Ю.Н. Рерих как философ

В.В. Фролов,
доктор философских наук, профессор, заместитель генерального
директора Музея им. Н.К. Рериха по научной работе,
руководитель ОНЦ КМ МЦР, Москва

 

Творческим импульсом, побудившим нас к исследованию этой темы, стало высказывание Л.В.Шапошниковой о том, что философская сторона творчества Ю.Н. Рериха остается малоисследованной. Эта мысль высказывалась Людмилой Васильевной как в рабочих беседах в процессе подготовки к Международной научно-общественной конференции 2012 года, посвященной 110-летию со дна рождения Ю.Н. Рериха, так и при вручении В.А.Воропаевой Международной премии имени Е.И.Рерих за 2011 год.

Наметим некоторые грани этой темы, показывающие, что Ю.Н. Рерих был не только выдающимся востоковедом, но и философом новой формации, который жил и работал в пространстве космического мироощущения, где коренились огромные возможности применения методологии новой одухотворенной науки.

Что значит быть философом? В разных культурах ответ на этот вопрос был обусловлен пониманием сущности философии. Интересные идеи на этот счет мы находим в культурах Древней Греции и Западноевропейского общества, Индии и Серебряного века в России, а также в философии Живой Этики, или философии космической реальности.

Сущность философии с позиций Живой Этики состоит в том, что философия представляет собой основу миропонимания человека и одновременно стержень его духовного совершенствования. Из такого представления о философии вырастает понимание предназначения философа, которое состоит в том, что он осмысливает и претворяет в жизни закономерности космической эволюции.

С учетом сказанного крупными философами, внесшими огромный вклад в формирование и развитие философии космической реальности, были все Рерихи, так как основой их жизни и творчества выступало водительство Учителей Востока, передавших Рерихам философскую систему Живой Этики. Исходя из такого духовного контекста жизни и творчества этой уникальной семьи Ю.Н. Рерих также был крупным философом.

Такая постановка вопроса на первый взгляд звучит неожиданно, поскольку Юрий Николаевич не писал специальных работ в области философии, но это обстоятельство никак не влияет на возможности осмысления его философских взглядов, поскольку эти взгляды лежат в основе научного творчества Ю.Н. Рериха, которое представлено в его трудах. У нас есть возможность с этими трудами соприкасаться и осмысливать не только их научное содержание, но и философско-методологические основания.

В связи с темой статьи важно учитывать, что Ю.Н. Рерих был членом великой семьи, духовную основу жизнедеятельности которой, как мы отметили выше, составляла философия Живой Этики. Юрий Николаевич всем сердцем принимал идеи философии космической реальности, что позволяло ему блестяще вести научные исследования в ее пространстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с его научными трудами.

Анализ их концептуальных оснований показывает, что Юрий Николаевич в своих трудах опирается на новую одухотворенную науку, выступающую одним из столпов Живой Этики. Иными словами, роль объединяющего основания научных исследований Ю.Н. Рериха играло его космическое мироощущение.

Надо сказать, что философские представления Рерихов, эмоциональная окрашенность их мышления и всей жизни, эволюционные действия Рерихов – все грани их космического по своей природе творчества были пронизаны новым космическим мироощущением, которое формировалось и развивалось благодаря водительству Учителей, собственным духовным накоплениям, а также претворению ими в жизни и творчестве положений Живой Этики.

Таким образом, осмысление и постижение этого Учения, осуществление его положений в жизни и творчестве было необходимым условием выполнения нашими великими соотечественниками их эволюционной миссии. Иными словами, философия космической реальности духовно объединяла семью Рерихов, поскольку была основой их жизни и творчества.

Юрий Николаевич Рерих, будучи сыном великих родителей и членом уникальной семьи, формировался как ученый и культурный деятель в едином пространстве семьи Рерихов, где главным было новое космическое мироощущение и претворение его положений в действие. Такой духовный контекст его творчества был важным условием блестящего выполнения Юрием Николаевичем тех задач, которые были поставлены Учителями перед семьей Рерихов.

Рассмотрим основные вехи жизни и творчества Ю.Н. Рериха, которые влияли на формирование его философских представлений, выражавшихся в новом космическом мироощущении.

Важным условием правильного понимания этого процесса является то обстоятельство, что новое космическое мироощущение представляет собой единство духовно-интеллектуальной и энергетической сторон. Мы начинаем рассматривать этот процесс с духовно-интеллектуальных факторов, ибо именно духовность, культурный уровень человека и его нравственность являются теми качествами, благодаря развитию которых человек продвигается по лестнице космической эволюции.

В философии космической реальности по сравнению с традиционной философией понятие мироощущение обретает качественно иное значение. В таком контексте оно рассматривается как новое космическое мироощущение – понятие, которое введено в научный оборот Л.В.Шапошниковой.

