Юрий Рерих – провозвестник новой эпохи

Прамила Шарма,
доктор философии, профессор, Индия

 

Профессор Юрий Рерих – колосс российской и мировой культуры. Празднуя 110-летний юбилей со дня его рождения, мы отдаем дань человеку, который работал неустанно над развитием своей страны и символизировал усилия России в построении современной нации ради нового времени.

Николай Рерих основал Гималайский Институт научных исследований в Кулу в 1928 году. Профессор Юрий был его неизменным директором и тратил много энергии на привлечение лучших талантов и экспертов для развития «Урусвати».

Всеобъемлющая деятельность Юрия Рериха в Индии была посвящена благородному процессу глубокого и объективного изучения восточных стран.

Как и его отец, профессор Юрий был большим другом Индии. Выдающийся филолог, исследователь, талантливый педагог, он воспитал целую плеяду индологов и экспертов по культуре Тибета.

Пандит Джавахарлал Неру писал, что был сильно впечатлен эрудицией ученого Рериха, его необычайными лингвистическими способностями и исследовательской работой. Лекции профессора Юрия Рериха по индийским манускриптам свидетельствуют о его важной роли как мыслителя, и они не могут быть проигнорированы серьезными исследователями в сегодняшнее время.

Профессор Юрий был оригинальным философом, и его интеллектуальное наследие достаточно широко и разнообразно. Изучение трудов Рериха показывает, что он был глубоко знаком с восточной литературой, классической индийской литературой о путешествиях и естественной историей.

Деятельность профессора Юрия была созвучна его эпохе, зрелость личности – обусловлена временем и обстоятельствами. Как один из трансцендентальных мыслителей профессор Юрий придавал особое значение «интуиции» и «самостоятельности». Интуитивное знание как путь реализации надземной действительности, свойственный индийскому мировосприятию, был особо привлекателен для профессора Юрия Рериха.

Вера в интуитивные методы познания, метаисторизм внешних планетарных событий и теоретический склад ума являлись характерными чертами Юрия, которые он впитал из восточной философии.

Профессор Юрий Рерих реализовал взгляды трансцендентализма в своей внутренней жизни. Он жил во времена политической и социальной неразберихи в мире, где большое количество обществ были склонны к реформированию устоев жизни, и твердо верил в то, что социальные реформы должны были прийти изнутри, и не нужно их навязывать извне.

Среди трудов Николая Рериха есть ряд чрезвычайно важных философских, исторических и культурологических работ, связанных с восточной литературой, в частности с индийской. Юрий Николаевич, пристально изучавший наследие родителей, был захвачен глубиной азиатской мысли и находил, что стиль и ритм духовной индийской классики были созвучны его темпераменту. Это было духовным путешествием и экспериментальным познанием. Индуизм обогатил Юрия большим знанием о сущности человека. В Наггаре он претворил в жизнь все, что извлек из чтения индуистских манускриптов. Блестящее владение ученым знанием по восточной культуре и философии проявились в его научной деятельности в Гималайском Институте научных исследований «Урусвати» на протяжении последующих лет и затем в Институте востоковедения после возвращения в Россию.

Гималаи дали ему спокойствие и силу, которые отразились в его жизни и мысли. Он чувствовал, что для того, чтобы узнать, что такое жизнь, и извлечь из нее всю возможную смысловую ценность, надо иногда отойти в сторону от повседневности и всего земного.

В живописной долине Кулу, «долине Богов», он провел почти 20 лет, полных непрерывной и творческой работы. Он был истинным ученым карма-йогом.

Профессор Юрий Рерих исторически столкнулся с периодом острых контрастов. Это было время конфликтов между идеализмом и материализмом, между духовностью и проповедью материального благополучия. Юрий Рерих с его нонконформизмом был трасценденталистом. Сильно потрясенный контрастами и конфликтами своего времени, живя в непрестанном поиске истины, он извлекал постоянные уроки из работ великих индийских мастеров и древних классиков. От восточных пророков Юрий Рерих совершенно утвердился в убеждении, что подход к жизни должен быть в большей степени духовным, чем материалистическим. Его главной заботой было качество внутренней жизни.

Он читал с восхищением работы по индуистской философии. Более того, он пытался своим собственным путем прожить часть того, что он прочитал. Открытие для себя профессором Юрием Рерихом Индии было почти интуитивным. Ю.Н. Рерих стал провозвестником новой эпохи, а его идеи и труды в востоковедении приняты сегодня во всем мире. Он был выдающимся филологом, человеком большого таланта, обаяния и скромности. Профессор Юрий черпал вдохновение в индуистской литературе и цивилизации, но оставался практиком, глубоко вовлеченным в круговорот социальной жизни. Он верил в то, что истина многогранна и должна исследоваться индивидуально. Его работы являются его духовным открытием – постоянная и последовательная метаморфоза от тела к жизни духа, от основных принципов до высших законов.

