«Мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя»

В.В. Фролов,
доктор философских наук,
ответственный секретарь МЦР,
Москва

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ

«Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: “Кто был этот мужчина?”

И с особой серьезностью мальчик ответил: “Это учитель”. Я снова спросил: “Он твой учитель?” – “Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы”. “Ты знаешь его лично?” – настаивал я. “Нет”, – ответил он с удивлением... “Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?” Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: “Потому, что он учитель”» [9, с. 187]. Этот небольшой сюжет из очерка Н.К.Рериха «Гуру – Учитель», пожалуй, наиболее точно выражает его отношение к Учителям, сыгравшим в жизни Мастера огромную роль.

С учителями Рериху повезло. Он учился в одном из лучших учебных заведений тогдашнего Санкт-Петербурга – гимназии К.Мая. Его первые наставники, отдававшие ученикам весь жар своих сердец, являли собой образец высоконравственного отношения к делу. Их пример помогал Рериху формировать его высочайшие качества, которым Мастер был верен до конца своих дней, – глубокое сознание личной ответственности за все, что ему приходилось делать, и личного долга, который возлагала на него жизнь.

О своих учителях Н.К.Рерих пишет с удивительной теплотой и сердечностью: «Сами мы, вспоминая школьные и университетские годы, особенно приветливо оборачиваемся к тем учителям, которые преподавали ясно и просто. Безразлично от самого предмета, будет ли это высшая математика, или философия, или история, или география – решительно все могло находить у даровитых преподавателей и ясные формы» [5, с. 86]. После окончания гимназии Николай Константинович одновременно учился на юридическом отделении Петербургского университета и в Императорской Академии художеств. Еще студентом он общался со знаменитыми деятелями культуры – В.В.Стасовым, И.Е.Репиным, Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, С.П.Дягилевым, А.Н.Бенуа, А.А.Блоком и др. В этот период Николай Константинович занимался археологическими раскопками, писал первые литературные труды, создавал живописные работы. В 1897 году дипломную работу Н.К.Рериха «Гонец» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков.

Огромное влияние на нравственное и вообще творческое развитие молодого Рериха оказал А.И.Куинджи, у которого он учился в Академии художеств. «Я вспоминаю, – писал Н.К.Рерих, – в самых возвышенных словах о моем учителе, профессоре Куинджи, знаменитом русском художнике. История его жизни могла бы заполнить самые вдохновенные страницы биографии для молодого поколения. Он был простым пастушком в Крыму. Только последовательным, страстным стремлением к искусству он был способен победить все препятствия и, наконец, стать не только уважаемым художником и человеком великих возможностей, но также настоящим Гуру1 для своих учеников в его высоком индусском понятии» [9, с. 188]. Что же в облике Куинджи, помимо редкого трудолюбия и целеустремленности, искренности и любви к своим ученикам, воодушевляло Рериха на возвышенное почитание своего учителя? Архип Иванович Куинджи был Учителем в самом высоком смысле этого слова. Он был Гуру. Однажды, вспоминает Рерих, студенты Академии художеств подняли бунт против вице-президента Совета академии графа И.И.Толстого. И никто не мог их успокоить. Положение стало очень серьезным. Тогда на собрание пришел Куинджи и, обратившись к студентам, сказал, что они пришли в Академию, чтобы стать художниками, и поэтому он просит их начать работу. Митинг немедленно прекратился. Таков был авторитет Архипа Ивановича.

Николай Константинович был беззаветно предан своему учителю. Об этом качестве Рериха так писала его жена, Елена Ивановна Рерих: «Куинджи был большим учителем, но лишь оценивший его ученик Н.К. сам стал велик. Те же ученики, которые не прочь были умалить его и за спиною даже назвать просто “Архипом”, постепенно совершенно детериорировали2 и сошли на нет» [10, с. 132–133]. Возвышенное почитание, признательность и преданность Учителям Н.К.Рерих пронес через всю жизнь. Я не могу не привести его рассказ об индийских Гуру, в котором он раскрывает суть учительства и свое отношение к нему. «Много лет спустя, – писал Николай Константинович, – в Индии я видел таких Гуру и видел преданных учеников, которые без какой-либо подобострастности, восторженно почитали своих Гуру, с той чуткостью, которая так характерна для Индии.

Я услышал восхитительную историю о маленьком индусе, который нашел своего учителя. Его спросили: “Может ли солнце потемнеть для тебя, если ты его увидишь без Учителя?”

Мальчик улыбнулся: “Солнце должно оставаться солнцем, но в присутствии Учителя двенадцать солнц будут светить для меня”» [9, с. 189–190].

Первые учителя помогали Рериху найти себя в пространстве подлинной культуры и красоты. Важную роль в жизни художника играла его жена Елена Ивановна. С ней Николай Константинович познакомился в 1899 году, а в 1901 году состоялась их свадьба. Всю свою жизнь Рерихи пройдут вместе, духовно и творчески дополняя и обогащая друг друга. Елена Ивановна станет духовным водителем всех творческих начинаний Николая Константиновича.

Н.К.Рерих необычайно высоко ценил Е.И.Рерих. Многие свои книги он опубликовал с посвящением: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Елена Ивановна была светлым гением своей семьи, подвигавшим всех ее членов на духовные и творческие свершения. Н.К.Рерих претворял в своем художественном творчестве вдохновенные идеи и образы, возникавшие у Елены Ивановны. В деятельности родителей на поприще культуры принимали участие их сыновья – Юрий и Святослав. Вся семья представляла собой единое целое и жила постоянной и непоколебимой устремленностью к культуре, знанию и творчеству во имя Общего блага.

Творческое наследие Николая Константиновича, неотделимое от культурного наследия всей семьи Рерихов, необычайно многогранно. В нем каждый, вставший на путь духовного совершенствования, найдет бесценные духовные сокровища, без освоения которых невозможно подлинное развитие человека. Книги Рериха нельзя читать как историческое повествование или литературное эссе, ибо каждая из его работ как бы приоткрывает окно в новый, удивительный мир – «Державу Рериха». Это мир неповторимых открытий и глубочайших прозрений художника-мыслителя, помогающих почувствовать чарующую красоту Мироздания. Синтез религий, искусства и науки, сплавляющий все духовные накопления человечества в единое целое, находит в этой державе свое воплощение. Ее границы охраняют люди самоотверженные, преданные Общему делу, с непоколебимой волей и чистым сердцем, всегда готовые к подвигу. Здесь не может быть места малодушию, слабоволию, предательству и другим негативным проявлениям человеческой природы.