Особенностью подхода Л.В.Шапошниковой к этому понятию является то, что его значение раскрывается не в специальном определении (как это принято в традиционной философии), а в процессе его употребления при анализе конкретных философских проблем. Так, рассматривая проблему исторических видов мышления, Людмила Васильевна пишет: «На смену мифологии Шамбалы идут современные представления нового космического мироощущения, которые были изложены Учителями в философской системе Живой Этики» [1,с.165]. В данном случае содержание категории новое космическое мироощущение является тождественным содержанию философской системы Живой Этики, в которой сформулированы основы нового космического мировоззрения.

Анализируя проблематику Духовной революции, Л.В.Шапошникова отмечает: «Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о фундаментальном единстве макро и микрокосма. Эти мысли находили подтверждение в научных открытиях. Особенномного для осмысления новых открытий дала умозрительная философия Востока. Новое космическое мироощущение вводило в науку категорию духа, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования такой материи» [1,с.237-238]. В этом фрагменте новое космическое мироощущение содержит понятия и проблематику нового космического мировоззрения, что также выступает основанием употребления понятия новое космическое мироощущение в значении понятия новое космическое мировоззрение.

Другой существенный момент подхода данного автора к мироощущению человека состоит в том, что в работах Л.В.Шапошниковой и некоторых других современных ученых в отличие от традиционной философии содержание рассмотренных понятий расширено до универсальных представлений о мире и это содержание отражает не только мир физический, но и мир иных состояний материи, в который включаются также тонкоматериальные структуры человека.

Таким образом, в работах Л.В.Шапошниковой мы выделили употребление понятия космическое мироощущение в двух значениях. В первом значении оно берется этим философом как ощущение неотъемлемости человека от Космоса, ощущение человеком своей космичности. Во втором значении – выражает новое космическое мировоззрение.

1. Главной вехой или фактором формирования космического мироощущения Ю.Н. Рериха, бесспорно, было водительство Учителей. Учителя оказывали огромное влияние на каждого члена этой великой семьи, в том числе на Ю.Н. Рериха. В этом случае проявлялся космический закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее», и Рерихи естественным образом следовали в своей жизни этому закону.

2. Семья Рерихов как духовное целое и прежде всего родители Ю.Н. Рериха – Е.И. и Н.К. Рерихи, которым было присуще новое космическое мироощущение, также оказывали благотворное влияние на формирование духовного мира Юрия Николаевича, и главным в этом процессе было формирование нового космического мироощущения. В то же время можно предположить, что старшие Рерихи в общении с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем также становились духовно богаче.

Такая духовная атмосфера семьи Рерихов не могла не повлиять самым положительным образом и на формирование и развитие нового космического мироощущения Юрия Николаевича, и на его духовно-нравственное развитие в целом. Здесь важно отметить, что новое космическое мироощущение было проявлением духовного единства семьи Рерихов.

В то же время надо учитывать, что такое состояние внутренней атмосферы этой семьи не было неизменным. В процессе жизни и творчества духовный мир Рерихов не мог не развиваться, ибо, постоянно занятые творчеством, они становились все более совершенными людьми, и это, безусловно, только укрепляло их единение. Все это создавало в семье неповторимый дух сотворчества, в котором Юрий Николаевич принимал самое активное участие. Таким образом, личность Юрия Николаевича формировалась в семье, где космическое мироощущение было естественным состоянием.

Одним из важных условий, которое определяло духовное развитие Ю.Н. Рериха, был высоконравственный характер взаимоотношений членов семьи Рерихов между собой и другими людьми. В основе этих отношений лежала сердечность. «Одно из условий бытия, – отмечается в Живой Этике – искренность, иначе говоря, сердечность» [2, 595]. О важности этого качества писала и Е.И.Рерих: «Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение» [3,с.115]. Иными словами, представления Ю.Н. Рериха о нравственности формировались под влиянием родителей, а направляющим вектором реализации нравственных принципов служили советы и указания Учителей, а также философская система Живой Этики, которая была выражением этики жизни.

3. Семья Рерихов, как отмечалось выше, составляла единое духовное целое. В то же время новое космическое мироощущение каждого члена семьи Рерихов в значительной мере приобретало свое содержание и свою окраску в зависимости от особенностей творческой деятельности каждого из членов этой семьи.

У Н.К. Рериха космическое мироощущение было наполнено научными изысканиями, философскими размышлениями о культуре и ее определяющей роли в космической эволюции человечества. Практическим воплощением концепции культуры Н.К. Рериха стал Пакт Рериха в защиту культурных ценностей в военное и в мирное время. Философские размышления также находили свое образное развитие и подкрепление в художественном творчестве Николая Константиновича, которое, прежде всего по причине своего философского содержания, имело огромное эволюционное значение. Важно также иметь в виду, что эта грань творчества Мастера придавала его ощущению Космоса чувственно-образное звучание и окраску. Хотя еще раз подчеркнем, нельзя забывать – главным в картинах Николая Константиновича было то, что они были пронизаны идеями философии космической реальности.

