Бездуховность – гибельная угроза для цивилизации

В.И. Нифадьев,
ректор Кыргызско-Российского Славянского
университета, академик, Кыргызстан

 

Представляя текст для Международной научно-общественной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха, хотел бы выделить слова этого выдающегося востоковеда, исследователя истории народов Центральной Азии и гуманиста, написанные им еще в 1923 году об ориенталистике: «...пробил час, и именно этой науке, занимавшейся воссозданием прошлого, выпало на долю указать людям новые пути, облегчающие взаимопонимание между двумя великими очагами мировой цивилизации» [1,с.13]. Он говорил о Востоке и Западе. Сейчас мир так не разделяется. Глобализация объединяет политику и экономику всех государств. Иные времена, иные задачи, но и общие беды. Мне хотелось бы высказать свое мнение об основной угрозе мира – бездуховности, грозящей гибелью цивилизации.

Возможно, кому-то мои мысли покажутся несовременными. Мол, столько дел предстоит в стране сделать, да еще после таких страшных событий, потрясших ее сверху донизу. А я вот взялся размышлять о какой-то там нравственности, высокой и движущей категории человеческого бытия, причем когда бездуховность и власть лживого, лицемерного слова все больше наглеют и заявляют о себе и в нашем обществе, как ни горько это сознавать, укореняется торжество нахрапистого обмана.

Что ж, не исключаю – такой упрек возможен. Но именно сегодня, уверен, надо говорить начистоту и во весь голос обо всем этом. Прежде всего потому, что после революционного апреля прошлого года и трагических июньских дней на юге республики нет-нет да и приходится слышать о расколе в нашем народе, о якобы черной полосе отчужденности, пролегшей между жителями республики, в том числе и по национальным признакам.

Конечно, я не могу не коснуться этой деликатнейшей темы, не драматизируя ситуацию, в которой мы сегодня пребываем. Мыслимо ли, всего за пять лет, а это лишь миг, микросекунда в историческом диапазоне, у нас во второй раз путем захвата Дома правительства и ценой людских жертв произошла смена власти. Страна и большинство народа, мягко говоря, оказались в плачевном положении.

Порушены не только судьбы многих кыргызстанцев, но и подорвано развитие экономики, других важных сфер жизнедеятельности. Чтобы пережить все это, переломить ситуацию к лучшему, мы вместе, всем народом, должны, наконец, серьезно задуматься и сосредоточиться. Спросить себя со всей прямотой: что же с нами происходит? Ведь как сказал классик литературы двадцатого столетия, разруха – в головах. В них ее начало. Значит, нашему обществу надлежит все взвесить на точных и беспристрастных весах, глубоко осмыслив содеянное. Сделать необходимый для всех и каждого вывод: несмотря ни на что, мы и теперь не разделенный, а единый народ Кыргызстана, и нас просто преступно и опасно делить на титульных и нетитульных людей, живущих издавна на этой, нашей общей и родной земле. Мы были и есть исторически спаяны общими бедами, общими радостями, достижениями и промахами во всех сферах жизни. Все это – наше и с нами.

Так уместно ли сегодня, по еще живым и саднящим ранам, искать среди кыргызов и узбеков, других представителей народа виноватых в том, что произошло в стране? Мы должны понимать, что искать вину кого-либо в произошедшем следует умам зрелым и обладающим деликатнейшей осторожностью, чтобы не навредить в поисках истины. Но вести ее поиск надо с высочайшей ответственностью, держа в уме главное: все национальности составляют наш народ. И для монолитности народа мы должны заменить наши боли и обиды кропотливой и тяжелой работой по освобождению душ от недоверия, негативных слов и чувств, найти в себе те здоровые силы, которые так необходимы нам сегодня, чтобы через труд, и только через труд приняться всем вместе возрождать нашу страну. Только в этом наше спасение, спасение самого дорогого и великого – общей родины, где мы жили, живем и будем жить в спокойствии и братстве. Более благородной цели у нас нет и не будет в обозримом будущем. Никто не проделает за нас эту спасительную работу.

Хочу напомнить мысль великого поборника культуры, образования, укрепления нравственного духа в лихие времена истории академика Дмитрия Лихачева. Она очень кстати прозвучала в дни экономической болезни и ломки Советского Союза. Актуальна она и сегодня. Глядя в сумрак тех дней, Лихачев определил: народу предстоит совершить подвиг, чтобы не потерять страну. Предложил делами, добрыми и созидательными, наполнить мысль, заложенную в самом слове «подвиг». Соберите из разных языков ряд слов, говорил он, означающих лучшие идеи подвижничества, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому – «подвиг».

