблем» [1, с. 62]. Накануне подписания Пакта Рериха, в период между двумя мировыми войнами, когда небывалый экономический кризис вверг народы в пучину ужаса перед будущим, он говорил: «Когда гремит SOS духа человеческого, тогда время думать и о спасательном круге, который вынесет опять ко временам Великолепного Расцвета» [1, с. 86]. Е.И.Рерих, о великом вкладе которой в дело защиты культуры и подписания Пакта замечательно сказано в докладе Т.О.Книжник, называла движение Культуры последним прибежищем, порогом Нового мира, мира, в котором будет царить гармония, дающая истинное равновесие.

В своем устремлении к спасению культурного потенциала планеты, а тем самым и самого человечества, Рерихи обращались прежде всего к деятелям культуры всех стран, как к той силе, которая способна обеспечить культурную преемственность во времена упадка духа. Они знали, что история полна примеров гибели и расцвета цивилизаций. Цивилизации могли погибнуть, но культура не исчезала бесследно. А там, где сохранялась культура, возрождались и цивилизации. Одним из таких примеров может служить культурное наследие античности, которое пережило мрачные Средние века и дало импульс эпохе Возрождения. Как показывает современный исследователь Виктория Ивановна Уколова, немалую роль в обеспечении такой культурной преемственности сыграли выдающиеся деятели раннего Средневековья, среди которых были философ-неоплатоник, теоретик и практик образования, автор «Утешения философией» Северин Боэций, блестящий писатель и историк Флавий Кассиодор, просветитель и ученый, создатель средневекового энциклопедизма Исидор Севильский и другие мыслители [2]. Своими трудами они сумели пронести сквозь темные века свет красоты и одухотворенных искусств, интеллектуальный потенциал и идеалы античности. Ссылки на эти труды и развитие идей их авторов мы находим у деятелей Возрождения, в частности у Николая Кузанского, который рассматривал науки, искусства, красоту природную и рукотворную как проявления духовности мира и человека, основным смыслом жизни которого, по его мнению, является реализация Высшей воли на Земле.

В своем докладе Л.В.Шапошникова говорила о культурных героях, Учителях и создателях духовных учений, приносивших человечеству эту Высшую волю – высокое космическое знание. История культуры показывает, что во все времена и у каждого народа были культурные деятели, обладавшие широким мировоззренческим потенциалом и большой духовной силой, способные обеспечить культурную преемственность и быть проводниками этого знания. Благодаря особой сердечной чуткости и высокому уровню сознания они умели увидеть, понять и выразить великое значение красоты, искусства, культуры, как категорий духа, для эволюционного развития человека. Именно о них Н.К.Рерих говорил: «…расширение и утончение мышления дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства» [1, с. 63]. Трудами, творчеством и самоотверженной деятельностью на благо своего народа и всего человечества такие строители культуры поднимают духовный потенциал нации, возвышают и вдохновляют людей, наращивают культурное пространство планеты. Без них не было бы продвижения, не зарождалось бы творчество, не развивались бы искусство и ремесла. Они являются творцами, носителями и хранителями культуры. В Украине такими культурными деятелями были Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Памфил Юркевич. Они были не только творцами – создателями прекрасных литературных и художественных произведений, но и глубочайшими мыслителями, просветителями и будителями народного духа. Их взгляд на мир и философская основа творчества были воистину космическими, а песнь Красоте – огненной. Всех их объединяла идея кордоцентризма – они утверждали сердце как духовный центр человека.