Если говорить о Е.И.Рерих, то источником и содержанием ее космического мироощущения было прежде всего ее общение с Учителем, результаты которого представлены в дневниковых записях и других ее трудах. Вместе с тем, поскольку общение Елены Ивановны с Учителем было по своей природе творческим и представляло собой претворение в жизнь космического закона Учительства, других космических законов, то процесс этого общения был одновременно и процессом реализации ее нового космического мироощущения. Еще одним важным источником и пространством реализации космического мироощущения Е.И.Рерих был осуществлявшийся под руководством Учителя Огненный опыт по повышению уровня ее энергетики.

Пытаясь понять особенности космического мироощущения С.Н.Рериха, мы обращаемся к его художественному творчеству, в пространстве которого запечатлены сюжеты, раскрывающие незримые связи человека с иной реальностью. В картинах Святослава Николаевича его космическое мироощущение получило самое яркое и непосредственное выражение.

Важную роль в раскрытии глубинного смысла художественного творчества С.Н.Рериха играют его философские размышления о высокой роли искусства в жизни человека, содержащиеся в книге этого мыслителя «Искусство и Жизнь» [4]. Эти размышления составили важную часть космического мироощущения великого художника. Можно предположить, все грани нового космического мироощущения, составившие целостное мировоззрение С.Н.Рериха, особым образом формировали его индивидуальное ощущение Космоса на Земле.

У Ю.Н. Рериха космическое мироощущение складывалось и проявлялось в таких важнейших сферах его научного творчества, как экспедиции по Центральной Азии, работа в институте «Урусвати», труды по исследованию истории и культуры народов Азии, а также научная и культурно-просветительская деятельность в СССР.

Каждый член семьи Рерихов был уникальной личностью и обладал творческой индивидуальностью. В творчестве каждого из них новое космическое мироощущение не могло не обрести свое неповторимое содержание и исключительные своеобразные оттенки. Это положение имеет важное методологическое значение для наших размышлений о новом космическом мироощущении как пространстве творчества Рерихов и состоит в том, что новое космическое мироощущение проявляло себя через конкретные результаты их творческой деятельности. Оно не было каким-то абстрактным качеством духовного мира Рерихов, а носило вполне конкретный информационно-содержательный, эмоционально-образный и практически-действенный характер, что в значительной мере раскрывается в результатах их индивидуальной творческой деятельности.

Проблематика нового космического мироощущения Рерихов беспредельна и многообразна. В то же время мы хотели бы обратить внимание на синтетический характер мироощущения Рерихов, ибо синтез, как внутреннее качество каждого из них, всегда проявлялся в их подходе к человеку как части космической реальности, неразделимой с ней.

4. Неотъемлемым условием формирования космического мироощущения Рерихов было то, что на каждого из Рерихов оказывала влияние более высокая энергетика. Этот общий принцип подхода к семье Рерихов, но уже применительно к Юрию Николаевичу, побуждает задуматься над источниками энергетики такого рода. Такими источниками являются:

– огненная энергетика Камня. Волею судьбы Камень оказался у Рерихов. Он был связан с энергетикой Метеорита, находящегося в Шамбале и прибывшего на нашу планету из созвездия Ориона. Метеорит, в свою очередь, был связан с энергетикой Космического Магнита;

– личная энергетика Е.И.Рерих, которая в процессе Огненного опыта под руководством Учителя была повышена до качественно иного состояния. Е.И.Рерих своим энергетическим потенциалом оказывала влияние на окружающее ее пространство, включая людей, в частности на Юрия Николаевича;

– энергетика картин Н.К. Рериха, в особенности тех, что были созданы им на маршруте экспедиции, также служили источником тончайших энергетических эманаций, благотворно влиявших на формирование космического мироощущения Ю.Н. Рериха;

– принимая во внимание космический закон энергоинформационного обмена, нельзя не учитывать того обстоятельства, что в процессе общения между Ю.Н. Рерихом и его родителями шел постоянный созидательный энергообмен;

– тончайшие эманации излучали наслоения, накопившиеся за тысячелетия на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, на котором бывали Учителя человечества, безусловно влиявшие своей более высокой энергетикой на энергетическое пространство маршрута экспедиции. Кроме того, по маршруту экспедиции прокатывались и оставляли свои энергетические следы волны культур разных народов, следовавших торговыми караванами по тем же путям;

– свою тончайшую энергетику не могла не передать Ю.Н. Рериху, всем участникам экспедиции красота природы Центральной Азии, по регионам которой проходил ее маршрут.

В связи с этим Ю.Н. Рерих отмечает: «Г-жа Рерих всегда находила особое очарование в дикой красоте горного пейзажа. Она прекрасно переносила все трудности путешествия, и наш переводчик-китаец каждый раз удивлялся ее мужеству и терпению» [5,с.41].

5. Рассмотрев источники более высокой энергетики, влиявшей на формирование нового космического мироощущения Ю.Н. Рериха, обратимся к духовно-интеллектуальным и нравственным качествам Юрия Николаевича, которые играли очень важную роль в развитии его философских взглядов.