В своем творчестве Н.К.Рерих постоянно совершенствовался. Это был его способ существования. И делал он это исключительно ради Общего блага и служения Культуре, которой посвятил многие работы, среди которых такие, как «Культура – почитание Света», «Культура-победительница», «Ценность прекрасного» и другие. Люди, служащие Культуре, по-настоящему счастливы. Не в золоте счастье, замечает Рерих, а в красоте природы, человеческих взаимоотношениях и произведениях искусства. Сделавшие основой своей жизни Культуру выстаивают и побеждают в самых трудных жизненных ситуациях, поскольку именно Культура придает человеку уверенность в его силах. Однако победа может быть и невидимой, ибо ее пространством в конечном счете является духовный мир человека. Именно поэтому Культура выступает основой Учительства, сферой которого является духовное совершенствование человека.

В художественном творчестве Рерих раскрывал самобытность русской культуры, уходящей корнями в древнеславянские традиции. Его картины с изображением быта и культуры славян экспонировались на самых крупных выставках Петербурга и Москвы. В то же время он видел в русской культуре грани, связывающие ее с культурой Востока и Запада. Изучая культуру прошлых эпох и защищая ее памятники от разрушения и забвения, Рерих видел в ней то непреходящее, вечное, зерна которого прорастали свежими, зеленеющими ростками в будущее. При этом будущее он рассматривал как срез истории, укорененный в прошлом, без которого не может быть никакой перспективы на развитие.

Постоянным устремлением Н.К.Рериха было светлое и прекрасное будущее. «О будущем, – писал он в очерке “Лучшее будущее”, – иногда думают, но очень часто оно не входит в бытовые обсуждения. Конечно, не в человеческих силах вполне определить будущее, но стремиться к нему следует всем своим сознанием. И не к туманному будущему надо устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже будет залог удачи» [5, с. 245]. Лучшее будущее Николай Константинович не мыслил вне Культуры, вне Красоты. Он был убежден, что только Культура и Красота помогут человеку преодолеть свои отрицательные качества и несовершенство и выйти на более высокую ступень космической эволюции.

Н.К.Рерих не только осмысливал возможные пути формирования будущего, он строил его всей своей жизнью. Оно оживало глубочайшими идеями под пером Рериха-мыслителя, прекрасными образами природы и людей под кистью Рериха-художника, в результатах уникальных экспедиций, осуществленных Рерихом-путешественником, Рерихом-исследователем. Будущее зарождалось в культурных проектах мыслителя, в созданных по его инициативе многочисленных культурных организациях и во многих других подвижнических деяниях Мастера. Н.К.Рерих был своего рода первопроходцем, проторяющим путь в будущее и своим современникам, и идущим на смену им. Для него прошлое, настоящее и будущее благодаря непреходящим культурным ценностям сливались в единый поток.

Важнейшую эволюционную роль в жизни Космоса, в жизни всего человечества и каждого отдельного человека играет Красота. Она, согласно Рериху, представляет собой многогранное энергетическое явление и выступает основой духовного совершенствования человека. Энергетические вибрации Красоты, присущие творчеству духовных подвижников, напитывают энергетику людей, соприкасающихся с прекрасными творениями таких мастеров, как В.С.Соловьев, А.Н.Скрябин, М.К.Чюрлёнис, Н.К.Рерих. Это помогает человеку преодолевать трудности и становиться лучше. Ведь если мы хотим изменить свою жизнь к лучшему, мы не можем не устремляться к Красоте. Н.К.Рерих, как бы развивая известную мысль Ф.М.Достоевского – «красота спасет мир», – говорил: «Осознание Красоты спасет мир». Именно осознание Красоты и созидание ее в жизни каждого дня преобразят и самого человека, и мир, в котором он живет. Ярчайшим примером этого является творчество Н.К.Рериха, который творил Красоту как художник, философ, культурный деятель. В этом Николай Константинович видел смысл не только своей жизни, но и смысл существования каждого человека. «Ведь всё по-своему стремится к прекрасному», – писал он [5, с. 145].

Жизнь самого Н.К.Рериха, протекавшая под чутким водительством Учителей, воспринимается не иначе как подвиг. Трудности, сопутствовавшие Рериху, были соизмеримы с планетарным масштабом его личности, огромной мощью его духа. Вместе со своей семьей Николай Константинович с честью преодолевал все, казалось бы, неодолимые препятствия и невзгоды, целеустремленно и непоколебимо осуществляя свою миссию. Формировавшийся под влиянием своих учителей, Рерих по натуре был строителем, созидателем Культуры. «Вся деятельная жизнь Рериха, – пишет В.Иванов, – выросшая из русской земли, есть постоянное и полезное, настойчивое и доброжелательное строительство. Недаром он часто повторяет в своих писаниях французскую поговорку: “Когда постройка идет – все идет”» [3, с. 252].

«Доброжелательное строительство...» Эти слова, пожалуй, выражают пафос всего жизненного пути Рериха. Путь этот был отмечен духовными нахождениями Мастера, на формирование которых оказали влияние национальные традиции российской культуры, своими корнями уходящие в далекое прошлое, в те пятивековой давности времена, когда совершал свое подвижничество святой Сергий, облик которого по-прежнему «так же светит, учит и ведет» [4, с. 104]. И по сей день для всего русского народа Сергий остается духовным Наставником и Учителем. Не могли не воспринять его идеи и Н.К. и Е.И. Рерихи. Елена Ивановна, написавшая прекрасную работу о Сергии, подчеркивала огромное значение подвижничества Преподобного для строительства Земли Русской. «...Память о Сергии, – писала Е.И.Рерих, – не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником» [12, с. 190]. Николай Константинович, расписывая церковные храмы и по мотивам русской истории создавая художественные произведения, развивал культурные, нравственные традиции, заложенные Преподобным Сергием Радонежским. Работая в храмах, посещая древнерусские города, Николай Константинович ощущал исторические токи, сходившиеся в пространстве культурного строительства Земли Русской. Сергий, закладывая традиции созидания, показывал пример общинного жития, в основе которого лежал высокий нравственный авторитет самого подвижника. Преподобный воспитывал у общинников дух самоотвержения и подвижничества прежде всего личным примером. Идеи Сергия уже в искусстве иконописи позднее воплощал великий Андрей Рублев, создавший известную всему миру «Троицу». В основе ее сюжета – взгляды Сергия о мире и согласии. Одним из результатов подвижнической деятельности Преподобного явилось объединение русских земель, сделавшее возможной в 1380 году победу русского воинства над Мамаевыми полчищами.