«Приходит время, – писала Е.И.Рерих, – когда народы должны осознать, что люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии, составляют неоценимое сокровище государства. Именно все благоденствие народов зависит от этих столбов и держателей равновесия мира!» [3, с. 32]. ХХ век был особенно богат такими «держателями равновесия мира» – носителями культурной преемственности. Характерной особенностью начала века было то, что очень многих художников, поэтов, писателей волновали не только собственные творческие поиски, но и поиски общего смысла творчества, цели искусства. Утверждалась идея о непреходящем характере истинной культуры, вечной силе красоты. Деятели культуры поднимали свой голос в защиту культурного наследия человечества. Правда, глубина понимания ими феномена культуры была разной. Здесь проявлялись итоги двух противостоящих друг другу революций – Духовной и социальной, и двух различных типов мышления – нарождающегося космического и старого социального. У тех, кто не мог освободиться от пут социального мышления, отношение к проблемам культуры в итоге ограничивалось социально-идеологическим подходом. Например, у высокообразованного и интеллигентного наркома А.В.Луначарского, который со временем стал последовательным проводником концепции «пролетарской культуры», декларируемой вождями революции социальной [4]. Или германского писателя-гуманиста и антифашиста Генриха Манна, всем сердцем чувствовавшего духовность, присутствующую в революционных событиях, происходящих в России, но не сумевшего выйти за рамки социального понимания.

В то же время мыслившие более широко представители революции Духовной – русские философы-космисты Серебряного века, такие, как В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, вскрывали глубинные духовные основы культуры, красоты, искусства, творческого процесса и писали о великом значении продукта одухотворенного творчества для воспитания и формирования человека. Такой же подход был и ученых-космистов. К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский также развивали идеи о великом значении и влиянии творческой мысли на эволюцию человечества, отмечая при этом особую роль культуры и искусства. «Мысль должна править человечеством, мысль должна почитаться, от мысли спасение, небо и победа истины», – говорил Циолковский [5, с. 276].

Появившееся в начале ХХ века учение Живой Этики и основанное на его идеях творческое наследие Рерихов дали глубокое эволюционно-энергетическое обоснование феномена красоты и культуры и их вклада в развитие и совершенствование человека. В философском, научном, литературном и эпистолярном наследии Рерихов мысли о значении красоты и культуры, о необходимости действенной охраны культурного достояния человечества звучат постоянным набатом. Рерихи жили в эпоху социальных потрясений и войн, сметавших с лица Земли без разбора вместе с военными и гражданскими объектами и древнейшие памятники культуры. Зная великую эволюционную ценность культурных сокровищ, Рерихи понимали неотложность организации их защиты от разрушений. «Потому мысль об охранении основ высшей Цивилизации, высшей Культуры именно сейчас встает так необычайно повелительно, – писал Н.К.Рерих в обращении ко Второй Конференции Пакта Рериха. – Все чуткие умы мира понимают серьезность настоящего положения. Только что выдающиеся умы заметили о необходимости построения нового Ноева ковчега ввиду несомненных опасностей, окружающих человечество. Об этих опасностях замечали все культурные водители» [1, с. 85]. История его собственной деятельности в защиту культуры насчитывала к этому времени почти четыре десятка лет.

Как формировалась философская и идейная основа этой деятельности, какие практические шаги Н.К.Рерих предпринимал на протяжении этих лет, можно проследить по его студенческим дневникам, ранним статьям [6], по литературно-философским очеркам, эссе, обращениям к культурным, общественным и политическим деятелям и организациям, по записям в дневнике, который он вел до своего ухода, и многочисленной переписке. На основе всего этого можно смело сказать, что культура никогда не имела такого беззаветно преданного и самоотверженного защитника. Н.К.Рериха можно назвать глубоким философом-теоретиком в вопросах искусства и культуры. Его концепция культуры, базирующаяся на духовно-энергетических положениях Живой Этики, дает новое, ориентированное в будущее, понимание явления культуры как основного элемента и необходимого условия эволюции человечества. Одного этого было бы достаточно для того, чтобы вписать имя Николая Константиновича Рериха в анналы мировой истории культуры. Но он был и великим практиком, «практичным идеалистом», как он сам себя называл. Как никто другой он умел реализовывать в жизни самые высокие идеи. Такой практической реализацией его идей стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный 15 апреля 1935 года в Вашингтоне и известный как Пакт Рериха. В качестве знака для охраны культурного достояния человечества Николаем Константиновичем как художником было создано Знамя Мира, в котором закреплен символ троичности, предложенный Учителями Рерихов и Авторами Живой Этики. Н.К.Рерих так и называл Знамя Мира: «Страж Культурных Сокровищ» [1, с. 104]. А еще: «Символ здоровья духа человеческого» [1, с. 91], подразумевая более широкое воспитательное и образовательное значение Знамени Мира.

