«Путь царственного духа»: героизм в жизни и научной деятельности Ю.Н. Рериха
Б.Ю. Соколова,
кандидат культурологии, Украина
Героическую личность отличает не только мужество и самоотверженность, но, главное, эволюционная миссия и огромная сила духа, с которой эта личность выполняет ее. Такая миссия была у Юрия Николаевича Рериха: возвращение Родине истинного представления о семье Рерихов, передача и популяризация их творческого наследия. Это было его великим героическим подвигом, на который он пошел сознательно и самоотверженно. Таким подвигом была и его работа в условиях советской действительности, в эпоху господства жесткой идеологии, работа по возрождению востоковедения в родной стране и созданию в его рамках школы тибетологии.
Фундаментальная концепция героизма, представленная в Живой Этике, раскрывает основные особенности этого явления. С точки зрения данной философской системы, героизм представляет собой важнейший феномен, связанный с космической эволюцией человечества. С одной стороны, героическое начало лежит в основе духовного восхождения отдельного человека. Развитие героических качеств обуславливает возрастание огненной психической энергии человека, ответственной за его усовершенствование. С другой стороны, герой как носитель высокой энергетики подвига, самопожертвования, новых знаний насыщает этой энергетикой все окружающее. Герой содействует энергообмену между земным, плотным миром и мирами Высшего, более утонченного состояния материи. Такой энергообмен, одухотворяющий материю земного мира, лежит в основе космической эволюции. Благодаря высокому духовному уровню и расширенному сознанию герои способны воспринимать импульсы Высших миров, несущие важнейшие знания и высокую энергетику. Эти импульсы они передают человечеству, формируя духовно-культурные ступени его восхождения. Героизм – явление синтетическое, поэтому в концепции Живой Этики осмысливаются различные героические качества, тесно связанные между собой. Среди них: преданность Высшему Началу, самоотверженность и самопожертвование, мужество, внутреннее равновесие, мудрость, вмещение противоположностей, постоянство, свобода сознания, соизмеримость, наблюдательность и зоркость, стремительность.
Все перечисленные героические качества были неотъемлемой частью многогранного внутреннего мира Юрия Николаевича Рериха, о чем свидетельствуют воспоминания людей, которым посчастливилось с ним общаться. Эти люди говорили о совершенно особом ощущении, возникавшем в его присутствии, о необыкновенной силе, исходившей от него. Его мать, Елена Ивановна, отмечала: «Удивительно, как люди тянутся к нему и доверяют ему» [1,с.348]. Ю.Н. Рериха отличало то достоинство духа, которое обычно присуще мудрецам и подвижникам. Необыкновенны были и его выдержка, терпение, равновесие. Причем его спокойствие было настолько высокого качества, что распространялось на всех окружающих, а равновесие гармонично сочеталось с огненностью его натуры, подвижностью, стремительностью; даже речь его была насыщена огнем. «...Производила впечатление необыкновенная подвижность Юрия Николаевича, его мгновенная реакция на окружающее – и это при полнейшем отсутствии каких-либо признаков суетливости», – вспоминал исследователь жизни и творческого наследия семьи Рерихов П.Ф.Беликов [2,с.484]. Ю.Н. Рерих также обладал повышенной наблюдательностью, внимательно и зорко всматриваясь во все, что происходило вокруг; даже малые детали не ускользали от его пытливого взгляда или, как говорили, «орлиного глаза». В Живой Этике высоко оценивается такое качество: «...самая заботливая подробность будет лучшим ключом к подвигу великому. Ошибочно думают, что подробности незначительны для пути восхождения. Даже самые прекрасные, героические действия покоились на подробностях, вовремя предусмотренных» [3, п. 223]. Но сколько же за этим и другими качествами стояло больших накоплений духа и огромной внутренней работы! «Юрий Николаевич, – писал его брат, Святослав Николаевич Рерих, – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности» [4,с.8].