Подвиг должен быть в деяниях всех граждан страны, не исключая и лидеров нации. Этим стремлением должны быть объединены все, кто трудится, учится, созидает и двигает вперед жизнь, кто побуждает сдвинуть с места все сущее и необходимое для жизни людей, чтобы укрепить единство народа, идти к общественному согласию.

То и дело в мире, а также у нас и в других точках постсоветского пространства не прекращаются столкновения, конфликты, малые войны. В них все больше проглядывают черты межэтнической непримиримости и ксенофобии. На таком фоне мы должны проявить гражданскую зрелость и ответственность за свои дела и поступки. Особо это касается сильно разгоряченных голов лидеров партий, неправительственных организаций, движений, политизированных групп. Все должны спросить себя, прежде чем что-то делать или предпринимать, а сработают ли наши действия и поступки в нынешних условиях во благо страны? Обеспечивают ли они ее достойное развитие? Улучшают ли общественные отношения? Увеличивают ли силу нашего народа, работают ли на его сплоченность? Честные ответы на эти злободневные вопросы – и есть гражданская позиция.

Думая об этом, хочу напомнить слова гражданина, публициста и философа Петра Чаадаева, которому Пушкин посвятил вечно живые и великие строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Так вот, Чаадаев так определил личную гражданскую позицию в своих «Философических письмах»: «Слава Богу, я ни стихами, ни прозой не содействовал совращению моего Отечества с верного пути. Слава Богу, я всегда любил мое Отечество в его интересах, а не в своих собственных» [2].

Но будет ли наш ответ таким?.. Меня, честно говоря, одолевают сомнения. Сегодня мы стоим у той черты, когда грозит подмена кода совести и духа (а они присущи лишь единственному существу земли – человеку) антиподными понятиями. И это не может не тревожить. Особенно если ты наделен переживающим за все сердцем и оно у тебя не просто физиологический орган, а сосуд, вмещающий все боли дня идущего. Мы становимся все безответственнее, прагматичнее в своих действиях и поступках. Частенько за неправедные делишки теряем способность даже краснеть. А при устройстве, будь то личная жизнь или состояние целого сообщества, все чаще и чаще исповедуем лишь один позыв – выгоду и материальное благополучие. Хотя порой и мучаемся, оставаясь наедине со своей совестью. Как пресечь страшную черту бездуховности и полной утраты нравственного идеала, не допустить новых негативных последствий?

Хочу обратиться к еще одному размышлению академика Дмитрия Лихачева: «...и Пушкин, и Достоевский, и Некрасов, и Стасов, и Герцен, и Горький... и многие, многие другие... все эти писатели, художники, публицисты вели за собой людей, направляли их поступки. Направляли иногда в различных направлениях, но уводили всегда от одного общего: от душевной узости и отсутствия широты, от мещанства, от “бескомпромиссной” погруженности в повседневные забавы, от скупости душевной и жадности материальной, от мелкой злости и личной мстительности, от национальной и националистической узости во всех ее проявлениях...» [3].

К плеяде таких деятелей, несомненно, относились и все члены семьи Н.К. Рериха.

Национализм – это в большей степени проявление слабости, а не силы. Но великий народ, народ с большой культурой и национальными традициями обязан быть добрым. Особенно если с ним соединены судьбы малых народов. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру...

Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся различные народы. Различные по обычаям, культуре, традициям и национальному характеру, обогащая друг друга своими разными языками.

Хочется верить, что это близко и нашей стране, где, кроме кыргызов, жили доныне и проживают сегодня представители порядка 80 национальностей. Всех нас при таком этническом многоцветье единит любовь и верность земле, на которой живем. Здесь стоят наши города и села, наши дома. В них живут люди и тянутся друг к другу, искренне сопереживая горю, трагическим потерям, встречая общие праздники и успехи. Потому что за жизнь такой единой семьей у нас появилось столько общих опор, что никакая сила не выбьет их из наших сердец. Не выбьет, как бы этого кому-то ни хотелось!

