Творческое наследие Ю.Н. Рериха
и современные интегративные процессы в Евразии

А.В. Иванов,
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии
Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул

 

Творческое наследие Ю.Н. Рериха – важнейшая часть общего культурного и научного наследия семьи Рерихов, значение которого лишь актуализируется по мере нарастания кризиса современной техногенно-потребительской цивилизации и тех тупиков, в которые ведет глобализация по западным образцам. Одной из реальных и уже начинающих сбываться цивилизационных альтернатив является евразийская интеграция, где просматриваются (пусть пока и смутно) иные – духовные и экологические – ценностные приоритеты, укорененные в глубинах истории народов Евразии. Начало такой интеграции мы видим в создании Шанхайской Организации Сотрудничества; в таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии; в восстановлении торговых и культурных связей между странами бывшего СССР. В этих условиях особое значение приобретает поиск научных оснований и стратегических целей подобной интеграции, а также опора на лучшее в культурно-историческом наследии евразийских народов. Идейное наследие семьи Рерихов и, в том числе, труды и практическая деятельность Ю.Н. Рериха оказываются в этой связи исключительно актуальными.

Во-первых, жизненный путь Ю.Н. Рериха наглядно воплотил личностный идеал евразийского бытия, где любовь к своей родине и верность ей в самые трудные исторические времена органически сочетается с максимальной культурной открытостью и готовностью творчески усваивать достижения других культур. Ю.Н. Рерих владел языками ключевых этносов Евразии, прекрасно знал их историю и культуру и везде воспринимался как свой, поражая тех же монголов и тибетцев прекрасным знанием их обычаев. По воспоминаниям его ученика, известного востоковеда А.Н.Зелинского, он прямо называл себя сторонником евразийских идей [1] и до самой смерти поддерживал творческие и дружеские связи с такими видными деятелями евразийского движения, как Г.В.Вернадский и Л.Н.Гумилев.

Весьма символична спиральная евразийская траектория жизненного пути Юрия Николаевича. Первый интерес к Востоку зарождается у него в Петербурге под непосредственным влиянием родителей. Классическое востоковедческое образование он получает, как известно, в лучших университетах Запада (Лондонский, Гарвардский и Парижский университеты); утверждается как востоковед с мировым именем, живя в Индии на Востоке и совершая оттуда вместе с родителями знаменитые экспедиции по Евразии и по восточным странам, а завершает свой жизненный путь в Москве, на Родине, в самом сердце евразийского геополитического пространства. Именно в Москву он привозит и культурное наследие своих великих родителей, и свой собственный колоссальный опыт евразийца-ученого и евразийца-патриота, зажигая сердца новой плеяды отечественных востоковедов.

Важно также, что евразийское мировоззрение Ю.Н. Рериха, как и всех членов этой великой семьи, никогда не было умозрительным и абстрактным, а, напротив, всегда трансформировалось в живое человеческое действие, в реальную культурную и научную практику. В сущности, евразийская идея и не может быть отделена от повседневной жизни – от того, насколько мы воспринимаем носителей других национальных и религиозных традиций не как чужих, а именно как родственников и близких друзей. Не случайно в русском языке слово «другой» происходит от слова «друг». Выдающимися евразийскими учениками и друзьями Ю.Н. Рериха были и монгол Ш.Бира, и индиец Локеш Чандра, сохранившие о нем благодарную память.

Отсюда главный евразийский завет Юрия Николаевича я бы сформулировал следующим образом: на пространстве Евразии живут близкие родственники, а все народы Востока и Запада – потенциальные родственники и друзья.

Во-вторых, исключительно важной представляется идея Ю.Н. Рериха об опоре на общее историко-культурное достояние народов. Это – важнейшее условие продуктивной интеграции на современном этапе, и абсолютно актуально звучат его слова о том, что необходимо «тщательно оберегать остатки былого единства и везде, где возможно, разжигать заново священный огонь культурного единения, культурного обмена, который когда-то принес человечеству благие плоды и которого так недостает нашему современному миру» [2,с.27]. Данную идею великий евразиец не просто провозгласил, но сумел всесторонне подкрепить эмпирически, открыв, как известно, единство скифского звериного стиля на огромных пространствах Евразии от Тибета до степей Украины. Другим важнейшим результатом исследований Ю.Н. Рериха стало доказательство исключительной созидательной и миротворческой миссии буддизма в Центральной и Средней Азии в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Именно буддизму многие азиатские народы обязаны своим культурным и научным взлетом. Это буддийское наследие продолжает эффективно работать и сегодня. Возрождение буддизма в той же Монголии, Калмыкии и Бурятии – важное культурное условие современной евразийской интеграции.