Эти качества проявлялись в разносторонней учебе в период, когда Юрий Николаевич готовил себя к востоковедческой научной деятельности, а затем занимался научными исследованиями, когда принимал участие в экспедициях по Центральной Азии, работал директором Института «Урусвати», трудился в СССР в Институте востоковедения.

На первое место среди многих высочайших по уровню качеств Ю.Н. Рериха мы поставили бы его самоотверженность и героизм. Считаем необходимым подчеркнуть, что безусловно героическими было возвращение Ю.Н. Рериха в СССР и вся его научная работа в нашей стране и деятельность по популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

Ю.Н. Рерих был способнейшим учеником как своих родителей – Елены Ивановны и Николая Константиновича, которые являлись выдающимися мыслителями, учеными и общественными деятелями, – так и тех профессоров-педагогов, под руководством которых он, будучи студентом Гарвардского и других западных университетов, изучал восточные языки и прочие востоковедческие дисциплины.

Ю.Н. Рерих обладал блестящими способностями, что проявилось в его чрезвычайно качественной и разносторонней лингвистической подготовке в области восточных языков. Это помогло Ю.Н. Рериху стать выдающимся востоковедом, о чем свидетельствуют его труды в этой области, и, как переводчику, обеспечить Центрально-Азиатскую экспедицию преодолением языкового барьера по мере ее продвижения по маршруту.

Не случайно в одном из писем Е.И.Рерих обращается к Юрию Николаевичу со словами: «...твои профессора считают тебя исключительно одаренным... Работай, мой мальчик, и все будет у тебя хорошо» [6,с.18]. Где бы ни работал Ю.Н. Рерих на научном поприще, он везде был первопроходцем и показывал образец ученого новой формации, блестяще владевшего методологией новой одухотворенной науки. Его талант ученого развернулся в экспедициях по Центральной Азии, а также при исследовании истории народов этого региона нашей планеты, результатом которого стали многие работы, и в частности фундаментальный трехтомный труд «История Средней Азии», впервые изданный МЦР.

Основой его научных исследований стала новая одухотворенная наука, открывающая качественно новые возможности понимания истории и культуры народов Центральной Азии в их истинном контексте – с точки зрения исторического процесса как космического явления и в свете ведущей роли культуры в эволюционном развитии народов.

Известен также педагогический талант Юрия Николаевича. После переезда в СССР он очень много сделал для возрождения советской школы тибетологии. Ю.Н. Рерих занимался с учениками и готовил кадры, которые со временем стали известными учеными и образовали школу Ю.Н. Рериха в востоковедении. Многие годы и даже сегодня они продолжают научные традиции, заложенные Юрием Николаевичем. Это касается прежде всего применения методологии новой науки. Примером этому может служить научная деятельность академика Монгольской академии наук, профессора Шагдарына Биры, занимающего ведущее место в монголоведении. Все ученики Ю.Н. Рериха о своем учителе отзывались и отзываются с сердечной благодарностью, признательностью и глубочайшим уважением.

Таким образом, можно считать, что высочайшие духовно-интеллектуальные и нравственные качества, активная творческая деятельность Ю.Н. Рериха в значительной мере способствовали тому, что он смог творчески использовать те судьбоносные обстоятельства своей жизни, под влиянием которых формировалось его космическое мироощущение.

Существенное влияние на формирование космического мироощущения Ю.Н. Рериха оказало то, что он принимал самое активное участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, которыми руководил Н.К. Рерих, а в первой экспедиции принимала участие и Е.И.Рерих. Если в связи с этим вспомнить космический закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее», то в Центрально-Азиатской экспедиции старшие Рерихи, безусловно, оказывали на духовное развитие Юрия Николаевича самое благотворное влияние.

6. В ряду важнейших духовных факторов развития Ю.Н. Рериха и реализации его творчества в пространстве нового космического мироощущения играла его деятельность на посту директора Института «Урусвати». Надо отметить, что в Институте «Урусвати» в тесном сотрудничестве работали все Рерихи. Их совместная творческая деятельность, и в первую очередь научная работа, была пронизана энергетикой космического мироощущения, что открывало все новые и новые возможности в духовном развитии.

Юрий Николаевич не был бы ученым новой формации, если бы эти возможности не реализовывал. Не нужно доказывать, что в семье Рерихов естественным образом действовал космический закон даяния, и все они в процессе сотрудничества обогащали друг друга своими духовными нахождениями, значение которых выходило далеко за рамки личных отношений, так как носило эволюционный характер. В этом отношении старшие Рерихи являлись для своих сыновей учителями и духовными наставниками, в общении и сотворчестве с которыми Юрий Николаевич и Святослав Николаевич постоянно возрастали духом, что еще более раскрывало в них ощущение Космоса.

