15 лет Международному Центру Рерихов

 

Препятствиями мы растем

К 15-летию Международного Центра Рерихов

Л.В. Шапошникова,
первый вице президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха,
академик РАЕН и РАКЦ

Идея создать Международный Центр Рерихов родилась задолго до 1989 года. Все началось с приезда в 1957 году в Москву Юрия Николаевича Рериха, который получил советское гражданство и стал работать в Институте востоковедения АН СССР. Он привез в Москву свою часть наследия семьи Рерихов, которое после смерти родителей было разделено между их сыновьями. То наследие, которое сейчас находится в МЦР, – это часть Святослава Николаевича. У наследия, которое было привезено на родину Юрием Николаевичем, сложная, можно сказать, трагическая судьба.

Сразу после своего приезда в СССР Юрий Николаевич начал готовить почву для создания Музея имени Н.К.Рериха. С просьбой о создании такого музея, которому он хотел передать свою часть наследия, он обратился в Министерство культуры СССР и в правительство. Ему пообещали содействие, и Юрий Николаевич, который не предполагал, что в таких высоких инстанциях могут обмануть, стал ждать выполнения обещанного. Однако что-то в уверениях чиновников ему показалось неубедительным, и он начал самостоятельно устраивать судьбу наследия, которое состояло из картин, архивов, реликвий, различных документов и книг. Около шестидесяти полотен он отдал в картинную галерею Новосибирска, гималайские этюды – в Русский музей. Ожидая каких-то действий со стороны правительства, Юрий Николаевич продолжал работать и надеяться на то, что музей будет организован и он сможет передать туда остальную часть наследия.

С Юрием Николаевичем в Советский Союз приехали Людмила Михайловна и Ираида Михайловна Богдановы, которые, как и при жизни его родителей, были экономками – жили в его московской квартире и вели хозяйство. Но на родине Юрий Николаевич прожил недолго – он ушел из жизни в 1960 году. В это время в Москве был с визитом Святослав Николаевич. Похоронив старшего брата, Святослав Николаевич, как его законный наследник, сразу же поставил вопрос о передаче наследия ему. И вот тогда наши так называемые компетентные органы при поддержке правительства стали предпринимать маневры, цель которых заключалась в том, чтобы не отдавать ничего законному наследнику. По мнению чиновников, все, что находилось в квартире Юрия Николаевича, должно было остаться в Советском Союзе. Так и получилось – Святославу Николаевичу наследие не отдали. Затем, через год после смерти Юрия Николаевича, умерла Людмила Михайловна. Ираида Михайловна через некоторое время вышла замуж за некоего Виктора Юлиановича Васильчика, который, будучи моложе ее на тридцать лет, женился, что совершенно очевидно, не на этой уже пожилой женщине, а на… наследии Рерихов.

У Ираиды Михайловны не было никаких документов на право владения имуществом Юрия Николаевича и принадлежавшей ему частью общего наследия Рерихов, кроме одной фальшивки, организованной нашими спецслужбами. Вскоре и эта бумага исчезла, но остался миф, что наследие принадлежит Ираиде Богдановой. В результате, когда в январе 2004 года Ираида Михайловна умерла, В.Ю.Васильчик остался единственным его хозяином. Он за большие деньги начал распродавать картины и архивы, нисколько, естественно, не заботясь о том, чтобы наследие было надлежащим образом сохранено. Министерство культуры, к которому МЦР обращался за помощью, никак не отреагировало на ситуацию, сложившуюся вокруг имущества Юрия Николаевича. К сожалению, МЦР не имеет никаких юридических прав на эту часть наследия Рерихов, но мы не можем оставаться в стороне, наблюдая, как гибнет оно в руках нечестного человека.

Что касается части наследия Рерихов, принадлежавшей Святославу Николаевичу, то он еще в 1970-е годы задумывался над его дальнейшей судьбой. В 1972 году я по его приглашению гостила в Кулу, в имении Рерихов. В то время, с 1969 по 1972 год, я работала в Индии, в Мадрасе, и очень часто общалась со Святославом Николаевичем – почти каждую неделю приезжала к нему в Бангалор. В Кулу он пригласил меня уже перед моим отъездом в Москву. Мы тогда говорили о многих проблемах, в том числе о той части наследия, которая осталась в его руках. В 1972 году еще в полной силе была великая тоталитарная держава Советский Союз, и больше всего Святослава Николаевича беспокоила проблема передачи на родину архива Елены Ивановны. Он тогда спросил меня, кому бы можно было передать архив Елены Ивановны в Советском Союзе. Я ответила, что передавать вообще нельзя, потому что в лучшем случае этот архив, суть которого я достаточно ясно уже себе представляла, будет засекречен. «Так Вы не советуете сейчас передавать его в Советский Союз?» – еще раз спросил Святослав Николаевич. «Не только не советую, но и настаиваю, чтобы Вы этого не делали, потому что это грозит гибелью самого архива», – ответила я. Потом еще долгое время Святослав Николаевич не поднимал этого вопроса, даже когда приезжал в Москву с визитами. И нашел возможным вернуться к нему, только когда к власти пришел Михаил Сергеевич Горбачев, который понимал значение Рериха как нашего выдающегося соотечественника, художника и мыслителя, а его жена, Раиса Максимовна, интересовалась Живой Этикой. В 1987 году Горбачевы приняли Святослава Николаевича. На этом приеме шел разговор и о создании Музея имени Николая Константиновича Рериха. Но у Михаила Сергеевича было много других дел, ему было не до музея – его существование было очень трудным в российском политическом пространстве. До следующего, 1988 года никто из чиновников не предпринимал никаких шагов к созданию музея. Когда в 1988 году М.С.Горбачев собрался ехать с визитом в Индию, всем стало ясно, что там Святослав Николаевич спросит, как обстоят дела с созданием Музея имени Н.К.Рериха. И Михаил Сергеевич вызвал Николая Ивановича Рыжкова, председателя Совета министров, и поручил ему срочно создать музей. Рыжков же поручил эту работу КГБ, группе по возвращению наследия, находящегося за рубежом. Однако этой группе не удалось получить рериховское наследие. Святослав Николаевич прекрасно видел сложившуюся ситуацию и понимал, что на советское правительство надеяться нельзя. Летом 1989 года он прислал открытое письмо «Медлить нельзя!» В этом письме Святослав Николаевич поставил вопрос о создании общественного музея, в который он отдаст наследие и который не должен подчиняться ни Минкульту, ни Музею Востока. В письме он четко выразил свое отношение к Музею Востока, поэтому все те мифы, которые до сих пор распространяет его руководство – о том, что Святослав Николаевич именно им собирался отдать наследие, – не имеют под собой никакого основания.