Н.К.Рерих родился много позже святого Сергия. Вместе с тем творчество одного и подвижничество другого в каких-то своих глубинных моментах имели много общего. Деяния Сергия и начинания Рериха как бы объединялись строительными мотивами – оба были приверженцами идеи созидания ради Общего блага. И инок, и художник всеми своими делами показывали, что в основе такого созидания лежит культурное, духовное строительство. Николай Константинович и Елена Ивановна глубоко почитали нравственные заветы Преподобного Сергия. Л.В.Шапошникова отмечает: «Многие годы спустя его изображения появятся на иконах. Церковные иконописцы осторожно и расчетливо будут писать его с неземной, святой отрешенностью в глазах. Однако история донесет до нас другого Сергия Радонежского. Философа и мыслителя, воина и политика. Человека – строителя русской культуры и русской государственности. Земного неутомимого подвижника и труженика. Резкие черты, глаза провидца и сильные руки, привыкшие к тяжелому физическому труду. Таким мы видим Сергия на полотнах Николая Константиновича Рериха» [14, с. 85].

Именно высокие нравственные качества Сергия вдохновляли Н.К.Рериха, для которого образ святого был собирательным, впитавшим все лучшее русского народа. «Каждое упоминание этого священного имени, – говорил Николай Константинович, выступая на освящении часовни св. Преподобного Сергия в Чураевке, – повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного для всех веков и народов, <…> ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его» [4, с. 29].

Влияние идей Преподобного Сергия на русскую культуру Рерих конечно же ощущал. Для него жизнь великого русского Подвижника была высочайшим нравственным примером служения Общему делу. Поэтому Сергия, без сомнения, можно считать духовным Наставником, Учителем Рериха. Все лучшее, что было в России, Рерих связывал с Преподобным Сергием, соприкосновение с духовным подвигом которого через толщу веков оказало на художника огромное влияние. Работа над образом инока определила основные вехи будущей жизни Николая Константиновича.

 

РЕРИХ - УЧИТЕЛЬ

Николай Константинович не только сам постоянно совершенствовался, но и, будучи прекрасным педагогом, воспитателем, помогал учиться другим. Воспитывая вместе с Еленой Ивановной сыновей – Юрия и Святослава, он сумел привить им чувство благоговейного отношения к Красоте, воспитать людьми высокой культуры, и прежде всего благодаря этому их научные и художественные достижения вошли в золотой фонд мировой культуры. Это очень важно. Но не менее важно и то, что сыновья Н.К.Рериха обладали высочайшими нравственными качествами. В значительной мере это было заслугой Рериха – отца и учителя.

Помимо сферы семейного воспитания дар педагога проявился у Николая Константиновича на поприще общественной деятельности. Он принимал самое активное участие в воспитании молодежи. Одна из значительных проблем заключалась во взаимоотношениях поколений. Старшие, говорил Рерих, много сетуют и нападают на молодежь за то, что она предпочитает танцы, избегает лекций, не хочет читать. Ей предъявляют и другие обвинения. Но если, полагал Рерих, задуматься о причинах всего этого, то значительную долю ответственности за нравственное состояние подрастающего поколения должны взять на себя старшие. Рерих всегда верил в молодежь, старался ее приободрить и поддержать. Он отмечал прежде всего ее устремленность к высоким человеческим задачам. Несмотря на огромные трудности, с которыми сталкиваются многие молодые люди, они находят в себе силы утверждать добрые вехи. Это ли не чудесные ростки нового, которые Николай Константинович подмечал, находясь в гуще жизни и общаясь с молодежью. У молодых он особенно ценил стремление к высокому качеству труда, которое, по словам Рериха, чаще можно найти у трудящейся молодежи, с которой его семья более имела дело, чем с молодежью обеспеченной и богатой. Поэтому он ратовал за уважительное отношение к молодежи, призывал не бояться доверять ей выполнение серьезных, ответственных дел. Особую роль в этой работе Рерих отводил учителю. «...Образуйте народного учителя, – писал Николай Константинович. – Дайте ему сносное существование. Зовите молодежь сотрудниками во всех делах. Покажите молодым красоту творчества» [6, с. 370].

Жизнь и труд учителя Н.К.Рерих знал не понаслышке. Он преподавал в различных учебных заведениях, более десяти лет работал директором школы Императорского Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Коллеги и ученики всегда уважали и любили Николая Константиновича. Рерих смог направить работу Школы так, что она стала пользоваться большим авторитетом как у молодежи, стремящейся получить художественное образование, так и у художественной интеллигенции Санкт-Петербурга, лучшие представители которой работали в Школе. У Н.К.Рериха были свои педагогические принципы, которых он твердо и настойчиво придерживался при работе с начинающими художниками. Главным он считал воспитание у них творческого мышления и ответственности за качество труда. Рерих был очень требовательным педагогом. И он имел на это моральное право, так как в первую очередь проявлял высокую требовательность к себе. Эти качества Рериха наряду с преданностью, признательностью и любовью к Учителям позволяли ему неуклонно восходить по пути подвижнического строительства.

Обладая поистине удивительным даром объединения, Рерих везде, где бы ни трудился, становился неким духовным магнитом, притягивая к себе интересных, талантливых людей. В единении он видел залог успешной творческой деятельности сотрудников, к которым подходил с очень высокой нравственной меркой. Это и сердечное доверие, и широкое добротворчество, и самоотверженная любовь и преданность культуре, и много другого, что необходимо человеку на его пути совершенствования. Когда люди, стремящиеся соответствовать этому идеалу, находят друг друга, возникает содружество, называемое Рерихом очагом добротворчества. «“Содружество” – какое милое и сердечное слово, – пишет Николай Константинович. – В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Значит, именно в нем, в слове – “содружество” – заключается самонужнейшее. Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нем, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование» [5, с. 541].