В конце прошлого года группу преподавателей Кыргызско-Российского Славянского университета (среди них – писатели, поэты, литературоведы, крупные ученые русской и кыргызской словесности) пригласили в Москву в Литературный институт им. М.Горького на международный симпозиум «Чингиз Айтматов и современный мир». Участвуя в этом форуме, я подумал: все верно, именно Айтматов – та духовная опора, которая роднит русский и кыргызский народы. Он прекрасно владел двумя языками – родным кыргызским и ставшим ему родным русским, создал и сделал нашими современниками целую плеяду людей своей страны. И, наделив их общечеловеческими качествами искателей справедливости и правды жизни, возвел их дела и поступки до нравственных высот. Тем самым вызвал у миллионов читателей во всем мире интерес к людям Кыргызстана. Влияние героев айтматовских книг будет и дальше единить народы, их культуры, звать на добрые дела и свершения.

Считаю, что уже сам факт открытия 20 лет назад в самом центре столицы республики первого на постсоветском пространстве Кыргызско-Российского Славянского университета – итог благотворного действия могучего таланта Чингиза Айтматова, общечеловеческого духа героев его книг.

Чингиз Айтматов служит примером того, каких высот достигает человек в духовном творчестве, когда он равно пользуется кыргызским и русским языками. Они как два крыла одной птицы. И эти два крыла, оба родные для людей нашей страны, стали определяющими и сильными опорами братства и дружбы народов Кыргызстана и России.

Есть серьезные проблемы в развитии этих языков, особенно их преподавания и изучения в сельской глубинке. В первые дни нынешнего учебного года резанули по сердцу слова учительницы, сказанные ею по местному телевидению. Их суть: школа сгорела во время июньских событий в Оше, а учебные классы теперь расположены в палаточном городке. Первое сентября, а на столах перед учениками ни одного учебника. Их нет. Обещали, что будут, но не прислали. Знаю по опыту работы ректором университета, какие приходят к нам выпускники школ, дерзающие обрести высшее образование, и просто не могу не сделать горький вывод: уровень их подготовки снижается с каждым годом. Значит, и дошкольная подготовка, и школьное образование не отвечают требованиям времени.

Давайте посмотрим, в каком состоянии еще чудом сохранившиеся детские сады – в них большая нехватка квалифицированных воспитателей. Да и в школах та же катастрофическая нехватка преподавателей, а также и учебников.

Или возьмем главную фигуру образовательного и воспитательного процесса школьного учителя. Его социальный статус, как и экономическое положение, да простят меня за столь горькое сравнение, ниже плинтуса. Ставка молодого учителя школы мизерная, средняя зарплата была лишь около 2000 сомов (то есть примерно 40 долларов), и это при том, что минимальный прожиточный бюджет в месяц в нашей стране давно перевалил за три тысячи сомов. Кто же за эти жалкие гроши пойдет работать в школу? Разве что фанатики, но таких в наше прагматичное рыночное время – единицы. Вот и нет достойного пополнения учительского корпуса. Из всех выпускников вузов, в дипломах которых указана специальность учителя-предметника, менее трети идут в школы, поэтому сплошь и рядом прижилась такая практика в сельских школах, когда физик преподает еще и иностранный язык, а кыргызскому языку обучает химик.

Газеты и другие средства массовой информации устали писать о бедственно униженном состоянии учительства. В конце прошлого года учителя в ряде регионов провели забастовки, требуя повернуться лицом к их нуждам и принять неотложные меры, которые бы коренным образом изменили положение и общественный статус учителей, и правительство наконец-то приняло решение с мая текущего года повысить им зарплату.

Надо прекратить и такую негодную практику, когда учителя в выборные кампании депутатов парламента, президента страны привлекаются к уточнению списков избирателей, к агитационной работе и так далее.

Не может не огорчать и тенденция урезать почти на треть государственные инвестиции в образование, хотя должно быть по-иному: нужно увеличивать год от года такие вложения. Следует вернуть образованию утраченную в последнее время воспитательную функцию, чтобы и в обществе, и в государственных структурах прочно утвердилась аксиома: качественное образование ведет за собой и народ, и всю страну в будущее. Без возрождения отечественного образования не состояться, не быть благополучной стране. Если мы ответственны за то, чтобы с каждым годом приближать стабильное и комфортное для жизни будущее Кыргызстана, нам необходимо это делать. И делать безотлагательно!

Необходимо также заботиться, чтобы кыргызско-русское двуязычие не утрачивало своих традиций. Следует создать все условия, чтобы кыргызский и русский языки динамично развивались, и развивались в тесном взаимодействии и взаимном обогащении.