Создание Музея имени Н.К.Рериха как общественной организации было связано с культурным мировоззрением Святослава Николаевича. Что такое общественный музей? Это организация, которая, объединив на добровольных началах энтузиастов, хранит культурные ценности, проводит исследования, различные мероприятия, связанные с тематикой музея, не находясь в подчинении у государства. Святослав Николаевич в концепции общественного музея выразил свое отношение к культуре как таковой, считая, что культура должна быть не государственной, а общественной, без всяких идеологических границ. Он считал, что государство должно поддерживать культуру только в финансовом отношении, не вмешиваясь в ее внутреннюю жизнь. И то, что мы создали такой музей, было одной из причин, почему на нас набросилась чиновничья рать и в первую очередь Министерство культуры. Мы показали, что музей может существовать без подчинения государству. И именно в этом Министерство культуры увидело угрозу и себе, и связанным с ним традициям и тем тенденциям, которые поддерживались и развивались государством в сфере культуры, когда, собственно, культура таковой не являлась, а существовали лишь отдельные ее элементы. Это вопрос мировоззрения, и на этой почве начались столкновения. Патриарх российской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев тоже считал, что культура должна быть общественной, а не государственной. Он защищал нас, писал об этом президенту Б.Н.Ельцину. Но президент не отреагировал адекватно на его письмо.

Между тем события продолжали развиваться по нарастающей. Началась подготовка правительственного постановления по МЦР, в которой участвовали наши «заклятые» друзья, такие, как Р.Б.Рыбаков, нынешний директор Института востоковедения, И.В.Шабдурасулов, начальник департамента культуры правительства Российской Федерации, и иже с ними. После смерти Святослава Николаевича они установили контакт с Мэри Пунача, его печально известной секретаршей, ограбившей Рерихов. В Индии до сих пор идет процесс по делу Мэри Пунача, ей предъявлено обвинение. С ее помощью от имени Девики Рани было сфабриковано письмо, в котором говорилось о необходимости создания государственного музея, – дескать, создайте государственный музей, потому что Святослав Николаевич отстаивал идею передачи наследия Рерихов государству, а то, что произошло, было его большой ошибкой. Это письмо на имя президента РФ пришло по факсу к Р.Б.Рыбакову – то есть, по определению, оно не имело силы документа. Но, несмотря на это, Ростислав Борисович отнес факс к Шабдурасулову, и тот узаконил этот факс, написав: «В Минкульт. Подготовить предложения по письму». Министерство культуры немедленно подготовило постановление правительства, согласно которому мы должны были отдать усадьбу Лопухиных Музею Востока. Но в самом постановлении не говорилось о том, что мы должны передать и наследие, – на это было другое, секретное распоряжение. В нем А.Б.Чубайс, который был в то время вице-премьером, написал, что заинтересованным лицам следует немедленно провести в МЦР опись имущества и вывезти наследие Рерихов. Когда вышло это постановление, подписанное самим В.С.Черномырдиным, в Музее Востока собрали пресс-конференцию. В ней участвовали представители Минкульта, Р.Б.Рыбаков, Н.А.Тоотс и многие другие. Они не скрывали своей радости по поводу правительственного постановления.

После выхода постановления, подписанного В.С.Черномырдиным, мы направили ему письмо о том, что это постановление основано на фальшивом документе, но наши послания до премьера не доходили, поскольку И.В.Шабдурасулов зорко стоял на страже. Позже, когда в Индии рассматривалось дело Мэри Пунача, к нам приезжал следователь. Он сказал, что в июне 1993 года (а фальшивое письмо, на основании которого сделали это постановление, пришло в августе 1993 года) Девика Рани уже была недееспособна. И подпись, которая была на письме, ей не принадлежала.

Нам ничего не оставалось, как подать на В.С.Черномырдина в Высший арбитражный суд, который мы выиграли. Проблема с усадьбой была решена, из постановления были изъяты пункты, связанные с ее передачей Музею Востока. Когда шел процесс, судьи спросили меня, как я отношусь к тому, что в России будет создан государственный музей имени Н.К.Рериха. Я ответила, что положительно, поскольку в России есть много материалов, имеющих отношение к Рерихам, которые могут составить несколько музеев. Однако через полгода министр культуры Е.Ю.Сидоров подал заявление в надзорную инстанцию Высшего арбитражного суда. И его председатель В.Яковлев удовлетворил это заявление, отменив решение Высшего арбитража. У надзорной инстанции не было никаких новых фактов для того, чтобы вынести новое решение. Но незаконное решение есть незаконное решение.

Когда шел судебный процесс, были разосланы документы, заставлявшие ту или иную организацию действовать против нас. Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову пришло письмо, где было приказано немедленно расторгнуть арендный договор на усадьбу Лопухиных с МЦР. Мы сообщили Юрию Михайловичу о том, что находимся в состоянии суда с правительством и просим приостановить расторжение нашего арендного договора до вынесения решения суда. Лужков согласился и в марте 1995 года, когда решение было вынесено в нашу пользу, заключил с нами договор об аренде на 49 лет. После отмены этого решения Высшего арбитражного суда министр культуры Е.Ю.Сидоров и директор Музея Востока В.Н.Набатчиков обратились к мэру Москвы с требованием расторгнуть этот договор. Но Ю.М.Лужков ответил, что в решении надзорной инстанции Высшего арбитража московское правительство не упомянуто, и отказал им.

К сожалению, нам до сих пор не удалось добиться отмены правительственного постановления 1993 года.

Хотелось бы сказать несколько слов о 100-летии Святослава Николаевича Рериха. В Индии его юбилей праздновался более торжественно, чем у нас. Там он отмечался на правительственном уровне, у нас – на уровне МЦР и других общественных организаций. Мы обратились в президентскую администрацию, которая приняла решение о создании организационного комитета. Его возглавил министр культуры и массовых коммуникаций Александр Сергеевич Соколов, а заместителем его стал Юлий Михайлович Воронцов, президент МЦР. На первом состоявшемся совещании оргкомитета Соколов подчеркнул, что комитет был создан по инициативе МЦР. Одним из пунктов деятельности комитета было принятие решения о выставке в МЦР картин из Музея Востока, принадлежащих нам по завещанию С.Н.Рериха. Но это решение ни Министерство культуры, ни Музей Востока до сих пор не выполнили. Нам прислали письмо с просьбой дать список картин для экспонирования. Мы предоставили такой список, после чего нам написали, что теперь эти картины должны пройти экспертизу. Экспертиза длится уже второй месяц… А на заседании оргкомитета В.Н.Набатчиков сказал, что именно эти картины он должен экспонировать во время юбилея в Музее Востока: «Если я их сниму, у меня останутся пустые места на стенах». Такой убедительный аргумент!