Для укрепления евразийских связей необходим также постоянный духовный диалог между носителями разных религиозных воззрений, особенно между христианами и буддистами, призыв к которому мы можем найти в трудах Юрия Николаевича. В плане обнаружения глубинных буддийско-православных художественных и идейных перекличек важное значение имеет его работа «Тибетская живопись». В частности, весьма перспективен сравнительный анализ функций и места женских божеств в буддизме (особенно Зеленой и Белой Тары) [3] и в православии (образы Софии Премудрости Божией и Богородицы), а также их иконописных изображений. Здесь обнаруживаются любопытные параллели не только в цветовой символике, семантике положения тела и рук, но и в самой структурно-геометрической организации пространства православной иконы и буддийской танки. Исходные метафизические гипотезы и предпосылки подобного сравнительного анализа можно найти в России – работах по искусству того же отца Павла Флоренского [4], а в Монголии – в современных искусствоведческих и иконометрических исследованиях ламы Пуревбата [5] из монастыря Гандан в Улан-Баторе.

Что касается трансграничной евразийской области на Алтае, то современный православный и буддийский религиозный ренессанс формирует достаточно интересное сравнительно-религиоведческое и сравнительно-искусствоведческое поле как раз в плане все возрастающей роли женского начала. Здесь достаточно упомянуть недавно обретенную чудотворную Коробейниковскую икону Божьей Матери, в честь которой в конце июня на Алтае устраивается ежегодный крестный ход, и активность женщин на религиозном буддийском поприще. Поразительным фактом женского религиозного подвижничества стало строительство на западно-монгольском озере Хара-Ус-Нуре священного дацана, посвященного Будде грядущего – Майтрейе. Его строила в течение нескольких лет простая монгольская женщина по имени Агини Ээж [6].

Возвращаясь к общеметодологическому подходу Ю.Н. Рериха в исторических исследованиях, я бы выразил его следующим образом: никогда нельзя забывать трагедий прошлого, но история, как научный рассказ о прошлом, должна быть в первую очередь рассказом о культурном взаимообогащении народов и их поисках общего блага.

В-третьих, особую роль Ю.Н. Рерих уделял изучению кочевого мира, став общепризнанным авторитетом в области номадистики и внеся большой вклад в эту сферу исторических и этнографических исследований. В частности, он был согласен с Г.В.Вернадским и Л.Н.Гумилевым, что без учета влияния кочевого мира нельзя ни написать объективной истории России, ни понять сущности отечественного национального характера – его духа странничества и устремленности за горизонт, всемирной отзывчивости и искания Царства Правды, будь то остров Буян или легендарное Беловодье. Кочевые народы внесли огромный вклад в становление экономического и социокультурного единства и своеобразия континентальной Евразии по сравнению и с Западом, и с Востоком. Особые закономерности исторического развития (постоянное взаимодействие лесного и степного укладов жизни, пульсирующий характер централизованной государственности); своеобразная организация хозяйственной жизни (необходимость ведения многоукладного хозяйства, важность трудовой кооперации в силу экстремальных природных условий); система евразийских ценностных доминант (воинская доблесть, бытовая неприхотливость, крепкие семейные связи, братская взаимовыручка, гостеприимство, верность слову и долгу) – учет всех этих объективных факторов, сложившихся исторически, является важной предпосылкой современной интеграции постсоветского пространства.

В-четвертых, в плане нового собирания народов особое значение приобретают две геополитические и геокультурные евразийские скрепы «горизонтального» и «вертикального» характера: Россия-Монголия и Россия-Индия. Через российско-монгольские братские узы всегда укреплялась стратегическая связь между оседлыми и кочевым этносами Евразии, между «лесом» и «степью», препятствуя как внешней агрессии Запада, так и нарастанию внутренних губительных этнических размежеваний панмонголистского, пантюркистского и панславистского характера. Именно этим особенно ценен для нас евразийский подвиг князя Александра Невского, сознательно избравшим политический курс на единение с кочевым миром. Это помогло ценой временного политического подчинения татаро-монголам сохранить религиозное и культурное своеобразие Руси, устоять под беспрецедентно жестким давлением католического Запада. В высочайшей оценке личности и государственной мудрости Александра Невского Ю.Н. Рерих полностью сходился с тем же Г.В.Вернадским [7]. Любовь к братскому монгольскому народу, как известно, Юрий Николаевич пронес через всю свою жизнь. Отрадно, что сегодня эти живительные связи между Россией и Монголией вновь начинают крепнуть, в том же регионе Большого Алтая.