По своему внутреннему призванию Юрий Николаевич был военным и профессионально интересовался стратегией и тактикой воинского дела, которому было посвящено немало книг в его библиотеке. Этот интерес, очевидно, был выражением его пламенной натуры воина и свидетельствовал о его отважном характере. «Часто меня упрекают в излишнем милитаризме и редко понимают, что эта воинственность духа, которая часто меня захлебывает, есть не что иное, как внешнее выражение боевой готовности смело смотреть в глаза событиям», – писал молодой Юрий в письме к матери [5,с.67-68]. В Париже Ю.Н. Рерих окончил специальную Офицерскую школу. Военные трактаты он усиленно изучал в Центрально-Азиатской экспедиции, во время которой ярко проявилось одно из его главных героических качеств – мужество. В двадцать два года Юрий Николаевич возглавил охрану экспедиционного каравана и отвечал за его безопасность. На маршруте, проходившем через районы, постоянно грозившие разбойными нападениями, мужество требовалось на каждом шагу. Так, например, когда в Монголии караван оказался недалеко от города жестокого разбойника Джа ламы, потребовалась разведка крепости. «...Я приказал половине нашей охраны, – вспоминал Юрий Николаевич, – сопровождать нас с Портнягиным к крепости. Люди, обычно весьма дисциплинированные, ответили дружным отказом. Они сообщили нам, что были готовы бороться против китайцев, тибетцев или монголов, но никогда не будут входить в крепость Джа ламы или драться с его людьми. Все наши убеждения были тщетны, и мы должны были идти одни» [6,с.202]. Страшный город оказался пуст, хотя, по слухам, разбойники часто посещали это место. В тяжелейший экспедиционный период во время задержания каравана тибетскими властями на высокогорном плато Чантанг Юрий Николаевич, как и его родители, продолжал самоотверженно трудиться в невыносимых условиях холода и голода. Не потерявший мужества и движимый жаждой открытий, он собрал уникальный материал о кочевниках Хор-па, выявил рукописное собрание текстов древней добуддийской религии Тибета бон; важнейшим открытием этого периода экспедиции было обнаружение «звериного стиля» в орнаментах и убранстве оружия кочевников северного Тибетского нагорья.
О мужестве, а также патриотизме Ю.Н. Рериха свидетельствует и факт его обращения в 1941 году к советскому послу в Великобритании И.М.Майскому с заявлением о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии. Этот зов сердца выразил глубокую преданность Родине, которую он покинул еще мальчиком, но которую никогда не переставал любить. «...А уж Родину как любит!» – говорил о нем его отец, Николай Константинович [7,с.103].
Но именно на Родине, в тот период его жизни, когда он приехал в Советский Союз, где духовно-культурная атмосфера была в корне отличной от той, которая окружала его в Индии, открылась новая страница его мужества. По сути, он пожертвовал собой ради духовного возрождения Родины, зная, с какими невероятными трудностями ему придется столкнуться. Упреки в якобы идейной невыдержанности, прорабатывание на партсобраниях, препятствия реализации творческих замыслов, жесткий идеологический контроль – вот далеко не полный перечень того, с чем довелось столкнуться выдающемуся ученому. И это была его «чаша яда» – так в Живой Этике называется тяжелый, драматический подвиг героя. «Как высшее смирение и как высшее самоотрешение нужно принять образ несущих полную чашу самоотверженности. Они несут тяжкое бремя в сердце. Они несут его за явленное человечеством напряжение. Они несут бремя всего несоответствия. Это смирение есть искупление. Кто отдаст себя на подвиг испитая чаши яда? Кто возьмет на себя щит огненный на благо человечества? Кто решится на принятие огненных энергий? Кто явит понимание всего космического напряжения? Истинно тот, кто созвучит силам высшим», – сказано в Живой Этике [8, III, 25]. Героические качества Юрия Николаевича давали возможность даже в условиях многомиллионного города созвучать Высшим силам, преданность которым он доказал, выполнив возложенную на него миссию.
Тяжелые условия работы в родной стране помогало преодолевать очень важное героическое качество – внутренняя свобода, или свобода духа от оков плотной материи и свобода сознания от догм и идеологических предрассудков. «Свобода сознания рождает героев», – отмечается в Живой Этике [8, II, 42]. И эта свобода делала свободными и других людей, окружающих его, зажигала и раскрепощала их: при общении с Юрием Николаевичем исчезали скованность, застенчивость, волнение и появлялись радость, вдохновение и вера в свои силы. Художник Леопольд Цесюлевич, в те годы еще студент, вспоминал: «Человекрядом с ним, кто бы он ни был, должен чувствовать себя равным, достойным, должен верить в себя. И я задумался: рядом со мной великий ученый, знаток десятков языков, видевший в реальности столь многое в мире, философ, но нету меня чувства подавленности авторитетом. Доступность, ясность, дружественность, чуткость, но главное, пожалуй, – все покрывает любовь» [9,с.98]. Эту искреннюю любовь к людям, особое внимание к ним, сердечность и деликатность чувствовали на себе все, кто общался с ученым.