В 1974 году в Советском Союзе отмечали 100-летие Николая Константиновича Рериха, я тоже входила в организационный комитет этих торжеств. Тогда нам все удалось намного легче, чем в этот раз. Министерство культуры сейчас реформировано. Однако бывший министр культуры, а ныне руководитель агентства по культуре и кинематографии М.Е.Швыдкой продолжает быть значительной фигурой в пространстве российской культуры. Как и прежде, он стремится разрушить общественный Музей имени Н.К.Рериха и завладеть его наследием. Для восстановления своих прав по наследованию мы обратились в Хамовнический суд особого производства. Суд утвердил завещание Святослава Николаевича и решил, что мы правильно вошли во владение наследием. Швыдкой, однако, подал заявление в надзорную инстанцию городского суда, где фигурировал в качестве представителя государства, якобы собственника этих картин. Не имея на руках ни одного документа, подтверждающего собственность государства на удерживаемые Минкультом картины, принадлежащие МЦР, Швыдкой добился решения в свою пользу. Решение Хамовнического суда было отменено и назначено новое рассмотрение. Сейчас мы втянуты в очередную тяжбу.

Кроме того, вновь рассматривается наше свидетельство о регистрации знака Знамени Мира, потому что О.В.Румянцева, заведующая Кабинетом Н.К.Рериха в Музее Востока, подала жалобу в Роспатент. Она опровергает наше право регистрировать знаки, разработанные Рерихами. Набатчиков подал иск на меня в Мещанский суд за клевету – так он расценил мои слова о том, что в их коллекции отсутствуют 46 картин. А они действительно отсутствуют, это было установлено, когда мы сравнивали их список со списком в приложении к Завещанию. Мещанский суд этот иск принял, хотя главный «обвинительный» документ – это статья какого-то журналиста, где сказано, что Л.В.Шапошникова утверждает, будто в запаснике Музея Востока пропали 46 картин. Я же никогда не обозначала, где они пропали. Когда М.С.Лунев, один из клеветников, послал на нас жалобу в Генеральную прокуратуру, ее тоже приняли. Там Лунев утверждал, что мы, то есть я в первую очередь, разворовали все наследие, которое находится в МЦР. Жалоба пошла по инстанциям. К нам пришел участковый и попросил показать того, кто украл наследие.

Приведу еще несколько примеров. Сейчас мы реставрируем усадьбу и в соответствии с планом реконструкции собираемся восстановить каретный сарай, построенный в первой половине XVIII века и позже лишь незначительно видоизменявшийся. Он стоял рядом с флигелем вдоль забора. В этом каретнике мы хотим сделать театр, большой конференц-зал. Наш непосредственный сосед – Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который возглавляет Ирина Александровна Антонова, известный культурный деятель, владеет усадьбой Вяземских-Долгоруких, которая в свое время принадлежала Дворянскому собранию. И вот И.А.Антонова заявляет, что если каретный сарай будет построен, то он закроет вид одного из их зданий, и что вообще будто бы эта часть нашей территории есть их историческое владение. А перед этим мы встречались с ней и вроде обо всем договорились. Теперь же с подачи М.Е.Швыдкого она начала действовать против нас.

Какими только способами нам не противодействуют! Вы видели выставку из фондов Театрального музея им. А.А.Бахрушина. Его директор Борис Николаевич Любимов, очень интеллигентный человек, пошел нам навстречу – мы договорились, что Музей предоставит нам экспонаты для выставки, и подписали договор, по которому страховка составляла 900 долларов. Но существует правило, что всякое действие какой-либо организации, находящейся в подчинении Минкультуры, должно быть утверждено в министерстве. И там изменили цены картин так, что сумма страховки для нас составила 3000 долларов. Нам пришлось действовать уже через другие инстанции, и выставка все же пришла в стены нашего Музея.

Подобных примеров можно привести немало. Они связаны не только с деятельностью враждебно настроенных чиновников, но и с невежественными представителями самого рериховского движения. Но последние – это уже отдельный сюжет.

В заключение хотелось бы отметить, что ситуация, сложившаяся вокруг МЦР, не благоприятствует его работе. Но тем не менее за эти 15 лет было сделано немало, не буду все перечислять. Мы распространяли широкую информацию о нашей деятельности, и многое вам известно. Все эти годы у нас не было мирного времени. Нет его и сейчас. Но, несмотря ни на что, мы будем продолжать борьбу и отстаивать свой Центр-Музей имени Н.К.Рериха не только потому, что он нам дорог, но и потому, что год от года растет его значение для самой российской культуры.

 

История создания Центра-Музея имени Н.К. Рериха

А.В. Стеценко,
помощник Генерального директора
Центра-Музея имени Н.К.Рериха,
Москва

Создание Центра-Музея имени Николая Константиновича Рериха в культурном пространстве России произошло по инициативе и при активном участии Святослава Николаевича Рериха в 90-е годы прошлого века и пришлось на время коренных преобразований в нашей стране. Такое совпадение не было случайным. Поэтому история создания нашего Центра-Музея чрезвычайно интересна. Не зная ее, трудно понять те события, которые развиваются сегодня вокруг наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов (МЦР).

Я остановлюсь лишь на тех событиях, которые сыграли определяющую роль в этой истории, а для удобства предлагаю разделить ее на следующие периоды:

1. Подготовительный.

Начался в 1957 г. и завершился 29 июля 1989 г. публикацией в газете «Советская культура» статьи С.Н.Рериха «Медлить нельзя!»

2. Организационный.

Началом его условно можно считать конец июля 1989 г., когда в газете «Советская культура» была опубликована концепция создания и развития Центра-Музея имени Н.К.Рериха, концом – открытие первой экспозиции Малого музея имени Н.К.Рериха, которое состоялось в феврале 1993 г.

3. Создание самого Центра-Музея имени Н.К.Рериха и его становление.

Этот период включает три открытия Музея:

– открытие в феврале 1993 г. первой экспозиции, которая размещалась в небольшой комнате во флигеле бывшей усадьбы Лопухиных;

– второе открытие экспозиции в октябре 1994 г., располагавшейся уже в пяти комнатах первого отреставрированного этажа основного здания усадьбы Лопухиных;

– третье открытие экспозиции 9 октября 1997 г., в день рождения Николая Константиновича, в семи отреставрированных залах второго этажа главного здания Усадьбы.

4. Развитие Центра-Музея имени Н.К.Рериха, которое продолжается и сегодня.

Названия периодов и их границы носят весьма условный характер и обозначены мною только исходя из особенностей каждого этапа истории развития Центра-Музея.

История Центра-Музея, его настоящее и будущее неразрывно связаны с наследием Рерихов. Следовательно, и начинается она с момента передачи наследия в Россию.

Идея создания в Москве культурного Центра-Музея имени Н.К.Рериха зародилась у Святослава Николаевича давно. Первое упоминание об этом я нашел в письме Юрия Николаевича от 5.12.1957 г., адресованном брату в Индию: «Хорошо, что думаете о культурном Центре имени нашего Пасика» [3, с. 312]. Это письмо Юрий Николаевич, старший сын Рерихов, написал спустя 4 месяца после своего возвращения на родину. С собой в Москву Юрий Николаевич привез из Индии первую часть наследия своих родителей. Этот момент, я думаю, и надо считать началом подготовительного периода создания в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Это самый продолжительный, составляющий 32 года период. Такой большой промежуток времени от зарождения идеи до ее осуществления связан с тем, что помимо желания владельца передать наследие необходимо не только согласие принять это наследие, но еще и выполнение всех условий, связанных с его передачей.