Наинужнейшее человек может найти именно в содружестве, ибо оно зиждется на внутренней духовной дисциплине сотрудников. Они поддерживают друг друга не только в трудные моменты, но и в радости, при этом в содружествах совершенно отсутствуют зависть и злошептание, так часто встречающиеся в формальных обществах. Содружества могут составить оплот истинной государственности, ибо содружники принимают естественную иерархию, лежащую в основе подлинной государственной власти. Энергия содружеств направлена исключительно на созидание, а не разрушение. Содружество не должно быть отвлеченным, оно всегда имеет конкретные цели и действует в соответствии с ними. Взаимоотношения между содружниками должны быть свободными, благожелательными, основанными на сердечном доверии. В служении человечеству, по словам Рериха, заключается долг содружников. Оно тем более радостно, что осуществляется на пользу ближнему. Только тогда содружество будет жизненным. Таким Н.К.Рерих представлял себе содружество. Оно было для него идеалом будущих человеческих отношений, к достижению которого он призывал своих ближайших сотрудников.

 

ВЕЛИКИЙ ЗАКОН УЧИТЕЛЬСТВА

Многое уже было сделано Рерихом в России. Но еще больше ему предстояло осуществить за пределами Родины, которую Рерихам пришлось покинуть незадолго до революции. В 1916 году вместе с семьей Николай Константинович по рекомендации врачей выехал в Финляндию и поселился в тихом городке Сердоболь, а чуть позже – на берегу Ладожского озера. Климат Финляндии был благотворен для Рериха. Предполагалось, что после выздоровления главы семьи Рерихи возвратятся в Санкт-Петербург. Но этого не произошло, так как в 1918 году Финляндия отделилась от России и через некоторое время граница между государствами была закрыта. Так начался новый и очень важный период в жизни Рериха.

Жизнь Рерихов на берегу озера внешне протекала тихо и размеренно. «Ладога, – пишет Л.В.Шапошникова, – раскрылась перед ними во всей своей удивительной и неповторимой красоте. В ней были мягкость и суровость, от нее веяло глубокой древностью и той чистотой, которую дает извечное сочетание воды, скал и сосновых лесов. Над огромным, похожим на море озером вставали пурпурно-оранжевые восходы и полыхали алые закаты. Вода вбирала щедрую голубизну неба и насыщалась ею. Ветер гнал по небу облака, причудливо менял их формы, и казалось, что это не облака, а призрачные видения, проплывающие над озером и землей. Видения, в которых заключено что-то особое, как будто они несли весть откуда-то издалека и пытались ее передать в неожиданных символах и фигурах» [14, с. 141].

В то же время, несмотря на внешнее спокойствие, в сознание Н.К.Рериха все более входило предчувствие каких-то значительных перемен, в ожидании которых протекал каждый день его жизни. Но Рерих не просто ждал, он напряженно работал. В написанных в этот период картинах «Ждущая», «Ждут», «Вечное ожидание», «Ожидают на причале» Рерих выразил свое внутреннее состояние – ожидание чего-то нового и значительного. Ожидание каких-то важных событий было мучительно и переносилось с большим трудом еще и потому, что Николай Константинович все явственнее ощущал знаки будущих перемен. Его переживания и размышления нашли отражение в стихах, составивших три цикла: «Знаки», «Вестник», «Мальчику». На первый взгляд стихи кажутся какими-то необычными, выражающими, быть может, сказочный мир северной природы и очень непростые внутренние состояния самого автора. Но вместе с тем в этих поэтических циклах Рерих осмысливал глубочайшие философские проблемы, которые были актуальны прежде всего для него самого. В поэзии Рериха по существу содержится все его миропонимание, но взятое не как готовый набор или система положений, а как процесс и результат духовного становления и развития мыслителя.

Поэтические циклы Рерих создавал в период 1911–1921 годов, в значительной мере совпавших с тем этапом жизни Николая Константиновича, когда формировалась и определялась его духовная сущность как мыслителя, художника и культурного деятеля. П.Ф.Беликов дает очень емкую характеристику этой грани духовной эволюции Н.К.Рериха: «Отвечая на некоторые вопросы по поводу книги “Цветы Мории”, С.Н. (Святослав Николаевич Рерих. – В.Ф.) писал: “Стихотворения Н.К. уже с самого начала содержали внутренний ключ к последующей его устремленности” (письмо от 11 апреля 1963 г.). В этом свете и следует подходить к раскрытию подлинного значения поэтического творчества Н.К., в котором за поэтическими образами и аллегориями скрываются автобиографические моменты, связанные с опытом осознания первоочередных задач эпохи и своей роли в их осуществлении» [2, с. 100].

Задачи эти касаются перехода человечества на более высокую ступень эволюции. В их реализации Рерихам отводилась миссия первопроходцев, проторяющих человечеству пути к доселе недосягаемым вершинам духа. Миссия эта, очень ответственная и многотрудная, была возложена на Рерихов Учителями человечества – группой индийских философов, с которыми Рерихи сотрудничали.

Об Учителе – мудреце, просветителе, наставнике – повествуют мифы, легенды и сказания всех народов мира. Образ Учителя, уходящий своими корнями в глубокую древность, почитается во всех культурах. Особое место он занимает в культуре Индии, где и сегодня почитают Учителей – Гуру. Именно таких Учителей Н.К.Рерих видел в Индии и о них написал прекрасный очерк «Гуру – Учитель». Непрерывающаяся линия мудрецов-учителей проходит через всю индийскую историю, как бы отражая в конкретных вехах культуры «Великий закон Иерархии одушевленного Космоса» [16, с. 10], в пространстве которого благодаря Учителю происходит духовное совершенствование каждого человека и осуществляется связь с космической эволюцией.

Поэтому не случайно, что в поэтическом творчестве Рериха ведущей стала тема Учителя. Николай Константинович в стихотворениях отображал свои ощущения и впечатления, вызванные общением с Учителями. Первые явления Учителя Рерихом были восприняты во сне. Вот как пишет об этом Николай Константинович:

Ты, в тишине приходящий,

безмолвно скажи, что я в жизни

хотел и что достигнуто мною?

Возложи на меня свою руку, –

буду я снова и мочь и желать,

и желанное ночью вспомнится

утром [8, с. 21].