На Родине Юрий Николаевич Рерих работал в большом напряжении. Этому напряжению способствовала как сложность привыкания к условиям советской действительности, так и чрезвычайно загруженный ритм его работы: он писал научные труды, преподавал в институте, выступал с докладами и лекциями, работал над переводами и редактированием, вел большую переписку, общался с очень широким кругом людей. В философии Живой Этики отмечается созидательная роль напряжения, которая проявляется в Мироздании от человека до сущности космических глубин: «Во всем космическом творчестве закон напряжения непреложен» [10, 374]. Сама эволюция совершается в космическом напряжении [10, 909]. У человека же духовное напряжение нагнетает необходимую для дальнейшего совершенствования энергетику, взращивает силы духа, обуславливает эволюционное творчество. При этом явление напряжения тесно связано с принципом сопротивления или противодействия, осмысление которого мы также находим в Живой Этике. В книге «Беспредельность» отмечается: «...каждое творческое усилие встречает напор. Поэтому каждое устремление имеет свое сопротивление» [10, 556]. Зная об этих закономерностях, о том, что сопротивление порождает созидательное напряжение, Юрий Николаевич спокойно преодолевал все трудности, в большом количестве возникавшие на его пути, и препятствия превращались в возможности. Это помогло за такое короткое время пребывания на Родине сделать очень много.
Одной из эволюционных задач, которые Ю.Н. Рерих выполнял на Родине, было несение знаний. Как отмечает академик Л.В.Шапошникова, знание представляет собой важнейшую опору космической эволюции человечества, энергетический импульс в пространстве этой эволюции [11,с.74]. Знание совершенствует человека, являясь фундаментом эволюционного процесса – расширения сознания. С накоплением и осмыслением знания связан духовный рост и развитие культуры. Поэтому Ю.Н. Рерих так деятельно нес знания людям: он читал лекции о своем отце, Николае Константиновиче, о его искусстве, литературных трудах, мировоззрении, о Центрально-Азиатской экспедиции; были также выступления, освещавшие различные вопросы восточной философии, религии и литературы. Эти лекции, прочитанные человеком, имеющим большой внутренний запас огненной энергии, вдохновляли других людей, устремляли их к поиску истины, духовному самосовершенствованию.
Зная об эволюционной сути героизма, Юрий Рерих наиболее ценил в людях стремление к подвигу. Он считал, что надо приветствовать героизм, поднимать и поддерживать энтузиазм, направленный на Общее Благо. Вся жизнь самого Юрия Николаевича была самоотверженным служением Общему Благу, которое было для него не абстрактным понятием, а великим космическим законом. Для него радостным был действенный подвиг Служения. «Каждый день несет все новые и новые устремления, созидается заповеданный путь, – писал двадцатидвухлетний Юрий в письме к секретарю своего отца В.А.Шибаеву. – Ичто радостно, что не в молитвенном преклонении совершается подвиг Служения, а в неустанном труде, завершающем решение духовно приявшего весть о будущем веке. И радостно встречаться на этом пути, радостно делиться новыми достижениями и вместе нести чашу общего труда. Слагается и звенит песня о нарастающей необходимости подвига, и счастлив тот, кто уловил ее значение» [5,с.39]. Такую внутреннюю готовность к подвигу и самоотверженность воплощают картины, посвященные Юрию Николаевичу его отцом и братом. Речь идет о полотне Н.К. Рериха «Звезда героя» (1932; 1936), а также о картине С.Н.Рериха «Пиета» (1960), написанной в год смерти брата. С.Н.Рерих осмысливал мотив своего полотна как общечеловеческую тему, посвященную герою, пожертвовавшему жизнью ради людей.