Ю.Н.Рерих также мечтал о создании постоянно действующего музея имени Н.К.Рериха, основой которого должна была стать большая коллекция картин – более 400 полотен, которые он привез с собой. Из писем Юрия Николаевича к Святославу Николаевичу нам известно, что Министерство культуры пообещало создать такой музей. Есть также все основания предполагать, что Святослав Николаевич во время первого приезда в СССР в 1960 г. обсуждал с Юрием Николаевичем планы, связанные с созданием музея имени их отца. Не могли они этого не обсуждать, так как осуществление воли Николая Константиновича и Елены Ивановны для братьев было самым сокровенным желанием.

Но по мере роста желания братьев создать такой музей со стороны государственного аппарата нарастало противодействие самой идее его существования. Обещанный властью музей так и не был создан. После внезапной смерти Ю.Н.Рериха в мае 1960 года часть привезенных им картин получила постоянную прописку в Государственном Русском музее. Бoльшая же часть привезенного наследия, состоящая из архива Центрально-Азиатской экспедиции, ценнейшей коллекции бронзы, древнебуддийской живописи и оставшейся части коллекции картин Рерихов, была отдана на откуп невежественным людям, разграблена и сейчас находится на грани окончательного уничтожения. Трагедия, постигшая первую часть наследия наших великих соотечественников, усугубляется еще и тем, что Святослава Николаевича, единственного законного наследника имущества Ю.Н.Рериха, обманным путем не допустили к вступлению в права наследственного имущества Юрия Николаевича. Это не голословные утверждения. Все подтверждается документами, в том числе и архивными, самого Министерства культуры. Но эта трагическая история заслуживает отдельного рассказа.

Оставшись без поддержки брата, Святослав Николаевич вынужден был в одиночку преодолевать все противодействие госчиновников, чтобы выполнить волю своих родителей и создать в Москве Центр-Музей имени Н.К.Рериха. На это ушли долгие 29 лет. За это время Святослав Николаевич не раз приезжал в СССР. Во время каждого из своих приездов он встречался с кем-то из руководителей Министерства культуры, Академии художеств, Академии наук. В ходе этих встреч обсуждались различные вопросы, говорили и об использовании наследия Рерихов.

В СССР трижды были организованы большие передвижные выставки из коллекции Святослава Николаевича. Первая – в 1960-м, вторая – в 1974-м и третья – в 1978 году.

Все это время Святослава Николаевича не покидала мысль о создании в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Для этого он был готов передать оставшуюся у него вторую, более значимую часть наследия. В одном из своих писем П.Ф.Беликову Святослав Николаевич по этому поводу пишет: «Главное, хотелось бы все передать в надежные руки, а где они. Конечно, есть преданные друзья и работники, но их мало очень. Мало таких, кто был бы и знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением – Служением. А без этого трудно мыслить о каком-то Продвижении» [2, с. 195].

Таким образом, для передачи наследия и создания на его основе Центра-Музея имени Н.К.Рериха необходимо было выполнение двух основных условий – получить согласие руководителей государства создать такой музей, выполнив при этом условия С.Н.Рериха, и, главное, найти человека, под ответственность которого Святослав Николаевич смог бы передать наследие.

Статья Святослава Николаевича «Медлить нельзя!», опубликованная 29 июля 1989 года в газете «Советская культура», свидетельствует, что к этому времени основные его требования по передаче наследия семьи Рерихов и созданию Центра-Музея были выполнены.

Раньше, 14 мая 1987 г., в Кремле состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Сергеевича Горбачева с С.Н.Рерихом. Видимо, тогда и состоялся решающий разговор, на котором Святослав Николаевич получил обещание от главы государства, что Центр-Музей будет создан. М.С.Горбачев сдержал слово. Спустя два года было опубликовано соответствующее постановление Совета министров СССР.

К этому времени Святослав Николаевич окончательно определился и с кандидатурой директора Центра-Музея. Об этом он пишет в своем письме-воззвании «Медлить нельзя!»: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный» [1, с. 91–92].

В этом же письме Святослав Николаевич изложил и основное положение своей концепции: «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» [1, с. 92]. Святослав Николаевич хорошо понимал, что государство не способно достойным образом распорядиться имеющейся у него второй частью наследия семьи Рерихов, более полной и значимой, так как у него уже был горький опыт с той частью наследия, которую привез Юрий Николаевич. Поэтому единственно возможным условием передачи наследия Рерихов в Россию было создание общественного Центра-Музея, для которого и предназначалось это наследие. Надо отдать должное М.С.Горбачеву – он не только пообещал поддержать идею С.Н.Рериха, но и слово свое сдержал.

Так начался один из самых сложных этапов создания Центра-Музея – организационный. Основными событиями этого этапа были:

– Учредительное собрание по созданию Советского Фонда Рерихов (СФР).

– Выход в свет Постановления Совета министров СССР «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха».

– Передача весной 1990 г. для Центра-Музея наследия Рерихов, которое из рук Святослава Николаевича получила Людмила Васильевна Шапошникова – его доверенное лицо.

– Преобразование СФР в МЦР, которое произошло в сентябре 1991 года по инициативе самого Святослава Николаевича. Оно включало в себя переименование организации и придание ей статуса международной. Этого требовали события, которые тогда происходили в стране.

– С прибытием наследия Рерихов в Москву и началом формирования Центра-Музея имени Н.К.Рериха перед Людмилой Васильевной Шапошниковой очень остро встал вопрос не только о защите целостности наследия, но и о возможности отстоять создание самого Музея. И чтобы справиться с этой проблемой, Святослав Николаевич предпринял самые активные действия. Нам известно его обращение к Президенту России с просьбой помочь возвратить незаконно удержанную Государственным музеем Востока (ГМВ) коллекцию картин, которую Святослав Николаевич распорядился передать в МЦР. Нам известно и его обращение к рериховским организациям России и других независимых государств, в котором он подтвердил полномочия Людмилы Васильевны Шапошниковой как своего доверенного лица, которой переданы все необходимые инструкции по использованию наследия. Нам также известно о документе, заверенном нотариально 22 октября 1992 года, в котором Святослав Николаевич подтвердил права МЦР на переданное в СФР наследие великой семьи.

Сегодня, изучая те события, можно только изумляться: какой же высочайшей мудростью нужно было обладать Святославу Николаевичу, чтобы предвидеть, что историей ему было отпущено совсем мало времени. Этим непродолжительным по времени отрезком истории нашей страны всего в два года – с осени 1989 г., когда тоталитарный режим в СССР был максимально дезорганизован, и до сентября 1991 г., когда он вновь начал быстро набирать силу, – и воспользовался Святослав Николаевич. Вне этих рамок, как показывает наша история, ни о каком создании общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и передаче ему наследия Рерихов не могло бы быть и речи.