Что же касается российско-индийского сотрудничества, то благодаря ему актуализируется живая память об индоевропейском общекультурном субстрате Евразии [8], единящем многие племена и народы. Наконец, геополитический союз России и Индии имеет важнейшее значение для установления общемирового геополитического равновесия, служит средством миролюбивого сдерживания и культурного отрезвления того же Запада с его повышенной агрессивностью и конкурентно-конфликтной политической ментальностью. Значение связей между Россией, Индией и Монголией еще много лет назад были не только явно подчеркнуты Н.К. и Ю.Н. Рерихами, но они сами внесли колоссальный практический вклад в укрепление российско-монгольского и российско-индийского сотрудничества.

Есть и еще одна причина стратегического характера единения этих трех великих культур Евразии. Их объединяет уходящая в глубь столетий веротерпимость, традиции мирного сосуществования разных религиозных обрядов и верований: православных, буддийских, исламских, индуистских. Так, Ю.Н. Рерих, обращаясь к жизни и деятельности Чингисхана, специально выделяет его веротерпимость и уважение к знаниям, ибо великий хан «ученых и отшельников всех толков уважал, любил и чтил, считал их заступниками перед Господом Богом» [9,с.98]. Весьма показательна фраза, начертанная, по преданию, на чаше, подаренной мудрецами Востока Чингисхану: «Пей из одной чаши, но укрывайся платами всех народов». Это напутствие, столь любимое в семье Рерихов, очень точно выражает и важнейшую практическую максиму евразийской интеграции, и одновременно важнейший методологический принцип познания чужих религий и культур: защита своих и чужих национальных святынь; преклонение перед великим духовными учителями и подвижниками человечества – это самые мощные скрепы между людьми и народами.

В-пятых, у Рерихов, и в работах Юрия Николаевича, мы находим прямые указания на геополитические приоритеты России. Прежде всего, нужно крепить узы культурного и человеческого единения между всеми народами, входящими в единый евразийский культурно-географический мир, будь то славянские, тюркские и угро-финские племена или палеоазиатские народы Севера [10]. Не может быть никаких сомнений, что распад Советского Союза был бы воспринят семьей Рерихов как величайшая геополитическая трагедия, влекущая за собой неизбежную чреду как культурных, так и чисто человеческих жизненных катастроф. Неслучайно при всем своем очень критическом отношении к Советской власти Рерихи никогда не радовались неудачам и поражениям Советского Союза, а тот же Юрий Николаевич, как известно, изъявил желание записаться добровольцем в Красную Армию после вероломного нападения фашисткой Германии. Советский Союз Рерихи воспринимали как естественного преемника дореволюционной царской России, чьи государственно-политические границы почти точно совпадают с естественными границами многонациональной Евразии.

Понятно, что добрососедские отношения должны быть у России-Евразии со всеми странами и народами из западных и восточных пределов, однако есть страны, с которыми отношения должны быть именно братские, поскольку они связаны с Россией коренными культурными узами и общей геополитической судьбой. Если на Востоке такими странами являются уже упоминавшиеся выше Монголия и Индия, то на Западе – это Чехия, Болгария и Сербия. Известно, с какой симпатией писали Рерихи о сербском короле Александре, чешском президенте Масарике, а впоследствии Людмилу Живкову тот же Святослав Николаевич Рерих считал одной из самых выдающихся женщин своего времени.

Государственные узы между странами крепки и никому не несут угрозы, когда опираются на прочный культурный фундамент и имеют ярко выраженную духовную устремленность – таков, намой взгляд, геополитический завет семьи Рерихов.