В стихотворениях «Свет» и «Капли» Рерих раскрывает свое восприятие Учителя как олицетворение чего-то очень совершенного и прекрасного, что проявляется через прекрасный облик Учителя – и в сияющем свете его, и в той благодати, которая подобно драгоценной влаге льется на землю. Об этом повествуется в стихотворении «Свет» [8, с. 23]:

Как увидеть Твой лик?

Всепроникающий Лик,

глубже чувств и ума.

Неощутимый, неслышный,

незримый. Призываю:

сердце, мудрость и труд.

Кто узнал то, что не знает

ни формы, ни звука, ни вкуса,

не имеет конца и начала?

В темноте, когда остановится

все, жажда пустыни и соль

океана! Буду ждать сиянье

Твое. Перед Ликом Твоим

не сияет солнце. Не сияет

луна. Ни звезды, ни пламя,

ни молнии. Не сияет радуга,

не играет сияние севера.

Там сияет Твой Лик.

Все сияет светом его.

В темноте сверкают

крупицы Твоего сиянья.

И в моих закрытых глазах

брезжит чудесный твой

свет.

В стихотворении «Капли» Рерих пишет [8, с. 19]:

Твоя благодать наполняет

руки мои. В избытке льется

она сквозь мои пальцы. Не удержать

мне всего. Не успеваю различать

сияющие струи богатства. Твоя

благая волна через руки льется

на землю. Не вижу, кто подберет

драгоценную влагу? Мелкие брызги

на кого упадут? Домой не успею

дойти. Изо всей благодати в руках

крепко сжатых я донесу только

капли.

Образ Учителя постепенно заполняет все существо Н.К.Рериха и пробуждает в нем самые высокие чувства – преданность и любовь к Учителю. Эти качества ученика открывали перед Николаем Константиновичем возможности истинного ученичества, в котором Учитель становился Водителем и Наставником Рериха во всех его начинаниях. Эту грань своего ученичества Н.К.Рерих описывает в одном из стихотворений, ощущая и доверие Учителя, и ответственность за порученное ему Учителем дело:

Опять вестник. Опять Твой

приказ! И дар от Тебя!

Владыко, Ты прислал мне

жемчужину Твою и повелел

включить ее в мое ожерелье [8, с. 30].

В другом стихотворении Рерих пишет:

Начатую работу Ты мне оставил.

Ты пожелал, чтоб я ее продолжил.

Я чувствую Твое доверие ко мне.

К работе отнесусь внимательно

и строго. Ведь Ты работой этой

занимался сам [8, с. 28].

Поэтическое творчество не только дало Рериху возможность осмыслить духовные глубины ученичества и Учительства, но и помогло в полной мере осознать свою ответственность перед Учителем и внутренне подготовиться к выполнению своей исторической миссии.

Период вынужденного ладожского заточения Рериха заканчивался. Впереди открывались новые возможности, осуществлению которых Николай Константинович посвятит всю жизнь. «Ожидание подходило к концу, и он ясно это ощущал, – пишет Л.В.Шапошникова, характеризуя один из ответственнейших моментов в жизни Рериха. – Приближались заповеданные сроки. В нем все было обострено до крайности. Он понимал вполне отчетливо, что, совершив шаг, которого он так долго ждал и желал, он уже не вернется в Петроград. Он оставлял Родину, с которой у него так много было связано. Он уходил от нее ради нее. Сознание этого не делало расставание легче. Ему хотелось задержать, растянуть последний миг.

Иду. Я спешу.

Но один раз, еще один раз

последний я обойду все, что

оставил3.

“Но один раз, еще один раз” – звучало как мольба» [14, с. 156–157].

Сужденные сроки наступили. В 1919 году Рерихи уехали из Финляндии. На их пути были новые страны и города, где надо было немало потрудиться. Но еще больше предстояло сделать для Общего блага в Индии, которая давно их ждала. Н.К.Рерих, уезжая из Финляндии навстречу будущему путешествию по Центральной Азии, делал свой выбор очень ответственно. Он понимал, что, кроме него, этого путешествия никто не совершит, и считал непреложным выполнение своего долга. Устремленность Рериха к осуществлению своей миссии находит отражение в его поэтическом творчестве. В сюите «Мальчику» он обращается к самому себе, как бы проверяя свои силы, готовность к действию по осуществлению предначертанных Учителем задач. Эта сюита начинается со стихотворения «Вечность» [8, с. 32]:

Мальчик, ты говоришь,

что к вечеру в путь соберешься.

Мальчик мой милый, не медли.

Утром выйдем с тобою.

В лес душистый мы вступили

среди молчаливых деревьев.

В студеном блеске росы,

под облаком светлым и чудным,

пойдем мы в дорогу с тобою.

Если ты медлишь идти, значит,

еще ты не знаешь, что есть

начало и радость, первоначало и

вечность.

После отъезда из Финляндии Рерихи далеко не сразу достигли Индии. Путь туда лежал через Европу и Америку, где им пришлось преодолеть множество труднейших препятствий, возникавших на их пути до 1923 года, – того заветного года, когда они прибыли в порт Бомбея. А до этого были Швеция, Англия, Америка, Франция, где Рерихи устраивали выставки картин, проводили важные встречи, среди которых были и те, что определили всю дальнейшую их жизнь, – это были встречи с Учителями человечества.

Первые явления Учителей были осознаны Еленой Ивановной еще в шестилетнем возрасте и после сопровождали ее всю жизнь. Эти события она описывает от третьего лица. «Очень рано девочка начала видеть значительные сны и даже видения. Уже шести лет девочка имела необыкновенное переживание, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце, почти не теряя своей первоначальной свежести и силы чувства. Произошло это позднею весною. Родители ее переехали на дачу в Павловск, и в первое же утро девочка, встав раньше обыкновенного, побежала в парк, к небольшому пруду, где жили золотые рыбки. Утро выдалось чудесное, воздух как бы дрожал и сверкал в лучах солнца, и сама природа, казалось, облеклась в праздничное одеяние, и синева неба была особенно глубока. Девочка, стоя на пристани, всеми фибрами своего существа вбирала красоту и радость жизни. Взгляд ее остановился на распустившейся яблоне, стоявшей на противоположном берегу, и на фоне ее девочка увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Сердце девочки затрепетало, и радость ее перешла в восторг, все существо ее потянулось к этому далекому, любимому и Прекрасному Облику» [13, с. 45]. О связи Е.И.Рерих с Учителем пишется не случайно, ибо Елена Ивановна была духовной водительницей семьи, и все свои начинания Н.К.Рерих осуществлял вместе со своей «другиней».