Создание Центра-Музея и передача ему наследия Рерихов были великой победой Святослава Николаевича. В этой истории он выступил Прометеем, передавшим в Россию частицу Божественного огня.

Теперь сохранность этого огня зависела от того человека, на которого Святослав Николаевич возложил всю полноту ответственности за создание Центра-Музея, сохранность и использование наследия. Этим человеком является Людмила Васильевна Шапошникова. Она сохранила этот огонь. Поэтому отмечаемый сегодня праздник – 15-летие МЦР – это и ее великая Победа.

Святослав Николаевич знал, кого выбирал своим доверенным лицом. Людмила Васильевна с честью оправдала доверие своего Учителя. В период создания Центра-Музея имени Н.К.Рериха Людмиле Васильевне пришлось преодолевать многие трудности, проявляя при этом удивительные организаторские способности. Из ее воспоминаний и архивных документов нам известно, как приходилось отстаивать независимость СФР, который чиновники планировали сделать одним из придатков некоторых государственных структур. Людмила Васильевна везде, где это было необходимо, в том числе и в кабинетах ЦК, отстояла эту независимость. Ею были подготовлены проекты и Устава СФР, и Постановления Совета министров СССР, которые легли в основу этих документов почти без изменений.

Хочу несколько слов сказать о Постановлении Совета министров «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха» от 4 ноября 1989 г. № 950. Этот документ является чрезвычайно важным не только потому, что он узаконил создание Центра-Музея, но и потому, что в нем содержится формулировка с глубоким концептуальным пониманием и сегодняшнего положения нашего Музея. Я имею в виду то место в Постановлении, где говорится, что Центр-Музей имени Н.К.Рериха является основной базой Советского Фонда Рерихов. Это очень важное положение. Таким образом, выполнялось одно из основных требований концепции С.Н.Рериха о том, что СФР должен был взять на себя финансовое обеспечение Центра-Музея. Святослав Николаевич хорошо понимал, что самостоятельно общественный музей существовать не сможет, ему потребуется не только финансовая помощь, но и хорошая защита, что вскоре и подтвердилось. Поэтому Советский Фонд Рерихов создавался одновременно с Центром-Музеем. Но главной идеей в концепции Святослава Николаевича все же был Центр-Музей имени Н.К.Рериха. СФР создавался ради него, а не наоборот.

Учитывая негативное отношение прошлых и нынешних идеологов нашего государства к наследию Рерихов, можно сделать вывод: такая форма деятельности себя полностью оправдала.

Как известно, Святослав Николаевич передал наследие на основании своего Завещания. Данное событие для СССР оказалось беспрецедентным, так как передача наследства произошла при жизни наследодателя. Она осуществилась с предоставлением МЦР всех исключительных прав на управление этим наследием.

Людмила Васильевна привезла наследие семьи Рерихов в Москву. Теперь необходимо было осуществить самое главное: выполнить волю С.Н.Рериха, Постановление Правления СФР и Решение Совета министров – создать Центр-Музей имени Н.К.Рериха. И это не только оказалось самым трудным, но и послужило началом продолжительной борьбы, с одной стороны, тех, кто стремился создать Центр-Музей и выполнить условия С.Н.Рериха в отношении использования наследия, и, с другой, тех, кто этому стремился помешать, уничтожить Центр-Музей и отобрать у МЦР наследие Рерихов. (Эта борьба продолжается и сегодня, и завершения ее пока не наблюдается.)

То, что борьба началась и внутри Правления СФР, придает истории Центра-Музея особый драматизм. Причинами этого были, во-первых, непонимание рядом лиц основной идеи С.Н.Рериха о создании СФР и Центра-Музея; во-вторых, желание распорядиться наследием великой семьи по своему усмотрению, а не так, как повелел его владелец – С.Н.Рерих; в-третьих, нашлись в Правлении и такие, которые пришли работать в СФР ради своих корыстных интересов. Я назову лишь трех бывших членов Правления, враждебная деятельность которых способствовала привлечению к борьбе против Центра-Музея и наследия Рерихов многие государственные структуры. Это заместитель председателя Правления СФР Р.Б.Рыбаков, ответственный секретарь Правления СФР С.Ю.Житенев и член Правления В.Н.Набатчиков – ныне директор Государственного музея Востока. Все они в свое время были наделены доверием Святослава Николаевича, но не вынесли этого бремени.

Р.Б.Рыбаков активно противодействовал работе Бюро Правления СФР по созданию Центра-Музея. Понимая, что за это он будет исключен и снят с должности заместителя председателя Правления, он сам написал заявление об уходе. После смерти С.Н.Рериха именно Р.Б.Рыбакову по факсу было отправлено письмо от имени Девики Рани, сфальсифицированное бывшим секретарем С.Н.Рериха Мэри Пунача, которая в настоящее время обвиняется в уголовных преступлениях, в том числе и в подделке завещаний Девики Рани Рерих. По этому поводу в Индии проходят судебные разбирательства. Так вот, письмо на имя Президента РФ Б.Н.Ельцина М.Пунача направляет по факсу Р.Б.Рыбакову, который передает его в правительство. И этот документ через несколько месяцев становится основой для выхода в свет Постановления правительства о создании государственного Музея Н.К.Рериха на базе уже начавшего действовать общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Фактически этим Постановлением уничтожался учрежденный С.Н.Рерихом общественный Музей, а на его месте и на его фондах должен был появиться государственный музей – филиал Государственного музея Востока.

С.Ю.Житенев, после того как был уличен в противозаконных операциях с денежными средствами Фонда и был исключен из членов Правления, также стал действовать против Центра-Музея.

В.Н.Набатчиков, узнав, что С.Н.Рерих потребовал вернуть ГМВ принадлежащие ему, законному владельцу, картины (которые там находились на временном хранении) и передать их созданному Центру-Музею, 3 апреля 1991 года пишет письмо заместителю министра культуры СССР Ю.У.Фохт-Бабушкину. В этом письме он подвергает сомнению статус Центра-Музея как общественной организации и высказывает пожелание, чтобы картины, принадлежащие С.Н.Рериху, остались в ГМВ. За такое предательство, а по-другому поступок Набатчикова, члена Правления СФР, назвать нельзя, он был исключен из членов Правления СФР. В дальнейшем в ГМВ Набатчиков создал своеобразный штаб, который стал управлять враждебными действиями, направленными против Центра-Музея и против доверенного лица С.Н.Рериха – Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой.