Идея Пакта Рериха и Знамени Мира объединила в 30-е годы ХХ столетия беспрецедентное количество культурных, общественных и государственных деятелей всего мира. Среди тех, кто активно поддержал идею защиты культуры, были короли Югославии и Бельгии, президенты США и Чехословакии, дипломаты и военные всех рангов, ученые и религиозные деятели, юристы и политики, художники, писатели и поэты, музейщики, библиотекари и работники архивов, а также представители других специальностей из многих стран мира – США, Латинской Америки, Франции, Бельгии, Югославии, Индии, Японии, Китая, Египта, Австралии. Были среди них представители Лиги Наций и Международного трибунала в Гааге. Недавно выпущенный Международным Центром Рерихов сборник «Знамя Мира» [7] дает возможность воочию убедиться в этом и услышать сквозь время полные понимания и энтузиазма слова поддержки. Перечисляя друзей Пакта, друзей Культуры, «доброжелателей, которые всей жизнью своей лишь подтверждали благородное охранение всего великого и доброго» [1, с. 98], Н.К.Рерих отмечал близость их душевных качеств – красоту духа, благородное расширенное сознание, большой ум и чуткое сердце, созидательность, бескорыстное служение, присутствие в их жизни и творчестве красоты и знания, одинаковую бережность как к древности, так и к современности. Он называл их «культурными водителями» своих народов и призывал к объединению сил в деле охранения и укрепления всех культурных достижений человечества. «…Каждый сад нуждается в обработке, а живое дело требует и жизни. Потому-то всем друзьям Культуры нужно действенно сообщаться, не нужно надеяться на то, что где-то что-то само собою сделается. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы это делалось неотложно, а для этого друзья истинной Культуры должны знакомиться друг с другом. Должны объединяться в кружки малые и большие, но одинаково светло горящие» [1, с. 127].

Считая, что культура есть выражение всего народа, Рерихи возлагали свои надежды в деле защиты культуры не на государственные учреждения и не только на сам Пакт Рериха как международный юридический документ, а именно на культурных деятелей и мировую общественность, призванную реализовать идеи Пакта и Знамени Мира. Уже после подписания Пакта Николай Константинович отметил: «Чем дальше, тем больше должно требоваться в деле охраны Культурных сокровищ общественное и частное начало» [1, с. 127]. Он мечтал об объединении «тысяч лучших представителей Мира, <…> полное ожерелье ценнейших жемчужин» [1, с. 86] в Лигу Культуры и был уверен, что их кооперативная деятельность приведет мир к истинному равновесию и спасению. В своей классификации творческих людей К.Э.Циолковский говорил о тех универсальных гениях, которые «более других редки и драгоценны» и в руки которых необходимо отдать судьбу мира. Это и есть те «люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии», которых Елена Ивановна называла «держателями равновесия мира», а Николай Константинович именовал «друзьями истинной Культуры».

Жизненный путь и творчество Николая Константиновича, Елены Ивановны, их сыновей Юрия и Святослава убедительно свидетельствуют, что сами Рерихи – все четверо – принадлежат к блистательной плеяде «держателей равновесия мира». Все свои мысли и устремления они положили на алтарь Культуры. Жизнь и творческий труд каждого из них можно назвать беспрерывным подвигом во имя Красоты и Знания, примером беззаветного служения человечеству. А их наследие – философские и научные труды, художественные и литературные произведения, обширнейшая переписка содержат огромный культурный потенциал, ориентированный в будущее. Дело лишь за культурной преемственностью.