Размышления Н.К.Рериха об Учителе, осознание Его роли в своей жизни художника, первые явления Учителя Е.И.Рерих нашли отражение в художественном творчестве Николая Константиновича. Учителям посвящены многие его работы, такие, как «Тень Учителя», «Fiat Rex», «Сожжение тьмы», «Сокровище гор», на которых изображены необычайно прекрасные фигуры, от которых исходят потоки света.

В 1920 году в Лондоне, где проводилась выставка работ Николая Константиновича, Е.И.Рерих впервые встретилась с Учителями. У ворот Гайд-парка она получила от Них советы о будущей поездке в Индию. Рерихи на протяжении всей жизни неоднократно встречались с Учителями, ощущали Их поддержку. Н.К.Рерих описывал эти встречи и многое, связанное с Ними. Но делал он это очень осторожно, понимая, что его слова могут быть истолкованы как-то по-иному. Очень содержателен в этом отношении очерк Николая Константиновича «Вехи», в котором он называет встречи с Учителями и Их помощь вехами жизни. Автор, описывая эти случаи в иносказательной форме, от имени своего друга советует и остальным быть внимательными, ибо из-за невежества и самомнительности мы часто не замечаем вех, указывающих на то, что может пригодиться на жизненном пути.

В Индии Николаю Константиновичу много рассказывали об Учителях, или Махатмах, и его повествование о Них очень убедительно. «В то время как в Европе спорят о существовании Махатм, – писал он, – когда индусы проникновенно молчаливы о них, сколько людей в просторах Азии не только знают Махатм, не только видели их, но и знают многие реальные случаи их дел и появлений. Всегда жданные, неожиданно Махатмы творили в просторах Азии великую, особую жизнь. Когда нужно, они появлялись. Если нужно, они проходили незаметно, как обычные путники. Они не пишут на скалах имен своих, но сердца знающих хранят эти имена крепче скал. Зачем подозревать сказку, воображение, вымысел, когда в реальных формах запечатлены сведения о Махатмах… Не оторванное от жизни, не уводящее, но созидающее – таково учение Махатм. Они говорят о научных основах существования. Они направляют к овладению энергиями» [цит. по: 14, с. 206]. Во время путешествия по Центральной Азии Рерихам посчастливилось не однажды встречаться с Учителями. Так, во время пребывания в Индии они встретились с Учителем в Дарджилинге, в небольшом придорожном храме. Эта встреча, на которой Рерихи получили советы по проведению Центрально-Азиатской экспедиции, которую в скором будущем им предстояло осуществить, повлияла на всю их жизнь.

Изучая культурные традиции Востока, Н.К.Рерих убеждался, что тема Учителя и Учительства присутствует во многих мифах и легендах, которые он собрал во время Центрально-Азиатской экспедиции и опубликовал в дневниках «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии», а также в очерке «Шамбала4 Сияющая».

«Другой лама красной секты, – писал Рерих, – сказал нам про чудесных азаров индусского вида, длинноволосых, в белых одеждах, иногда появляющихся в Гималаях.

Эти мудрые люди знают, как управлять внутренними силами и как объединять их с космическими токами. Глава медицинской школы в Лхасе, старый ученый лама лично знал таких азаров и сохранял с ними непосредственные отношения» [8, с. 219].

Исторические свидетельства, говорящие о существовании Великих Учителей человечества, личные встречи с Ними позволили Николаю Константиновичу осознать, что в основе эволюции человека и человечества лежит Учительство.

Так, с появлением на свет ребенок становится учеником своих родителей, которые, прививая ему основы нравственности и включая его в социальные отношения, помогают стать на ноги как в физическом смысле, так и в духовном плане. Родители – фактически учителя своих детей. Позже ребенок встречается со своим первым школьным учителем, который, порой, определяет направление всей его жизни. И если это учитель, любящий детей, творчески относящийся к своему делу, значит, школьные годы запомнятся его ученикам как одна из самых светлых страниц жизни.

Созвучные Живой Этике идеи развиваются известным педагогом Ш.А.Амонашвили, автором трактата «Школа Жизни», в котором разрабатываются идеи гуманно-личностной педагогики. Эти идеи обобщают как работы выдающихся учителей-мыслителей, живших в прошлые эпохи в разных странах, так и педагогический опыт самого Шалвы Александровича. Сегодня гуманно-личностная педагогика притягивает многих педагогов, детей и родителей прежде всего тем, что она пропитана сердечностью и добротой. Главные действующие лица Школы Жизни – ученик и учитель, сотрудничество которых рождает отношения подлинного Учительства. Многое в этих отношениях зависит от учителя, о котором Ш.А.Амонашвили пишет: «Учитель Школы Жизни есть человек, ведущий служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы такие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему делу воспитания» [1, с. 81].

Пример школьного учительства наиболее известен. Но отношение «Учитель – ученик» или «ученик – Учитель» пронизывает и другие стороны жизни людей. Больше того, это отношение, носящее закономерный характер, присуще всему Мирозданию. «Если Учитель и ученик, – пишет Л.В.Шапошникова, – следуют Великим законам Космоса, если они оба гармонично, как этого требуют законы, вписаны в бесконечный ряд Беспредельности, то каждое звено или элемент этого ряда несет в себе две функции – Учитель – ученик. Каждый Учитель, имея Учителя, является учеником. Каждый ученик по отношению к тем, кто стоит ниже его на иерархической лестнице, является Учителем. Космическое явление Учительства несет в себе взаимодополняющие функции Учитель – ученик. Всякого рода отклонения в этом космическом ряду есть нарушение Великих космических законов. Всякое неуважение к Учителю есть отступление от пути эволюции и развития» [16, с. 21–24]. Истинное учительство является той «серебряной нитью», которая связывает если не каждого отдельного человека, то все человечество в целом с Великими Учителями.