Неся в своем сердце философию Живой Этики, Юрий Николаевич применял ее принципы в жизни, на практике. «Именно от Юрия Николаевича, – пишет Л.В.Шапошникова, – окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции» [12,с.4]. Знания Живой Этики пронизывали многие его беседы, воплощаясь в простых и понятных фразах, примерах из жизни. С теми, кто уже был знаком с этой философской системой, он обсуждал ее конкретные идеи и положения. В.А.Вераксо, встречавшийся с Ю.Н. Рерихом в Москве и назвавший свои воспоминания о беседах с ним «Восемь встреч с Учителем», отмечал, что Юрий Николаевич никогда не поучал, но как ответ на вопрос выносил из кабинета нужную книгу Учения и указывал на параграф, предлагая подумать. «“Ответы” всегда попадали в цель. Как же великолепно знал и продумал сам каждый штрих предлагаемого! Он был подлинным “Учителем на земле”», – подчеркивает В.А.Вераксо [13,с.64]. И далее добавляет: «...то, что мы пытаемся охватить как проявление физических закономерностей, Ю.Н. раскрыл в себе как Закон Духа, творящий природу и человека. Не многим дано так понять. Потому что они обрели дар проникать в природу и человека Высшим Знанием» [13,с.64].
Это Высшее Знание связано с мудростью, которая является одним из фундаментальных героических качеств. Мудрость представляет собой результат расширенного сознания и утонченного сердца, способного на более глубокое познавание мира, чем разум. Сердце человека является посредником с Высшими Мирами [3,535], поэтому мудрость связана с информацией из этих миров. Размышляя о сердце и его эволюционной роли, Л.В.Шапошникова пишет: «В сердце заключены ум и мышление более высокого качества, нежели в интеллекте. Этот ум называется мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и глубоко, чем сам интеллект» [14,с.44]. Мудрость, будучи органичной частью натуры Юрия Николаевича, проявлялась во многом: в его способности четко мыслить, допускать все новое, вмещать знания, в широте взглядов и подвижности мышления; в умении проходить через тяготы испытаний, не утрачивая нерушимого спокойствия духа; в мастерстве тонко чувствовать и правильно оценивать людей, понимать их внутреннюю суть, говорить по сознанию собеседника или слушателей и в соответствии с их духовным и культурным уровнем доносить необходимые знания. Елена Ивановна Рерих неоднократно подчеркивала мудрость сына и в своих письмах отмечала, что Юрий Николаевич пользовался большим авторитетом среди европейских и азиатских ученых, многие из которых приезжали консультироваться и учиться у него: «Юрий на своем поприщеВостоковедения приобрел заслуженное им мировое признание как большой ученый. Труды его высоко оценены лучшими представителями Востоковедения. И здесь он заслужил большое уважение не только своему знанию, но и мудрости» [1,с.123].
Юрий Николаевич не просто имел обширные познания в различных областях науки и не только хорошо разбирался в тех вопросах, которыми занимался профессионально. Многогранный кристалл его знаний сиял удивительным синтезом, позволяющим глубоко и всесторонне судить о многих вещах и явлениях. С одной стороны, он вмещал древнюю мудрость Востока, с другой – научный категориальный аппарат и методологию Запада. Именно этот синтез и космическое мировоззрение, носителем которого он был, дали ему возможность возглавлять Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в долине Кулу в Западных Гималаях. Ю.Н. Рерих был бессменным директором, ведущим ученым и участником большинства экспедиций Института, в основе деятельности которого лежало энергетическое мировоззрение, а методология наряду с современными эмпирическими способами познания включала метанаучные пути постижения космической реальности [15]. В этом уникальном научном учреждении изучались тонкие энергии, иные состояния материи, космические лучи, постигалась тонкая природа человека – психическая энергия. «Идея, что причина многих земных явлений лежит в Космосе и мирах более высокого состояния материи, – пишет Л.В.Шапошникова, – пронизывала научные концепции Института. Они открывали перед сотрудниками беспредельность научных исследований, выводили науку из кризиса и делали беспочвенными мысли о конце науки. Новая наука, соответствующая космическому мышлению, должна иметь связь с Высшим, чтобы выйти в беспредельность познания Мироздания во всей его сложности» [16,с.106].
Героический дух Ю.Н. Рериха ярко сказывался в его увлечении эпохой Великого переселения народов, в его научном интересе к быту и культуре кочевых племен, в его любви к эпическим сказаниям. «Меня очень заинтересовали татары и монголы, особенно их былины и песни кочевий», – писал восемнадцатилетний Юрий родителям и брату [5,с.32]. Этот интерес он пронесет через всю жизнь. Впоследствии он даже заложит фундамент новой науки – номадистики – науки о кочевниках.