Отрадно отметить, что и в наше трудное время, когда SOS духа человеческого, SOS Культуры, заглушается вакханалией антидуховности, есть силы, способные достойно нести Знамя Культуры. Прежде всего это тот культурный Центр и Музей имени Н.К.Рериха, в котором мы находимся. Сохраняя и продолжая духовную и культурную преемственность от самих Рерихов, общественный Центр-Музей, направляемый твердой рукой, волей и энергией заслуженного деятеля искусств РФ, ученого и философа Л.В.Шапошниковой, на протяжении 16 лет своего существования ведет неустанный бой за Культуру. И при этом не только сберегает и защищает доверенное культурное сокровище – наследие Рерихов, но и созидает новое, наращивая культурный потенциал человечества, привлекая этим многих друзей культуры. Таких, к примеру, как академик Д.С.Лихачев. Это имя вспомнилось именно сегодня потому, что сказанные им 10 лет назад слова как нельзя более актуальны сейчас. В своем приветствии конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха, подчеркивая главенствующую роль независимой культуры, Дмитрий Сергеевич писал: «Мы должны сохранить культуру от вмешательства некомпетентных лиц, от разбойных нападений на культуру, от государственных невежественных чиновников и сделать культуру целью, ради которой человечество живет» [8, с. 10].

Накануне подписания Пакта Рериха Николай Константинович писал: «Помню, один из очень темных людей однажды сказал мне: “Да Вы обуяны этой идеей охранения Культурных ценностей”. Пусть так и будет. Во имя культуры, во имя священного, прекрасного, научного нужно быть не только обуянным, но и неотвратимо прилежным. Ведь в этом понятии будет заключаться и оздоровление духа народов» [1, с. 126]. Быть обуянным и неотвратимо прилежным в деле защиты культуры, беззаветно служить ей, сходиться в самой широкой кооперации – это завет Н.К.Рериха всем, кому не безразлична судьба человечества и планеты.

И напоследок хотелось бы подчеркнуть, что не только сама культура нуждается в защите, но и ее носители – «держатели равновесия мира». Об этом писали Рерихи, эти же идеи мы находим и в размышлениях ученых-космистов – К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. К.Э.Циолковский много писал о роли мыслителей-гениев в эволюции («движении к небу») человечества, призывал оказывать им помощь и содействие, защищать «наших спасителей и благодетелей». Циолковский считал, что вред, приносимый человечеству неприятием идей гениев или преследованием их самих, «так непомерно громаден, что преступления самых жестоких убийц и грабителей совершенно ничтожны по сравнению с ним» [5, с. 93]. А В.И.Вернадский говорил о безумности растраты самого дорогого достояния народа – его талантов.

Рерихи являются такими спасителями и благодетелями человечества. Они внесли неоценимый вклад в культурную сокровищницу планеты, в дело защиты культуры и ее носителей, поэтому сберечь и защитить их идеи и творческое наследие – дело чести культурных деятелей современности. «Осознание Красоты спасет мир», говорил Н.К.Рерих. Он знал, что для этого весь мир, все человечество должно проникнуться пониманием энергетической сущности Красоты и ее эволюционного предназначения. Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, все творческое наследие Рерихов служат этой цели. Красота спасет мир, если мир – все человечество, и каждый человек персонально, защитит и спасет Красоту, Культуру и ее носителей.

 

Литература и примечания

[1] Знамя Мира. М.: МЦР; фирма «Бисан-Оазис», 1995.

[2] См.: Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М.: Наука, 1989.

[3] Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.

[4] Детальный анализ сложного и неоднозначного отношения В.И.Ленина к вопросам культуры см.: Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.

[5] Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002.

[6] Рерих Н.К. О старине моления. Листы. Сказки. М.: МЦР, 1999.

[7] Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.

[8] Защитим культуру // Материалы Международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха (1995). М.: МЦР, 1996.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 355