Деятельность этого штаба вскоре проявилась в полной мере и продолжается до сих пор. Приведу выдержки из одного документа тех лет. Это протокол заседания «Ученого Совета по наследию Рерихов» от 20 июня 1991 года, который проходил в ГМВ. Вот некоторые фамилии из состава членов этого совета: Г.П.Попов – бывший директор ГМВ, а в то время начальник отдела изобразительных искусств Министерства культуры; В.Н.Набатчиков – нынешний директор ГМВ и О.В.Румянцева – заведующая Мемориальным Кабинетом Н.К.Рериха в ГМВ. Постановление этого ученого совета говорит само за себя: «Члены Ученого Совета выражают глубокую озабоченность кризисным состоянием дел в Советском Фонде Рериха». На основании этого члены ученого совета «делают совершенно справедливый вывод об отстранении от руководства Фондом В.Я.Лакшина (председатель Правления СФР. – А.С.) и Л.В.Шапошниковой. Необходимо сделать такой же вывод по руководству Л.В.Шапошниковой Центром-Музеем Н.К.Рериха». О цели этого заседания в ГМВ говорит следующий пункт данного постановления: «Ученый Совет категорически не рекомендует при сложившейся ситуации <…> передачу картин из собрания С.Н.Рериха, находящихся на временном хранении в Государственном музее искусства народов Востока». Вот так, без стыда и совести восстала чиновничья рать против исполнения воли С.Н.Рериха.

Хочу отметить, что это было еще при жизни Святослава Николаевича. Но как только он ушел из жизни, В.Н.Набатчиков стремительно, в нарушение всех законов, правил и норм перевел картины с временного на постоянное хранение и поставил коллекцию на государственный учет. Но и этого ему показалось мало, и 24 апреля 1993 г. он пишет письмо в Правительство РФ – первому вице-премьеру РФ О.И.Лобову с просьбой «помочь в передаче наследия Рерихов и “Усадьбы Лопухиных” Государственному Музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование…» [цит. по: 1, с. 130].

Я подробно остановился на этих примерах, чтобы показать, какую напряженную борьбу пришлось вести Л.В.Шапошниковой и ближайшим ее помощникам в организационный период для того, чтобы выполнить волю Святослава Николаевича – создать Центр-Музей имени Н.К.Рериха. И эта великая задача была выполнена.

Говоря об истории нашего Центра-Музея, мы не можем обойти вниманием заслуги тех, кто выполнил обещание, данное С.Н.Рериху, и помог Л.В.Шапошниковой создать этот прекрасный Музей. Это Юлий Михайлович Воронцов, хорошо знавший Святослава Николаевича и часто с ним встречавшийся еще в бытность свою Послом СССР в Индии. Юлий Михайлович, будучи заместителем министра иностранных дел СССР и членом Правления СФР, организовал вывоз Наследия из Индии в Москву. Без его помощи это сделать было бы весьма проблематично. Сейчас Юлий Михайлович – президент МЦР. Необходимо сказать и о помощи Анатолия Евгеньевича Карпова. Советский Фонд Мира (СФМ), возглавляемый Анатолием Евгеньевичем, является учредителем СФР. СФМ единственный помог Советскому Фонду Рерихов в развитии и становлении, перечислив на его счет крупную сумму. Всегда в трудные времена, которых было много в нашей истории, Анатолий Евгеньевич помогал Центру-Музею. И сейчас Анатолий Евгеньевич, возглавляя Попечительский Совет МЦР, продолжает оказывать нам огромную помощь.

Вопреки всем препятствиям, которые чинились, как это ни странно, государственными учреждениями, Центр-Музей был создан. Первое его открытие состоялось в 1993 году. Впереди еще были напряженные годы самоотверженного труда Генерального директора Музея Л.В.Шапошниковой и коллектива Центра-Музея имени Н.К.Рериха, чтобы состоялось третье, окончательное открытие Музея с постоянной экспозицией. С октября 1997 года Центр-Музей работает на полную мощь, став настоящей жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и России.

Необходимо отметить еще одного из центральных участников истории создания нашего Музея – Бориса Ильича Булочника, стараниями и помощью которого Музей обрел такой прекрасный вид.

Всем названным героям сегодняшнего праздника огромная благодарность. Вашими усилиями мы имеем возможность соприкоснуться с великим творчеством Рерихов и стремиться к Прекрасному, как завещал основатель нашего Центра Святослав Николаевич Рерих. Ну, а антигероев мы предупреждаем: «Не замай!»

И в завершение еще об одном. Борьба вокруг Центра-Музея и наследия Рерихов в этот юбилейный год значительно обострилась. Вам известно, что бывший министр культуры М.Е.Швыдкой, который сегодня руководит федеральной службой по культуре и кинематографии, преподнес к юбилею С.Н.Рериха свой «подарок» – оспорил в президиуме Мосгорсуда исполнение Завещания С.Н.Рериха. Не отстали от своего бывшего министра и его подчиненные в ГМВ. О.В.Румянцева летом этого года в Палате по Патентным спорам пыталась оспорить волю С.Н.Рериха, выразившуюся в предоставлении МЦР права на Знак Знамени Мира. А директор ГМВ В.Н.Набатчиков подал в суд иск на Л.В.Шапошникову о защите чести и достоинства себя и ГМВ, пытаясь спасти свою сомнительную репутацию. Поэтому, думаю, и в дальнейшем история нашего Центра-Музея будет нелегкой. Но прошлый опыт свидетельствует, что нет таких трудностей и испытаний, которые было бы невозможно преодолеть. Если будем верны завету Рерихов, получим шанс быть счастливыми творцами продолжающейся славной истории Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Поэтому слова замечательного русского поэта Ф.Тютчева в полной мере могут быть обращены и к нам: «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые! / Его призвали всеблагие / Как собеседника на пир».

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Защитим имя и наследие Рерихов. Т. I. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

[2] Непрерывное восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

[3] Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2002.

 

Культурное наследие семьи Рерихов и Международный Центр Рерихов

К 15-летию МЦР

В.В. Фролов,
доктор философских наук,
ответственный секретарь МЦР,
Москва

Передача Святославом Николаевичем Рерихом наследия семьи Рерихов в дар России – событие огромного культурного значения, важность которого еще предстоит осмыслить. Сегодня это наследие притягивает многих, кому интересно художественное и философское творчество Рерихов, их космическое миропонимание. Культурное наследие великой семьи питает духовными токами Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который является как бы сердцем Международного Центра Рерихов. МЦР проводит огромную работу по изучению, популяризации и защите наследия Рерихов. За 15 лет своей деятельности он превратился в мощный научно-культурный центр и стал известен не только в России, но и во многих странах мира.

В то же время вокруг наследия и Центра-Музея имени Н.К.Рериха, против которых вот уже более десяти лет проводится кампания клеветы (ее иначе как идеологической войной не назовешь), ситуация сложилась драматическая. Создается впечатление, что кто-то весьма профессионально управляет этой неблаговидной акцией, в которой принимают участие некоторые писатели, журналисты, лица, имеющие ученые степени, и даже служители Русской Православной Церкви. Последние, надо сказать, в нападках на Рерихов наиболее активны.