Одно из своих научных исследований Ю.Н. Рерих посвятил изучению героического эпоса о Гесэре [17]. Легендарный воин, его любимый герой, был очень близок внутреннему миру и складу характера Юрия Николаевича, ведь не случайно Николай Константинович подарил на день его рождения картину «Гесэр-хан» (1941). Гесэриада – грандиозная поэма, посвященная подвигам могучего царя-воина, названа западными учеными Илиадой Центральной Азии [18,с.187].
В течение многих столетий образ героя вдохновлял различные племена и народности на огромной территории. Героические сказания о Гесэре распространены среди кочевых племен Западного Тибета (район Кайласа, Рупшу, Лахул-Гаржа, Спити, Занскар, Ладак) и особенно популярны в Северо-Восточном и Восточном Тибете, они существуют в районе Наньшаня и Кукунора, известны кочевникам Чантанга, или великого Тибетского северного нагорья, а также Сиккима, Бутана, Монголии и других местностей [19,с.56-58]. У племен голоков, обитающих в районе Восточного Куньлуня, популярность эпоса о Гесэре очень высока. «Считается, – пишет Ю.Н. Рерих, – что Кэсар оставил свой волшебный меч в стране голоков, и многие горные вершины и местности в стране голоков связаны с именем Кэсара...» [19,с.57].
Фундаментальная работа Ю.Н. Рериха «Сказание о царе Кэсаре Лингском» [19,с.56-87] содержит уникальный научный материал, поскольку ее автор до сих пор остается единственным ученым, знавшим достаточно языков и наречий и имевшим возможность собрать и сравнить многочисленные сведения о различных версиях Гесэриады и традициях, связанных с образом Гесэра. В своей работе он приводит содержания тибетской, восточнотибетской (или камской [20]), западнотибетской, амдоской [21], монгольской версий эпоса; дает обширную историографическую справку; описывает рапсодическую традицию эпоса; уделяет внимание обычаям, связанным с Гесэром среди племен шара-уйгуров, обитающих к югу от Ганьчжоу; рассматривает образ Гесэра в тибетском искусстве. Юрий Николаевич высказывает интересное предположение о том, что имя героя Кэсар ведет свое происхождение от римского титула «цезарь», который был заимствован тибетскими и тангутскими племенами Северо-Восточного Тибета от кушанских царей через центральнотюркские племена [19,с.83].
Как отмечает Ю.Н. Рерих, в изначальном виде эпос о Гесэре представлял собой поэтическую летопись о войнах между тибетскими и тюркскими племенами. В нем отразился быт и культура кочевников Северо-Восточного Тибета, сохранился уклад их оторванной от внешнего мира жизни. Эпос содержит в себе свидетельства о древнем культе природы, поэтому почитание солнца, луны, звезд и времен года среди народов, в прошлом населявших горную страну, слились в нем со сказаниями о великом царе-герое, который некогда правил на тибетском северо-востоке. На северо-восток Тибета, как место происхождения эпоса, указывают его язык и названия местностей, упомянутых в тексте. Гесэриада содержит многочисленные параллели с историей царя Сонгценгампо (569-650), указывающие на то, что эпос оформился после периода тибетской империи, т.е. после первой половины IX века [19,с.59-60]. Однако вероятно, что его основное ядро старше.
Исходя из концепции героизма Живой Этики, одной из важнейших особенностей героя является его связь с Высшим началом мироздания. Такой связью, осознанной или неосознанной, обладает каждый истинный герой. В героических эпосах, как правило, такая связь предстает в форме либо полубожественного происхождения героя, либо божественного покровительства ему. Во всех версиях Гесэриады, содержания которых приводит Ю.Н. Рерих, мы находим свидетельства такой связи с Высшим героя Кэсара. В самой удивительной в этом плане – тибетской – версии Кэсар является посланником Гуру Ринпоче, или Падмасамбхавы [22], который решает послать его на землю в страну Линг для борьбы со злом. Для этой цели Падмасамбхава отправляется в царство нагов и выбирает девушку-нагиню по имени Дзеден, чтобы она стала матерью царя Кэсара. Дзеден появляется в Линге, где и рождается герой. Здесь необходимо отметить, что наги, или люди-змеи, проходят через мифологическое творчество разных народов мира. Культ нагов, как отмечает Л.В.Шапошникова, «был сложен и многослоен, в нем отпечатались следы многих тысячелетий. И сквозь них вырисовывался наг как символ мудрости, Учитель или культурный герой» [23,с.170]. Мифы наделяли нагов божественной мудростью, всемогуществом, способностью проникать в тайны природы. Таким образом, по тибетской версии, Кэсар происходит из таинственного рода мудрецов-учителей.