Итак, что я предлагаю. Исходя из требований качественного улучшения образовательного процесса, подготовки в средней и высшей школе поколений, способных отвечать всем вызовам XXI века, необходимо законодательно закрепить в стране кыргызско-русское двуязычие, а к законодательному акту прописать действенную программу развития кыргызского и русского языков.

Это, как и многое другое, нам предстоит сделать, если мы хотим, чтобы серая и алчная, убивающая в людях милосердие и сострадание бездуховность начала уходить из наших душ и сердец, а затем – из дел и поступков. До подобного возрождения путь неблизкий.

Еще в XIX веке поэт и философ Ральф Эмерсон предупреждающе изрек: «Между величием и убожеством расстояние невелико. Либо человеческий дух – хозяин мира, либо его жертва» [4].

Так вот, если дух становится жертвой мира, на первый план дел и поступков выходит и начинает ими править бездуховность. И тогда неминуемо возникают драматические и трагические события в жизни стран и народов. Почти два миллиарда землян, по данным ООН, медленно умирает от жуткой «болезни» века – недоедания. Такая пропасть между людьми в современном электронном, атомном, эволюционном и революционном мире просто антигуманна.

Здравым силам, добролюбивым умам становится ясно, что необходимо срочно менять сложившуюся ситуацию, что надлежит бесповоротно взять курс на ее оздоровление. Помня, что все катаклизмы в мире происходят в эпохи и века, когда бездуховность в человеческом обществе вырастает до критической массы, надо бить во все колокола и призвать на помощь созидательную силу духовности, ибо только присутствие духовного начала предохранит человечество от угрожающих крушений. Именно она – благородная духовность – придаст нам, землянам, самоуважение, позволит сохранить наш хрупкий мир с человеческим лицом.

Вот потому и прихожу к выводу: нам необходимо провести Международную конференцию, которая во весь голос скажет: «Бездуховность – главная угроза безопасности человечества». Исходя из глубокого понимания того, что странам и народам, современному человечеству в целом, как земля и воздух, необходимо уже сегодня явить такой духовный потенциал и такую общечеловеческую идею, которые станут заслоном угрожающей бездуховности. Это надо сделать совместными и общечеловеческими усилиями, если мы не хотим, и дальше и больше деградируя, делать все, чтобы исчезнуть как цивилизация на превращаемой нами в пустыню Земле. У нас ведь нет альтернативы, ведущей к выживанию.

Так что давайте еще раз прислушаемся к вещим словам автора поэмы «Путь души», философа, мудреца и поэта Джона Донна: «Я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» [5].

Слышим ли мы этот колокол?..

Вступая в первую четверть XXI века, группа авторитетнейших экспертов мира под эгидой ООН подготовила список «современных угроз человечества», и в нем на первых местах: бедность, деградация среды обитания, инфекционные заболевания, межгосударственные и локальные войны, геноцид, другие злодеяния (такие как торговля женщинами и детьми для сексуального рабства или их похищение для продажи человеческих органов), оружие массового поражения, терроризм, транснациональная преступность. За истекшее десятилетие эти угрозы не только не убавились, но увеличились. Бедность приобрела угрожающий характер. И это на таком, как говорится, статистическом уровне: ныне 10 процентам населения планеты принадлежит 85 процентов всех богатств мира, а на долю половины населения Земли – всего 1 процент.

Вот такая зияющая пропасть неравномерности распределения земных богатств.

...А пока, как и положено, в школах, вузах и в других подразделениях образования идут занятия. Молодое поколение устремилось в путь за знаниями, пригодными для жизни. Не пропустить бы этот ответственный момент, когда формируется, воспитывается и образуется будущий созидательный ресурс нашего развития и облик нашего завтрашнего дня. Не пропустить бы!

 

Литература

  1. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара, Издательский дом «Агни», 1999.
  2. www.epwr.ru/quotation/txt_449__12.php.
  3. Лихачев Д.С. Земля Родная. www.gramotey.com/?open_file=1269030208.
  4. www.fictionbook.ru/author/ye_borohov/yenciklopediya_aforizmov/read_online.html?page= 17.
  5. www.test-danusha.ru.hostl248132.servl8.hostland.ru/t/djon_donn.

 

Метки: Нифадьев В.И.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 31