7. Проявлением духовного единства семьи Рерихов была переписка Е.И. и Н.К. Рерихов со своими сыновьями, а также переписка между братьями. Е.И.Рерих в письме от 30 марта 1935 г. духовно поддерживает Юрия Николаевича: «Юханчик, мой любимый, посылаю тебе мужество...» [7, с.166].

Итак, на формирование нового космического мироощущения Ю.Н. Рериха определяющее влияние оказали следующие факторы: водительство Учителей семьей Рерихов, осмысление Юрием Николаевичем философии Живой Этики и претворение в жизни ее положений, духовное единство семьи, духовное наставничество родителей и творческое сотрудничество с ними, источники более высокой энергетики.

Важную роль в формировании и претворении нового космического мироощущения сыграли высочайшие духовно-интеллектуальные качества Ю.Н. Рериха. Путем или способом формирования его нового космического мироощущения был синтез, дар которого, как можно предположить, исходя из общих закономерностей космической эволюции человека, проявлялся у Юрия Николаевича по мере того, как он продвигался по пути своего духовного развития, а оно не могло не проходить в пространстве нового космического мироощущения, которое составляло основу его философских представлений. В то же время мы не ошибемся, если скажем, что к тому моменту, когда Ю.Н. Рерих начал проявлять себя как ученый, он владел основами нового космического мироощущения. В свою очередь, это мироощущение не могло не оказывать огромного влияния на его научные исследования, основой которых была методология новой одухотворенной науки. Этой методологией, как показывают выдающиеся результаты его научной деятельности, Юрий Николаевич блестяще владел.

Выделим основные направлениями научной деятельности Ю.Н. Рериха, в которых развивалось и реализовывалось его новое космическое мироощущение и методология новой науки. Именно в сфере научной деятельности Юрий Николаевич, может быть, в наибольшей мере проявил себя как философ новой формации.

1. Участие Ю.Н. Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции, как условие развития и реализации его космического мироощущения. Научно-культурная деятельность Рерихов в Средней Азии сосредоточивалась вокруг Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928 гг.), одной из важнейших целей которой было изучение общих закономерностей культурного развития народов указанного региона. Это должно было дать материал для осмысления проблем эволюционного развития человечества. Дальнейшее продолжение указанные исследования нашли в рамках Маньчжурской экспедиции (1934-1935 гг.).

Надо всегда помнить, что в определении философского вектора научных исследований всех Рерихов и, в частности, Ю.Н. Рериха ведущую роль играло водительство Учителей. Также важную роль в научных исследованиях играла методология Живой Этики. Накапливаемый в экспедиции материал использовался Рерихами для осмысления более общей проблемы, а именно роли культуры в эволюционном развитии человечества. Этой проблемой занимался и Николай Константинович Рерих, который понимал, что культура в этом процессе играет ведущую роль, тем более что культура связана материей более тонкого состояния.

Если говорить об участии Ю.Н. Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции, то он был вовлечен в решение всех ее задач, среди которых на первом месте стояли задачи научных исследований. Здесь без преувеличения можно сказать, что, так же как и Н.К. Рерих, Юрий Николаевич подходил к этой экспедиции как к проявлению земного творчества космической эволюции, и поэтому космическое мироощущение не могло не быть пространством всей его многогранной экспедиционной деятельности и, в частности, дальнейших научных исследований в рамках Центрально-Азиатской экспедиции.

Так, Н.К. и Е.И.Рерихи в беседах с Учителями получали много важной информации о задачах Центрально-Азиатской экспедиции. Если исходить из того, что Юрий Николаевич был глубоко вовлечен в дела экспедиции и решение научных задач, которые стояли перед ее участниками, то скорее всего он также представлял их эволюционную значимость. Об этом свидетельствуют его записи в экспедиционном дневнике. Размышляя над проблемой передвижения кочевых племен Центральной Азии, – проблемой, которая была на повестке научных исследований экспедиции, Юрий Николаевич пишет:

«В течение столетий древний кочевой путь, один из старейших исторических высокогорных путей Азии, идущий к северу от Небесных гор или Тянь Шаня и соединяющий высокогорья Монголии со степными территориями, расположенными севернее Каспия и Черного моря, оглашался топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древней культуры, вступили на путь завоевания и разрушения границ Китая и Римской империи» [5,с.109]. И далее Юрий Николаевич отмечает, что «на наших глазах возникает новая отрасль исторической науки, задачей которой станет нахождение законов, обусловивших возникновение кочевых государств» [5,с.110].

А предметом этой науки, по мнению Ю.Н. Рериха, должна стать «великая культура кочевников Центральной Азии, которая распространилась на огромном пространстве, от степей на юге России до самых границ Китая» [5,с.110].

2. Все, что сказано о духовных основаниях Центрально-Азиатской экспедиции, определяющей роли Учителей в жизни и творчестве семьи Рерихов, непреходящей духовной миссии Живой Этики в их творческой деятельности, наставничества старших Рерихов по отношению к их сыновьям, духовного значения участия в экспедициях по Центральной Азии Ю.Н. Рериха, методологически также относится к деятельности Юрия Николаевича в Гималайском Институте научных исследований «Урусвати».