Согласно западнотибетской, северовосточной – амдоской и монгольской версиям, Кэсар был сыном Шатакрату-Индры – правителя небес. Юрий Николаевич предполагал, что исходная форма Гесэриады имела добуддийскую основу; даже в современном тексте эпоса он находил частые отголоски древней тибетской религии бон. Эпос повествует о трех сферах мира: небесах, которыми правит Шатакрату-Индра, мире людей и подземном мире, или мире нагов. Когда буддийские элементы проникли в эпос, Индра был заменен на Падмасамбхаву, а Кэсар превратился в защитника буддийской веры и строителя буддийских монастырей [19,с.61-62]. Монгольская версия сообщает о том, что Дзуру-Гэсэр построил храм в честь бодхисаттвы Авалокитешвары [19,с.72].
В амдоской версии Дзамланг-санг – младший сын богов Лхацина и Анэгонмен-гельмо – должен по высшей воле покинуть божественное царство и стать правителем на земле под именем Кэсара. Здесь мы видим свидетельство о нисхождении высокого духа в плотную земную материю для выполнения определенной миссии. И как бы ни было тяжело герою на Земле, он мужественно преодолеет все препятствия и никогда не будет оставлен Высшей помощью. Согласно амдоской версии эпоса, Кэсару покровительствует божественная Гонменлхамо. В восточнотибетской версии Кэсар в изгнании имеет видение, в котором ему является Гуру Падмасамбхава и наставляет его. Западнотибетская версия повествует о заботе небесной богини Курманмо.
Таким образом, благодаря подробным содержаниям различных версий эпоса о Гесэре, собранных Ю.Н. Рерихом, мы видим, что герой этого эпоса имеет устойчивую связь с Высшим началом, и не только благодаря своему божественному происхождению. Героя сопровождает Высшее руководство, которое помогает ему выполнить свою миссию, заключающуюся в борьбе со злом и несправедливостью. Хотелось бы подчеркнуть, насколько важны для исследования героического духа Гесэриады содержания этих версий, не опубликованных на русском языке.
Одним из важнейших моментов в исследовании Ю.Н. Рерихом Гесэриады, на наш взгляд, является обнаружение им развития и дополнения эпоса в современную эпоху (на момент Центрально-Азиатской экспедиции). В мировой культурной практике это случай уникальный: ведь героический эпос – произведение законченное. Ученый выяснил, что в Северо-Восточном Тибете эпическая поэма о Гесэре постоянно пополняется все новыми главами. «Так, – пишет он в работе «Сказание о царе Кэсаре Лингском», – в Хуари, в Нижнем Амдо, один монах недавно сочинил новую песню для главы “Война с хорами”, описывающую военные приготовления войск под командованием Чаджанга Данма Джангкхра в Линге, и песню о завоевании Джанга. В Амдо ньингмапинский лама Тагшампа сочинил песню об Астаг-лхамо, супруге царя-демона (bDud-rgyalgyi btsun-mo), ставшей впоследствии одной из 18 жен царя Кэсара. Песня пользуется огромной популярностью (устное сообщение Геше Гедун Чойпела)» [19,с.59]. В другой работе «Тибет – страна снегов» ученый указывает, что в Тибете и Монголии эпос о Гесэре постоянно обогащается новыми песнями и эпизодами. «...Во время моего пребывания в Тибете среди кочевников Хора, – подчеркивает Юрий Николаевич, – мне удалось собрать дополнительные данные, которые ясно подтверждают то важное обстоятельство, что новая глава в обширном эпосе о Гэсэре еще только пишется» [19,с.268]. Так среди народов Азии продолжает свою жизнь бессмертная героическая сага о доблести, отваге и подвигах их далеких предков. Юрий Николаевич также свидетельствует, что пастухи-кочевники до сих пор высекают на камнях и скалах символы, связанные с этим великим воином, изображения мечей и горных козлов [24,с.147]. Так народ хранит память о героическом прошлом, помогающем ему строить настоящее и мечтать о будущем.