Великие Учителя уже в течение многих тысячелетий выполняют свою планетарно-космическую миссию, помогая человечеству восходить по ступеням космической эволюции, смысл которой в явлении Учительства проявляется с наибольшей полнотой. Прежде всего через Учительство эволюция вовлекает в свое восходящее движение тех, кто устремляется к совершенствованию. Очень важно, чтобы ученик добровольно принимал ученичество и вверял себя Учителю, был признателен и предан Ему. «Учительство, – читаем мы в очерке “Шамбала Сияющая”, – есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя» [9, с. 36]. Н.К.Рерих как никто другой понимал эволюционное значение Учительства, ибо он был связан с Учителями и все свои подвижнические деяния осуществлял под Их руководством. Формы Учительства так же многообразны, как многообразна сама жизнь. Но независимо от этого суть Учительства всегда одна – Учитель передает ученику свои знания и опыт, помогает совершенствоваться духовно, тем самым способствуя его восхождению по ступеням космической эволюции. Учитель имеет моральное право учительствовать только при условии, если сам и был и остается настоящим учеником. Ярким тому подтверждением является жизнь Н.К.Рериха. В юные годы, как и на протяжении всей жизни, он был преданным учеником. Достаточно вспомнить его трепетное отношение к школьным учителям, к А.И.Куинджи, не говоря уже о его ученичестве под водительством Великих Учителей. Вместе с тем Николай Константинович и сам был истинным Учителем. Он с честью выполнял эту высокую миссию. Его очень почитали в Индии, называли Махатмой. Героическая жизнь Н.К.Рериха, наполненная примерами несгибаемости воли и самоотверженности в выполнении долга, учит преодолению трудностей, а культурное наследие Николая Константиновича, всей его семьи содержит бесценные знания, так необходимые каждому, кто становится на путь духовного совершенствования.

 

ВОДИТЕЛЬСТВО УЧИТЕЛЕЙ И ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

К ХХ веку перед человечеством встали задачи, связанные с переходом на более высокую ступень эволюции. Решение этих задач было жизненно необходимо. Поэтому появились люди, по уровню своих духовных накоплений готовые к их реализации. Это были Рерихи, пришедшие в мир обычными людьми, хотя и с особыми духовными качествами. И только встречи с Учителями помогли им осознать и выполнить свою эволюционную миссию. Рерихи всей своей подвижнической жизнью, духовными нахождениями показывали человечеству пути духовного преображения.

Пример подвижнической жизни семьи Рерихов вдохновляет многих людей на поиск истины, помогает быть стойкими и непоколебимыми в стремлении к этой высокой цели. Л.В.Шапошникова эпиграфом для книги «Мастер», посвященной Н.К.Рериху, выбрала высказывание Виктора Шкловского: «Для малых путешествий полезно изучать великие путешествия: они помогают не бояться усталости». Эти слова во многом раскрывают значение великого духовного подвига Рерихов, сияющей гранью которого является уникальная, ставшая главным делом жизни Николая Константиновича Центрально-Азиатская экспедиция, в которой также приняли участие Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи. Цели этой экспедиции, надо полагать, определялись на встречах Рерихов с Учителями. Содержания бесед с Ними Н.К.Рерих в своих произведениях почти не касается. Вместе с тем из некоторых работ Николая Константиновича и, самое главное, из следовавших за встречами с Учителями действий Рерихов можно понять, что Они давали указания по Центрально-Азиатской экспедиции и оказывали Рерихам помощь на всем ее маршруте.

Задачи экспедиции были многообразны. «Конечно, мое главное устремление как художника, – писал Николай Константинович, – было к художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления – так щедры эти дары Азии» [8, с. 159–160]. Маршрут экспедиции проходил по землям древнейших культур Азии, и каждая из этих культур являлась огромным полем для исследователя. Рерих искал общие моменты, объединявшие различные культуры, интересовался проблемами культурного взаимодействия народов. В то же время перед экспедицией стояла одна очень важная задача, не присущая экспедициям такого рода. Она носила планетарно-космический, эволюционный характер. «Экспедиция, – пишет Л.В.Шапошникова, – должна была выполнить историческое действие, которое называется “закладыванием магнитов”» [15, с. 94].

Магнит, согласно миропониманию Рерихов, представляет собой энергию, которая притягивает другую энергию. Тем самым создаются условия для энергообмена, благодаря которому развивается Мироздание. Магниты отличаются по форме, структуре, а также своим энергиям. Магнитом, например, является энергия духа. Она взаимодействует с материей и организует ее. Энергия духа проявляется в структурах разного уровня энергетики. Самая высокая из них – Космический Магнит5, явление очень сложное и человеком пока не изученное. Действие Космического Магнита универсально. Оно проявляется на всех уровнях и во всех формах существования Космоса. Важное условие духовного развития человека состоит в осознании им универсального характера проявления этого Магнита и во взаимодействии с его энергетикой. Связь человека с Космическим Магнитом возможна только через духовного Учителя – земного или небесного. «Космический Магнит, – пишет Е.И.Рерих, – есть Космическое Сердце, или сознание Венца Космического Разума Иерархии Света» [11, с. 492]. Той Иерархии Света, бесконечная цепь которой уходит в Вечность, в Беспредельность… В Космическом Магните аккумулирована энергетика сознания Разума Космических Иерархов. Проявления Космического Разума в какой-то мере можно объяснять по аналогии с разумом человеческим. Но к такой аналогии нужно подходить очень осторожно, ибо по сравнению с человеческой энергетика Космического Разума – явление более высокого порядка, существующее также и в мирах иных состояний материи. Космический Магнит, обладая энергетикой, очень высокой по сравнению с энергетикой нашей Планеты, оказывает влияние на все происходящие на Земле процессы. Это явление сложное, многоплановое, ждущее своего изучения. Но некоторые сведения о нем имеются. И к ним Рерихи имели самое непосредственное отношение.

В 1923 году в парижский банк на имя Рерихов пришла посылка. Когда вскрыли фанерный ящик, то обнаружили в нем старинную шкатулку, обтянутую кожей. «Николай Константинович открыл шкатулку и увидел в ней Камень, кусочек темного метеорита. Он ощутил сразу легкое покалывание в пальцах, его центры отозвались на энергетику Камня. Но это был лишь осколок, основной метеорит находился в Заповедной Стране, где обитали Учителя и где они вели свои эволюционные исследования. С этого метеорита тысячелетия тому назад и начиналось земное убежище Космических Иерархов. Легенда повествовала о том, что метеорит пришел на землю с далекого созвездия Орион» [15, с. 91].