В-шестых, особое значение в объединении Евразии Ю.Н. Рерих вслед за своими родителями придавал Алтаю, как ее наиболее репрезентативному биосферному и этнокультурному региону. Известно, что первоначально институт синтетических научных исследований, получивший впоследствии название «Урусвати», должен был быть развернут именно на Алтае. Это вполне объяснимо, если учесть, что Алтай – это вся Евразия в миниатюре с точки зрения представленности на ограниченной территории всех ее ландшафтно-географических зон, этносов и религий. Алтай – место схождения границ четырех крупнейших государств (России, Китая, Казахстана и Монголии); территория, по которой прошли десятки племен с Востока на Запад и с Запада на Восток. Недаром Алтай называют своей исторической прародиной венгры и корейцы, турки и японцы. Совсем недавно было экспериментально подтверждено, что ближайшими предками американских индейцев являются южные алтайцы. Кстати, в тексте Махабхараты найдены прямые упоминания об Алтае, в том числе и о горе Белухе, причем с тем же названием «Белая гора» (Шветапарвата, Шветагири) и почти точным указанием расстояния. Все это предвидела и предсказала семья Рерихов во время своей экспедиции на Алтай летом 1926 года, утверждая великую меридиональную ось единения Евразии: «Алтай – Гималаи».

Сегодня именно евразийская идея лежит в основе трансграничного сотрудничества на Алтае в рамках созданного в 2003 году Международного координационного Совета «Наш общий дом – Алтай», объединяющего представителей государственной власти, ученых и общественных организаций шести территорий так называемого Большого Алтая: Алтайского края и Республики Алтай (Россия), Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков (Монголия), Восточно-Казахстанской области (Казахстан) и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая [11].

Устанавливаются также продуктивные научные связи между Алтаем и Индией. В частности, на базе университета г. Шимлы из штата Химачал-Прадеш, а также двух вузов из г. Барнаула – Алтайского государственного технического и Алтайского государственного аграрного университетов – создан и начал действовать Алтайско-Индогималайский форум научного и культурного обмена. Уже выпущен первый совместный труд – «Алтай – Гималаи: два устоя Евразии» [12]. Общность экологических, культурных и хозяйственных проблем двух великих горных регионов Земли, а также понимание их фундаментального значения для сохранения природного и культурного наследия народов Евразии – это крепкое основание для будущего сотрудничества российских и индийских ученых.

Мы имеем сегодня все основания сказать, что Алтай – это благословенное место для встречи культур Востока и Запада, Севера и Юга, и первые камни в строительство этого, воистину космического, моста заложила именно семья Рерихов.

И последнее замечание, касающееся личного облика и пути Юрия Николаевича. Фактически он вслед за своими родителями воплотил величайшую максиму человеческого бытия на Земле: живи и действуй так, словно от осмысленности и благородства твоих поступков зависит судьба мировой истории.

Закончить же этот доклад мне хотелось стихотворением прекрасного русского поэта Юрия Кузнецова «Евразийцу», посвященным Ю.Н. Рериху:

Повернувшись на Запад спиной

К заходящему солнцу славянства,

Ты стоял на стене крепостной,

И гигантская тень за тобой

Уходила в иные пространства.

 

Обнимая незримую высь,

Через камни и щели Востока

Пролегла твоя русская мысль.

Не жалей, что она одинока.

 

Свои слезы оставь на потом.

Ты сегодня поверил глубоко,

Что завяжутся русским узлом

Эти кручи и бездны Востока.

 

Может быть, этот час недалек.

Ты стоишь перед самым ответом.

И уже возвращает Восток

Тень Твою вместе с Утренним Светом.

 

Литература и примечания

  1. Посетив Спасо-Преображенский монастырь в Переславле-Залесском, он промолвил: «Вот здесь крестили первого евразийца». См.: Зелинский А.Н. То, что противостоит потоку текущего времени // 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха. Материалы международной научно-практической конференции. М.: МЦР, 2003.с.58.
  2. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: лекции, статьи, переводы. Самара, 1999.
  3. Их анализ проведен в этой книге исключительно глубоко и всесторонне.
  4. См., в частности, его работу «Небесные знамения», посвященную семантике цветов Софии Премудрости Божией. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1997.
  5. См.: An Annual Magazine from the Mongolian Institute of Buddhist Art. First Issue. Ulaan-Baatar, 2006.
  6. Электронный ресурс: www.fondaltai21.ru
  7. См. его известную работу «Два подвига Александра Невского».
  8. В рамках русской культуры его одним из первых заметил А.С.Хомяков. Выдающемуся русскому мыслителю мы обязаны обнаружением глубинных культурно-языковых связей между Россией и Индией.
  9. Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 т. Т.З. М.: МЦР, 2009.
  10. Удивительно, но их четко выделяет уже А.С.Пушкин в своем знаменитом «Памятнике».
  11. См. об этом более подробно в монографии: Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В.Попкова. Новосибирск, 2010 (Раздел VI).
  12. Алтай – Гималаи: два устоя Евразии: монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 113