Не отстают от них и госчиновники, среди которых вот уже много лет в первых рядах представители Минкульта РФ. Их действия в конечном счете направлены на изъятие у Центра-Музея имени Н.К.Рериха наследия великой семьи и уничтожение самого Музея как общественной организации. Не последнее место в команде «топителей» занимает Счетная палата РФ. Ее чиновникам вменяется в обязанность вести строгий учет культурных ценностей, зарегистрированных в фондах государственных и общественных организаций. Однако при проверке состояния и качества хранения коллекции 288 картин Рерихов, принадлежащей МЦР и находящейся на временном хранении в Музее Востока, Счетная палата каким-то странным образом «не заметила» отсутствия в этой коллекции 46 полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Вместо того чтобы произвести настоящую проверку коллекции картин, Счетная палата в заключении по итогам работы в Государственном музее Востока предложила Правительству РФ выполнить постановление № 1121 «О государственном Музее Н.К.Рериха», предписывающее вместообщественного Музея создать государственный Музей имени Н.К.Рериха. Но, несмотря на буквально военные действия, в условиях которых существует наш Центр-Музей, он плодотворно работает и успешно развивается.

В истории Центра-Музея имени Н.К.Рериха есть несколько знаменательных вех, таких, как: открытие в 1993 году первой экспозиции во флигеле усадьбы Лопухиных; затем в 1994 году открытие экспозиции на первом этаже главного здания усадьбы Лопухиных; наконец, в 1997 году, на втором этаже того же здания открылась третья экспозиция Музея. Концепция нынешнего Музея, выработанная в конце 1990-х годов, охватывает основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов. «Вводный зал, – пишет Л.В.Шапошникова, – оформленный двумя талантливыми людьми – Ниной Георгиевной Волковой и Маргаритой Вячеславной Усинской, одна из которых художник, а другая архитектор, – служит как бы эпиграфом ко всей музейной экспозиции. На стенах этого зала – уникальные фрески, выполненные Н.Г.Волковой, в которых отражены важнейшие эволюционные моменты культурно-духовного развития человечества. Они теснейшим образом связаны с теми философскими идеями, которые пронизывают все творчество семьи Рерихов и составляют цель жизненных устремлений наших великих соотечественников. За этим залом следует Петербургский зал, где мы находим свидетельства жизни Рерихов того периода. Затем идут Русский зал, зал Живой Этики, зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Гималайской долины Кулу, в которой Рерихи провели большую часть своей жизни в Индии. И, наконец, зал Пакта Рериха. Здесь подводится итог деятельности великой семьи на благо Мировой Культуры» [1, с. 79]. В 2000 году был открыт зал Учителей. В залах Музея развернуты постоянные экспозиции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, фотографий и личных вещей семьи Рерихов, книг из их библиотеки, предметов декоративно-прикладного искусства. По мере поступления новых музейных экспонатов экспозиции дополняются и расширяются.

Начиная с 1990 года благодаря помощи меценатов и дарителей в Музей поступило 169 полотен Н.К.Рериха, С.Н.Рериха и Ю.Н.Рериха. Наиболее значительные из них украсили залы Русский, Петербургский и зал Живой Этики.

Среди этих полотен внимание привлекает принадлежащий кисти Н.К.Рериха и посвященный теме учительства поистине шедевр – «Приказ Ригден-Джапо». На картине Н.К.Рериха на фоне языков алого пламени в прекрасных одеждах восседает напоминающий древнее божество могущественный Владыка Шамбалы Ригден-Джапо. От его трона скачут всадники, несущие кому-то приказы Учителя.

Теме Учителя посвящена и картина Н.К.Рериха «Сергий-строитель». Для всего русского народа св. Сергий был и остается духовным Наставником, Учителем. Его идеи не мог не воспринять и Н.К.Рерих. В этом он был не одинок. Е.И.Рерих, написавшая прекрасный очерк о св. Сергии, подчеркивала огромное значение подвижничества Преподобного для строительства Земли Русской. Любимый в России Преподобный Сергий Радонежский на картине Николая Константиновича предстает как подвижник духа – самоотверженный, деятельный, показывающий пример героизма.

Неизгладимое впечатление производит прекрасный портрет Н.К.Рериха, выполненный его сыном Святославом Николаевичем. На портрете Николай Константинович изображен в полный рост. Весь его облик – олицетворение мудрого спокойствия и внутренней силы…

Такой же притягательной силой обладает триптих Н.К.Рериха, посвященный Жанне д’Арк. Густо-синий цвет неба в верхней части картины удивительно нежно, плавно переходит к очень светлому, нежнейших оттенков горизонту, как бы еще более оттеняя величие подвига юной Жанны. Центральная часть триптиха – «Жанна д’Арк. Вечная Матерь» – сердце всего сюжета, пронизанного величием мудрости и красоты Вечной Матери. В правой части триптиха – «Жанна д’Арк. Молитва» – молящаяся Жанна и за ней воинство, готовое под ее предводительством идти на бой. Изображение в левой части триптиха – «Жанна д’Арк. На костре», – несмотря на трагизм всей ситуации, убеждает нас в том, что величие подвига Жанны из века в век будет возрастать.

При созерцании картины Николая Константиновича «Пасхальная ночь» возникает ощущение объединяющей всё и вся некой вселенской тайны, присутствие которой чувствуется во всем, – и в чарующем, пронизанном дыханием иных миров звездном небе, и в храме, где люди могут как бы услышать отзвуки инобытия, и в торжественности пасхального шествия. В числе других поступивших в Музей живописных шедевров Н.К.Рериха необходимо упомянуть его работы серии «Санкта» – «И мы видим», «И мы открываем врата», «И мы приносим Свет», «И мы трудимся». Все они пронизаны ощущением присутствия некоего Высшего Начала, мудрость и красота которого хотя и не поддаются человеческому пониманию, но вселяют силы для преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути человека. Не менее притягательны и такие шедевры художника, как «Знаки Христа», «Чаша Христа», «Будда-Победитель», «Магомет на горе Хира», «Змей. Рождение мистерий», «Дозор Гималаев», «Майтрейя-Победитель», «Матерь Мира».

Эти и другие замечательные полотна Н.К. и С.Н. Рерихов не могут не привлекать посетителей Музея, которые имеют счастливую возможность соприкасаться с высоким искусством великих мастеров, пробуждающим в их душах самые тонкие и прекрасные созвучия.

Художественное творчество Рерихов доступно не только тем, кто оказывается в прекрасных залах Музея имени Н.К.Рериха. Значительная часть коллекции Музея входит в передвижные выставки, проходящие как в российских регионах, так и в странах СНГ. Эти выставки играют важную роль в популяризации культурного наследия Рерихов. Идея таких выставок принадлежит Святославу Николаевичу, и еще при его жизни значительное их число прошло в городах СССР. В Центре-Музее имени Н.К.Рериха эта идея получила дальнейшее развитие. Основу передвижных выставок составляют «Гималайские этюды» Н.К.Рериха и «Индийские пейзажи» С.Н.Рериха. Наряду с картинами Рерихов на выставках экспонируются издания МЦР и фотокопии материалов из его архива, освещающих многогранную творческую деятельность семьи Рерихов. С 1991 года Центр-Музей при сотрудничестве с рериховскими организациями, музеями и культурными обществами организовал более 400 выставок в городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Латвии и Эстонии. Благодаря передвижным выставкам картины Н.К. и С.Н. Рерихов смогли увидеть более четырех миллионов человек. Этот факт является самым убедительным подтверждением высокого интереса к творчеству семьи Рерихов в современном обществе.