Камень, находящийся в Шамбале и энергетически связанный с мирами иных, более высоких состояний материи, способствует формированию и более высокой энергетики Земли. В этом процессе важную роль играют Учителя, которые при помощи Камня во время своего «ночного бдения» напитывают пространство высокой энергетикой. После рассказа о Камне образ легендарной Шамбалы обретает несколько большую рельефность. Шамбала представляет собой не только основное место пребывания Учителей – там происходит энергообмен между Планетой и Космическим Магнитом, формируется энергетика, необходимая для продвижения Планеты и ее человечества по ступеням космической эволюции. Именно при помощи частицы такого Камня, полученной в парижском банке, и благодаря высокой энергетике Елены Ивановны Рерихи осуществили «закладывание магнитов» на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Тем самым они выполнили главную задачу экспедиции, маршрут которой проходил через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет. В этих районах Рерихами было сформировано энергетическое поле, в пространстве которого в будущем возникнет ряд высокоразвитых культур и стран.

Уникальный маршрут экспедиции пролегал по красивейшим и исторически значимым местам. Рерихами были открыты десятки неизвестных вершин и перевалов, археологические памятники, найдены редчайшие тибетские рукописи. Н.К.Рерих обобщил свои впечатления об экспедиции в дневниках, создал около пятисот картин, вместе с Еленой Ивановной и Юрием Николаевичем собрал огромный научный материал. Этот материал Рерихи изучали через призму универсальной философской концепции, согласно которой прошлое, настоящее и будущее составляют единый исторический процесс, в пространстве которого будущее определяло не только вехи изучения культур различных народов, но и основные направления их развития. В этом состояло научное значение экспедиции.

После возвращения в 1928 году из экспедиции Рерихи поселились в долине Кулу (Индия), где прошел последний период жизни Николая Константиновича. В этой же долине был основан международный научный центр – Институт Гималайских исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды»). Этот научный центр, являясь центром совершенно нового типа, был как бы продолжением Центрально-Азиатской экспедиции. В его работе сочетались как методы традиционные, которые использовались еще в древней Азии, так и те, которым только предстояло сформироваться. Деятельность Института отличала постоянная подвижность: исследователи, жившие в Кулу, регулярно выезжали в экспедиции. В центре изучалась культура народов Азии, проводились комплексные исследования качеств человека. Но центр был международным. Поэтому было много таких ученых, которые сотрудничали с Институтом, живя в других странах.

Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая делом жизни Н.К.Рериха, была успешно завершена. Эту экспедицию, так же как и другие культурные начинания, Николай Константинович смог осуществить только благодаря водительству Великих Учителей, преданнейшим учеником которых он являлся. Вместе с тем этот путь ученичества помог Николаю Константиновичу выработать высочайшие духовные ориентиры и стать настоящим Учителем – Гуру. Эти ориентиры были не отвлеченными понятиями – на их основе строилась вся жизнь Н.К.Рериха, который был человеком на редкость целеустремленным, обладавшим чрезвычайной духовной силой, а также удивительной терпимостью к взглядам других людей. Все духовные нахождения Николая Константиновича, воплощенные в его живописных полотнах, философских трудах, культурных начинаниях, пронизаны Красотой и помогают людям приобщаться к Красоте.

Выдающиеся достижения Н.К.Рериха в области культуры признаны во всем мире. В 1935 году в Вашингтоне двадцатью одной страной Американского континента был подписан Пакт Рериха о международной охране памятников культуры во время военных действий, явившийся основой принятия «Гаагской Конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Вместе с Пактом Рерих для обозначения культурных учреждений предложил отличительный символ, представляющий собой белое полотнище с тремя красными кругами, заключенными в красную окружность, который позднее был назван Знаменем Мира. Этот символ встречается на памятниках культуры различных эпох и народов. Знамя Мира принято многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Более ста институтов, академий, культурных учреждений во всем мире избрали Н.К.Рериха почетным и действительным членом.

И во время путешествий по разным континентам, и во время пребывания в Индии Николая Константиновича не покидала мысль о возвращении на родину. Как только окончилась война, он сразу же начал хлопотать о переезде в Советский Союз. «…Покуда есть сила, – писал Н.К.Рерих, – хотелось бы приложить ее на пользу родной земли» [7, с. 101]. Но его мечте не суждено было осуществиться. Разрешение на въезд в родную страну, в Россию, так и не приходило, а 13 декабря 1947 года Н.К.Рерих ушел из жизни. «Николай Константинович всегда думал, – писал Святослав Николаевич Рерих, – что в конце концов главная задача жизни – это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство – это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось» [цит. по: 14, с. 585–586].

Эти слова С.Н.Рериха выражают главное качество Н.К.Рериха, неотделимое от всей его жизни, – постоянное самоусовершенствование. Благодаря этому качеству он смог всегда оставаться преданным учеником своих Учителей. И вместе с тем, постоянно работая над собой, Николай Константинович стал истинным Учителем и удостоился самого почетного на Востоке звания – Гуру. Притягательность жизненного подвига Рериха в том, что он раскрывает непоколебимую веру Мастера в лучшее будущее и служит прекрасным, вдохновляющим примером для всех, кто стремится строить свою жизнь на основе Знания и Красоты.


1 Гуру (санскр.) – так на Востоке называют Духовного Учителя.

2 От англ. deteriorate – ухудшаться, портится.

3 Л.В.Шапошникова цитирует стихотворение Н.К.Рериха «Оставил» (1918) [8, с.22]. – Ред.

4 Шамбала – область в Гималаях, где происходит энергообмен между Землей и мирами иных состояний материи, основное место пребывания Учителей.

5 Сведения о Космическом Магните, Камне и Шамбале изложены на основе книги Л.В.Шапошниковой «Веления Космоса» [15, с. 81-101].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.

[2] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.

[3] Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994.

[4] Рерих Н.К. Из слова академика Н.К.Рериха на освящении часовни Св. Преподобного Сергия, сооруженной сибирским отделом общества друзей Музея Рериха, в Радонеге, Чураевка, шт. Коннектикут // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1990.

[5] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

[7] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.

[8] Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

[9] Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994.

[10] Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999.

[11] Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000.

[12] Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002.

[13] Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

[14] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.

[15] Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М.: МЦР, 1996.

[16] Шапошникова Л.В. Учителя // Утренняя Звезда. Альманах. М.: МЦР, 1993. № 1.

 

Метки: Фролов В.В.

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 167