Институт «Урусвати», несмотря на сравнительно небольшой по историческим меркам срок своей работы (в 1939 г. он был законсервирован из-за начавшейся Второй мировой войны), показал очень высокую эффективность научных исследований, так как Рерихи проводили их в свете космического мироощущения, одним из истоков которого были древние традиции культуры Индии и, в частности, долины Кулу. Все это существенно влияло на формирование и применение новой одухотворенной науки в научных исследованиях.

Здесь мы хотели бы обратить внимание на философские представления, которые служили для Ю.Н. Рериха методологической основой всей его работы в Институте «Урусвати». Это своеобразие, на наш взгляд, было связано с новой одухотворенной наукой.

Для того, чтобы хоть как-то приоткрыть философские представления Ю.Н. Рериха, мы еще раз используем идею Л.В.Шапошниковой о семье Рерихов как уникальной голограмме. «Вся семья, – читаем в одном из докладов Людмилы Васильевны, – представляла собой единое духовное явление, что встречается крайне редко в нашей жизни. < ....> Вся семья представляла собой уникальную голограмму, которую нельзя было, как и реальную голограмму, разделить на отдельные части – каждая из них все равно продолжает нести изображение целого. Так и семья Рерихов: каждый из них нес в себе всех четверых – их задачи, их эволюционную миссию и их творчество» [8,с.246].

Опираясь на это положение, мы можем сказать, что новое космическое мироощущение было присуще всем членам этой выдающейся семьи, о чем мы говорили выше, в том числе и Юрию Николаевичу. Особенность их духовного развития состоит в том, что космическое мироощущение их получило своеобразное выражение в уникальном творчестве каждого члена выдающейся семьи.

Другой особенностью творчества Рерихов была действенность, то есть они постоянно претворяли свои идеи в жизни и творчестве. Что касается Юрия Николаевича, то своеобразие его космического мироощущения было обусловлено в первую очередь его представлениями о новой одухотворенной науке, методологию которой он активнейшим образом претворял как в работе Института «Урусвати», так и в своих научных исследованиях.

Положения Живой Этики находят преломление и развитие в высказываниях Е.И.Рерих о деятельности ученого в пространстве новой науки. Именно эта грань Живой Этики интересна для нас в связи с научным творчеством Ю.Н. Рериха на посту директора Института «Урусвати». В значительной мере эта деятельность Юрия Николаевича приоткрывает перед нами некоторые особенности его космического мироощущения, которые обусловливались в первую очередь своеобразием его творчества и результатами его деятельности как ученого.

Рассмотрим с этой точки зрения одно из высказываний Елены Ивановны Рерих, в котором содержатся мысли о новой науке и особенностях научного творчества. Опираясь на идею Л.В.Шапошниковой о семье Рерихов как голограмме, мы вполне можем заключить, что приведенные выше размышления Е.И.Рерих о новой науке и деятельности ученого были близки Юрию Николаевичу и он руководствовался ими в своей научной деятельности.

«Истинная наука, – отмечает Елена Ивановна, – не преподает ограничений. Истинная наука не может расходиться с непреложными законами, следовательно, нужно при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ. Они дадут несломимое восхищение ученому, который идет, не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других. Он почует волны Света и среди вибраций уловит новые энергии» [9,с.285]. В этом фрагменте раскрываются особенности новой научной методологии.

а) Прежде всего новая наука не разделяет (имеется в виду разделение на науки о природе и науки о духе, на материалистическую и идеалистическую), а объединяет различные научные направления и в своих положениях отражает «непреложные законы» Мироздания.

б) Далее, здесь идет речь о «непреложных законах», или законах космоса, регулирующих космическую эволюцию человека. Суть этих законов раскрыта в Живой Этике. Иными словами, принципы новой науки совпадают с основными положениями философии Живой Этики.

в) Вот почему ученому «нужно, – подчеркивает Е.И.Рерих, – при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ». Концентрированным выражением этих основ, как мы знаем, являются космические законы.

г) Осмысление и применение этих законов даст «несломимое восхищение ученому». Это очень важное качество ученого, возникающее в процессе осознания им принципов новой науки, вообще в пространстве формирования его космического мироощущения и – самое главное – в процессе претворения указанных принципов в действии, то есть в научных исследованиях. Интересно то, что это восхищение вдохновляет ученого, захватывая и скрепляя в единое целое всю структуру его духовного мира, все его существо.

Тогда убежденность ученого в истинности принципов новой науки и необходимости их применения в научных исследованиях становится «несломимой».

д) Это качество, безусловно, проявлялось в творчестве Ю.Н. Рериха, особенно в период работы в СССР в Институте востоковедения, когда ему постоянно приходилось преодолевать такие препятствия для реализации стоящих перед ним исследовательских задач, которые с точки зрения обычного человека могли казаться непреодолимыми. Эта черта научного творчества носит, мы бы сказали, универсальный характер, так как часто проявлялась и продолжает присутствовать в творчестве ученых, которые выдвигают новые идеи.