Народы Азии верят, что великий воин Гесэр снова когда-нибудь появится на земле, чтобы возглавить кочевые племена против зла и установить в мире царство справедливости. Как отмечает Ю.Н. Рерих, в палатке кочевника можно найти единственную часто встречающуюся и бережно хранящуюся книгу – эпос о великом герое Гесэре. «Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гэсэре не просто эпос – это их религия, их воплощенная надежда на лучшее будущее, которое представляется им по образцу их славного прошлого» [19,с.268]. Мессианский характер Гэсериады имеет важнейшее двигательное значение, воодушевляя народы Азии и напитывая их высокой энергетикой, которую создает устремление в будущее. Именно это устремление, наряду с любовью и почитанием героя, является важнейшим эволюционным фактором. «Я помню, – пишет Юрий Николаевич, – эти сгорбленные фигуры людей,на лицах которых играют отблески огня, до поздней ночи говорящих о героических подвигах царя Гэсэра и семи его друзей-воинов. Обычно невыразительные лица кочевников неожиданно озаряются внутренним пламенем, которое лучше слов передает, что древний воинственный дух все еще дремлет в глубине сердца кочевника. Кто знает, что случится, если древний воинский клич Гэсэра вдруг прозвучит над просторами Тибетского нагорья?» [19,с.262].
Необходимо отметить, что представления о бессмертном герое существуют с древнейших времен у разных народов. Эта характерная черта народной памяти – вера в то, что герой не может умереть, а лишь временно удалиться на покой, пребывая в состоянии сна или ожидания, – заслуживает серьезного научного исследования. Ведь сама надежда на возвращение героя свидетельствует о том, что феномен героизма – это живое явление, способное оказывать непосредственное и очень мощное влияние на культуру и социальные процессы. Образ такого героя всегда связан со славными временами прошлого и вселяет надежду на будущее, олицетворяя духовные чаяния своего народа, который наделил его самыми благородными качествами и верил, что герой обязательно вернется, освободит свой народ, возглавит его и возродит золотой век.
В Живой Этике сказано: «Не только достижения явного героизма нужно отмечать, но великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного носителя огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг; так нужно в жизни присматриваться к тонким действиям царственного духа. Ведь нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа, и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа!» [8, III, 41]. Эти слова в полной мере относятся к Юрию Николаевичу Рериху, великому ученому и огненному воину духа. Его героическая жизнь была устремлением в будущее. Он был ярким примером человека этого будущего, человека Нового Мира, ради которого он жил и трудился. Он нес в себе неподражаемый образец нравственной стойкости и чистоты, мужества и самоотверженности, высокого благородства и преданности Высшему, всего того духовного величия, которое называется кратким и прекрасным словом героизм.
Литература и примечания
- Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7 (1940-1947). М.: МЦР, 2007.
- «Величайший победитель в битве» [интервью с П.Ф. Беликовым] // Непрерывное восхождение. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.
- Учение Живой Этики. Сердце.
- Рерих С.Н. Слово о брате // Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.
- Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т. Т. 1 (1919-1935). М.: МЦР, 2002.
- Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Агни, 1994.
- Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3 (1942-1947). М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.
- Учение Живой Этики. Мир Огненный.
- Цесюлевич Л. Один вечер и вся жизнь // Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.
- Учение Живой Этики. Беспредельность.
- Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.
- Шапошникова Л.В. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Ю.Н. Рерих: материалы юбилейной конференции. М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1994.
- Вераксо В.А. Восемь встреч с Учителем // Мир Огненный. 1998. № 2.
- Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4.
- Метанаучное познание, связанное с высшими структурами космоса, осуществляется через духовное пространство человека и дает возможность глубже и всестороннее, чем эмпирическая наука, изучать мироздание.
- Шапошникова Л.В. «Свет Утренней звезды» // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
- В работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха встречаются различные вариации имени этого героя: Гессер, Гессар, Гэсэр, а также Кэсар – тибетское звучание монгольской версии Гесэр.
- Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.
- Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара: Агни, 1999.
- Кам – Восточный Тибет.
- Амдо – Северо-Восточный Тибет.
- Падмасамбхава (рожденный в лотосе) – великий подвижник и духовный учитель VIII века, распространявший буддизм в Тибете, где стал почитаться наравне с Буддой Гаутамой.
- Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.
- Рерих Ю.Н. Листки воспоминаний // Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.