Доктрина простоты является центральной в индуистской философии. Послание профессора Юрия Рериха является ничем иным, как упрощением жизни. Это призыв современным мужчинам и женщинам сбросить свои маски и жить невинно и плодотворно, как зависящие от себя, помогающие себе, самореализующиеся крестьянские жители, чье образование не сбивало с пути или не заманивало в ловушку яркого блеска индустриальной жизни. Слабость человеческого существования, которую выявляли поэты, есть результат человеческого отдаления от корней здорового образа жизни.

Профессор Юрий Рерих был убежден в преходящем характере материальных удовольствий. Ведическая философия научила его отвергать материальную одержимость. Он понимал, что огромный рост в материальном богатстве не сопровождается соответствующим ростом духовных ценностей. Он верил в то, что человек богат обратно пропорционально количеству вещей, которые он может позволить себе оставить. Профессор Юрий учит нас понимать, что жизнь, которую мы проживаем в сумасшедшем преследовании удовольствия и прибыли, является недостойной и бессмысленной.

Как рано в жизни могло появиться отвращение Юрия к войне и интерес к проблемам мира? После подробного изучения мы можем прийти к ответу, что, возможно, он родился с ними, что они были подтверждены его концепцией человеческой натуры и были приобретены достаточно рано. Это положение происходит от изучения его природы. Он все более и более склонялся к убеждению в то, что прогресс и счастье человечества могли бы прийти через дружбу и согласие. Он обладал новаторским духом и одновременно не уважал страсть к власти.

Его юношеская способность наслаждаться мировой литературой на языках-оригиналах означала, что в очень юном возрасте он оказался в королевстве книг как дома, так и на всех этапах взрослой жизни вне родительского дома.

Он нашел путь мышления, который был духовным, критическим, реформировавшим мир и согласованный с его собственным темпераментом и отношением к этике жизни в целом. Со своей научной природой и по соображениям его профессии профессор Юрий Рерих был, конечно, более реалистичным и стремился к более достижимым целям, и особенно в вопросах о мире и его проблемах, к чему подтолкнули его родители Елена и Николай Рерихи. Профессор Юрий Рерих значительно повлиял на свое время, его вдохновение и результаты его мыслей нашли отклик во всем мире востоковедов.

Профессор Юрий Рерих унаследовал искусную руку отца в карандашном рисунке, но со способностью его натуры к писательству, его способностью к языкам он стал выдающимся востоковедом, его главными интересами были наука и литература.

Имя Рерихов стало известным во всем мире за их выдающийся вклад во многие сферы и их удивительные усилия создать лучшую жизнь на планете безотносительно к вероучениям или идеологиям, расам или национальностям.

В 1923-1928 и 1934-1935 годах Юрий совместно с отцом Николаем Рерихом путешествовал по Центральной Азии. Плодом его многолетних трудов, которые включают в себя и его исследования, которые он делал на маршруте, стала книга «История Средней Азии», переведенная на различные языки, а сама экспедиция, совершенная семьей Рерихов, поистине является научным подвигом. Юрий Рерих был путешественником с острым глазом и критичным наблюдателем всего вместе и всякого в отдельности. Его научные работы содержат описания природных богатств, пейзажей регионов, которые он посещал. Его неприукрашенные, проницательные отчеты о природе и образе жизни – «Сказание о царе Кэсаре Лингском» или «История Ладакха» блестящи, как и все выходившее из-под его пера.

Профессор Локеш Чандра по праву утверждает, что Юрий Рерих, как и его выдающиеся родители, принадлежит к категории провидцев. Он унаследовал вдохновение их искусства, поэтического, художественного и их трансцендентального внутреннего голоса, когда он изучал тибетские и монгольские религиозные изображения, эпическую поэму Кэсара, основы монгольского алфавита или когда способствовал развитию индологии в России. Все это звучало в нем резонансом близких связей русского с санскритом и памяти монгольской крови по материнской линии. Так пересекающиеся образцы речи и голос крови всегда ищут и находят родственное сознание, которое развивается в человечестве в любой период его истории и в любой жизни. Архитектура времени открыта для ценностей, мотивов и реальности так далеко, насколько хватит взгляда, изумленного благородством Культуры и лежащей в основе Бытия духовностью Космоса.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 35