е) Таким образом, как показывает история науки, Еленой Ивановной раскрыт очень важный момент научного творчества, ибо ученый, приносящий человечеству новые знания и тем более использующий принципы новой научной методологии, зачастую встречает на своем пути непреодолимые с точки зрения обычной логики препятствия, и здесь вступает в действие «несломимость» духа ученого, опираясь на которую, он эти препятствия преодолевает.

ж) Говоря о «непреложных законах» бытия, безусловно, нельзя не вспомнить о законе энергоинформационного обмена, который регулирует энергетическое взаимодействие всех структур Мироздания и, в частности, энергообмен между человеком и иными, более высокими состояниями материи. Именно в этом пространстве такого энергообмена у человека открываются возможности почуять «волны Света» и среди вибраций уловить «новые энергии».

Прежде всего и именно через эти энергии человек получает новую информацию в пространстве своего внутреннего мира, входя в соприкосновение с мирами более высоких состояний материи. Это сердцевина новой системы познания, объединяющей эмпирическое и духовное, или метанаучное, познание. Принципы этой философской системы отражены и в других законах космоса, анализировать которые в рамках доклада мы не имеем возможности.

з) Наконец, в приведенном высказывании Е.И.Рерих определяются этические условия деятельности ученого, который, «не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других». Здесь возникает проблема нравственной ответственности ученого, которая в числе прочих социокультурных условий формирует этическую составляющую науки.

Не нужно доказывать, что примером такого ученого, блестяще применявшего сформулированные Е.И.Рерих и другие принципы одухотворенной науки, и был Ю.Н. Рерих, прежде всего потому, что он постоянно держал «в уме и сердце Заповеди Основ» и даже больше – был живым активным и творческим носителем этих Заповедей. Он был личностью, претворявшей их в жизни и творчестве. Это обстоятельство, несомненно, давало его космическому мироощущению такую философскую основу, которая делала его внутреннее ощущение космоса чрезвычайно глубоким и органичным.

Между тем обратимся к теме философских взглядов Ю.Н. Рериха, тесно связанной с темой его космического мироощущения.

Юрий Николаевич, исходя из вышесказанного, не мог не владеть философской системой Живой Этики. Как показывают результаты его научной деятельности в «Урусвати», он эту философскую систему блестяще применял, используя в своих исследованиях методологию новой одухотворенной науки.

3. Свидетельством этого являются его труды, среди которых особое место занимает трехтомник «История Средней Азии», где при изучении истории кочевых народов Средней Азии Юрием Николаевичем эта методология применялась. Об этом пишут в первом томе, в предисловии к трехтомнику, вице-президент Кыргызской академии наук В.М.Плоских и председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов Е.В.Троянова. «Труд Юрия Николаевича Рериха по истории Центральной Азии, созданный на русском языке, не вышел в свет при жизни ученого. Мы читаем его спустя более полувека с большим сожалением о небрежении к этому прекрасному исследованию, но и с радостью о его публикации, ибо знания, собранные в нем, представляют огромный научный интерес и, несомненно, будут полезны современному востоковедению. И это обусловливается не только тем, что в “Истории Средней Азии” содержатся редкие и ранее неизвестные факты по истории кочевых народов, но прежде всего тем, что этот труд написан с позиций новой методологии...» [10,с.9].

Важные идеи по поводу методологии исследования мы находим и у самого автора этого выдающегося труда. «В настоящем труде, – пишет Юрий Николаевич, – мы излагаем историю народов Средней Азии не с точки зрения сопредельных с ней стран, а пытаемся изложить ход исторических событий от лица племен и народов, населявших среднеазиатские области. Отсутствие письменных туземных источников для ранних периодов и малая исследованность археологии Средней Азии не дают еще возможности обрисовать это прошлое с достаточной полнотой. Как это часто имело место в истории кочевых народов, их историю приходитсявосстанавливать по письменным памятникам соседних оседлых и более культурных народов, поддерживающих отношения со среднеазиатским кочевым миром. Это обстоятельство значительно затрудняет работу историка, ибо исторические анналы культурных государств, сопредельных со среднеазиатскими областями, не всегда объективно оценивают то или другое историческое событие, разыгрывавшееся в среде кочевых племен и народов, и не всегда правильно передают иностранные имена и названия. Все это до чрезвычайности усложняет работу над восстановлением прошлого кочевых народностей» [10,с.123].

В то же время известно, что материал о жизни тех или иных народов содержался главным образом в следах, которые оставили эти народы в истории. При этом Ю.Н. Рерих в своем исследовании опирался в первую очередь на источники культурного характера. Это прежде всего археологические данные и данные, содержащиеся в письменных источниках. По сути процессы, которые исследовал Ю.Н. Рерих в своем труде, олицетворяются в культурных достижениях этих народов в самом широком смысле этого понятия.

Это – язык того или иного народа. Лингвистические особенности многих терминов Ю.Н. Рерих описывает в своем труде. Это – религиозные верования. Например, буддизм, объединяющую культурную роль которого в истории народов Центральной Азии он раскрывает. К явлениям такого рода относится и древнее искусство, в пространстве которого Юрий Николаевич выделяет, например, звериный стиль и керамику с гребешковым орнаментом. В связи с этим он пишет: «В III тысячелетии до н.э. в степном поясе появляется керамика с так называемом гребенчатым орнаментом, которая впервые появляется в Средней полосе России и затем распространяется по Западной Сибири и которая сродни древнекитайской керамике Цайцзяпина в провинции Ганьсу в Западном Китае» [10,с.79] .

Иными словами, в следах жизни древних народов были аккумулированы культурные наслоения, которые Ю.Н. Рерих сумел увидеть, исследовать и отразить в своем труде. Это давало ему возможность объединить разные исторические факты и события, если можно так сказать, по их культурному основанию в единое культурное пространство. Приведем одно из интереснейших наблюдений Ю.Н. Рериха такого рода. Оно касается скифов. «Следует отметить, – пишет Юрий Николаевич, – что скифы не были разрушителями. Еще у себя на родине в Туркестанском Двуречье они свыклись с культурой оседлых оазисов, откуда получали земледельческие продукты и изделия городских ремесленников. В Индии они сохранили греческие сатрапии, продолжали чеканить монеты с двуязычными надписями, словом, восприняли греко-индийскую культуру. Еще около 87 г. до н.э. часть скифов прошла на север через Александрию – Газни и утвердилась в долине Кабула, где стала чеканить монеты с двуязычными надписями: на греческом и письмом кхароштхи» [10,с.204].

Таким образом, проникновение скифов на территории других стран и взаимодействие с другими народами носило культурный характер. Культура в их взаимоотношениях с другими народами играла важную объединительную роль. В другом месте Юрий Николаевич также высказывает мысль о взаимовлиянии культур: «Хотя буддизм, вероятно, проник в страны Средней Азии еще до основания Кушанской империи, нельзя отрицать, что объединение под властью кушанских царей значительных областей Средней Азии и Северо-Западной Индии весьма способствовало распространению учения вдоль караванных путей. Кушанская империя, как было указано выше, явилась областью оживленного культурного и духовного обмена» [10,с.330].

Иначе говоря, за многообразием истории кочевых народов Юрий Николаевич видел объединяющую роль культуры, что давало ему возможность подходить к истории кочевых народов как единому целостному процессу. В заключение отметим, что в своем труде Ю.Н. Рерих ввел в научный оборот огромный культурно-исторический и научный материал. Об этом свидетельствует не только список источников, на которые ссылается Ю.Н. Рерих, но и само содержание трехтомника.

В этом труде Юрий Николаевич осуществил анализ и концептуальное обобщение огромного массива исторического материала. По нашему мнению, такое обобщение оказалось возможным потому, что в качестве основы своей концепции Ю.Н. Рерих взял культуру в том ее значении, которое рассматривается в Живой Этике и трудах Н.К. Рериха. Применяемый Юрием Николаевичем подход выступил, если можно так сказать, методологическим гарантом рассмотрения подлинной истории древних кочевых народов, главной тенденцией которой было их культурное саморазвитие и культурное взаимодействие с другими народами.

Таким образом, жизнь и творчество Ю.Н. Рериха – выдающегося подвижника, ученого и путешественника убеждают нас в том, что он был ученым и философом, которому было присуще новое космическое мироощущение и применение методологии новой одухотворенной науки.

В завершение мы хотели бы привести очень проникновенные слова Л.В.Шапошниковой из ее доклада на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. Это высказывание Людмилы Васильевны мы цитируем не только потому, что ею дана истинная оценка духовного подвига Ю.Н. Рериха, но и по той причине, что такая оценка ставит жизнь и творчество Юрия Николаевича и рассмотрение его нового космического мироощущения на высочайший уровень космической эволюции: «Юрий Николаевич имел мужество в 1957 году приехать к нам и принять наше гражданство. Он умер в 1960 году, пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится. Однако ничего не могло поколебать его решения. Ибо это решение было неотъемлемой частью той миссии, которую несли все Рерихи. То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей стране ее ценнейшее национальное достояние – самих Рерихов» [8,с.29].

 

Литература

1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

2. Учение Живой Этики. Сердце.

3. Рерих Е.И. Письма. Т. 5 (1937). М.: МЦР, 2003.

4. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

5. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Издательство «Агни», 1994.

6. Рерих Е.И. Письма. Т. 1 (1919-1933) М.: МЦР, 1999.

7. Рерих Е.И. Письма. Т. 3 (1935) М.: МЦР, 2001.

8. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: Сб. докл. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

9. Рерих Е.И. У Порога Нового Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.

10. Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2004.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 110