Начиная с 1998 года в Музее проводятся сменные выставки современных художников-космистов. Творчество художников, созвучное космическому мироощущению, имеет глубокие корни. У истоков этого направления в искусстве стояли Н.К.Рерих и М.К.Чюрлёнис. В 20-е годы прошлого столетия в России возникло объединение художников «Амаравелла». Члены этого объединения, преодолевая традиционные представления об искусстве, совершили прорыв к иному, космическому мироощущению. Эта традиция была продолжена С.Н.Рерихом. Он стал инициатором создания Музея имени Н.К.Рериха. «Космическое направление в искусстве, – пишет Л.В.Шапошникова, – объединяет очень разных художников – и по своему мастерству, и по своему философскому проникновению, и по качеству изображаемой реальности. Но для всех них является общим безграничная любовь к Красоте и Беспредельности» [2, с. 46].

С.Н.Рерих завещал изучать наследие семьи Рерихов и развивать заложенные в нем идеи. В Центре-Музее все эти годы бережно сохраняются и изучаются архив и рукописи Рерихов. Каждый член великой семьи был выдающимся ученым-мыслителем, внесшим огромный вклад в становление и развитие новой, одухотворенной науки. «Наука, – писал Н.К.Рерих, – если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной, и тем самым бесстрашной. <…> Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки» [3, с. 5]. Подходы к научным исследованиям, к науке в целом, выработанные Рерихами, являются основой, на которой строится вся научная деятельность Центра-Музея.

Важную роль в этой работе играет отдел рукописей МЦР, где описывается и систематизируется архив Рерихов. Это делает его доступным для исследователей. Архив уникальной семьи представлен разнообразными и содержательными материалами. Они охватывают период с начала XIX века до 80-х годов ХХ века. Среди документов архива есть труды Рерихов, биографические документы, материалы, отражающие научно-организационную, педагогическую, общественную деятельность наших выдающихся соотечественников, переписка, фотографии, слайды картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Изучение этих материалов позволяет увидеть, насколько многогранной была творческая деятельность Рерихов и какой огромный вклад внесли эти удивительные люди в мировую культуру. Архив Рерихов открыт для изучения, с содержащимися в нем документами много и плодотворно работают представители различных научных учреждений, среди которых ученые Института востоковедения, Института мировой литературы РАН, научные сотрудники Русского музея Санкт-Петербурга и другие. Результаты научных исследований представлены в статьях и книгах, пользующихся большим спросом среди читателей. Это способствует тому, что наследие Рерихов и их идеи становятся достоянием сознания различных слоев общества.

Основные направления научной деятельности МЦР во многом определяются научными исследованиями, которые проводит Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха, крупный ученый-востоковед Л.В.Шапошникова, чья многолетняя работа в России и Индии, уникальная экспедиция в Гималаи заслужили признание ученых и сделали ее исследования одними из самых авторитетных в современном научном мире. Ее перу принадлежат книги «Тайна племени голубых гор», «Австролоиды живут в Индии», «Мы – курги», «Годы и дни Мадраса», «Град Светлый», «Мудрость веков», «Веления Космоса», «Великое путешествие. Книга первая. Мастер», «По маршруту Мастера. Книга вторая», «Тернистый путь Красоты». Главной темой, над которой Л.В.Шапошникова работала в 1950–1960-е годы, была история и культура народов Индии. В этот период она побывала в самых отдаленных уголках Индии, исследуя традиционную культуру малочисленных племен. Результатом ее исследований стали не только научные труды, но и блистательные документальные повести о захватывающих путешествиях и таинственных племенах. Правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей в 1967 году Международную премию имени Джавахарлала Неру.

Встреча в 1968 году со Святославом Николаевичем Рерихом изменила судьбу Л.В.Шапошниковой. С этого момента главным в ее творчестве становится изучение культурного наследия Рерихов, а философская система Живой Этики – концептуальной основой всех ее трудов. «В том, что Живая Этика, – пишет Л.В.Шапошникова, – представляет собой новую, синтетическую систему познания, вобравшую в себя реалии Космоса и отличающуюся от традиционных систем познания, вряд ли можно сомневаться. Название самой философии – Живая Этика – связывает земное и небесное, человека и Космос. Именно в ней мы находим новый подход к исследованию Мироздания, новую его модель. Можно определить Живую Этику как философию космической реальности, включающую в себя систему познания и практику действия» [4, с. 160].

Культурное наследие Рерихов и содержащиеся в нем идеи составляют предмет обсуждения на международных научных конференциях. С момента основания Центра-Музея имени Н.К.Рериха они организуются в сотрудничестве с авторитетными научными и культурными организациями, известными учеными и культурными деятелями. Участниками конференций являются крупные ученые России, стран СНГ, а также Германии, США, Италии, Испании, Франции, Канады, Мексики и других стран. На конференциях обсуждаются и исследуются прежде всего проблемы, связанные с культурным наследием семьи Рерихов, их философскими идеями, жизнью и творчеством. С 1992 года прошло тринадцать таких конференцийТематику конференций с 1992 по 2000г. См.: Шапошникова Л.В. Как это начиналось// Защитым имя и наследие Рерихов, Т.1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.С.80..

В начале наступившего тысячелетия чрезвычайно актуальной оказалась тема сохранения национального культурного достояния, подвергшегося жестокому поношению. Поэтому в 2001 году в МЦР состоялась Международная научно-общественная конференция «Защитим имя и наследие Рерихов», в которой приняли участие историки, философы, культурологи, юристы, психологи, дипломаты из ряда регионов России и СНГ, Балтии, Болгарии, Индии, Италии, Ливана, Финляндии. Выступив в защиту наших великих соотечественников, ученые подчеркнули актуальность и непреходящее значение концепции Культуры, выработанной Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, считавшими именно Культуру основой жизни человека.

Конференция 2002 года была посвящена 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Юрий Николаевич, старший сын Н.К. и Е.И. Рерихов, был одним из крупнейших ученых и путешественников XX века, но его вклад в мировую науку оценен далеко не полностью. Его труды оказали огромное влияние на многие области науки – этнопсихологию, этнолингвистику, тибетологию, индологию, монголоведение и пр. Ученые-востоковеды, ученики Ю.Н.Рериха, приехавшие из семнадцати стран, осветили многие стороны жизни и деятельности выдающегося исследователя – его участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях Н.К.Рериха, руководство Институтом Гималайских исследований «Урусвати», возрождение им школы российской тибетологии и многое другое.

В 2003 году состоялась научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Проведение этой конференции было вызвано насущными потребностями времени. В России на рубеже XIX–ХХ веков произошла Духовная революция, в результате которой началось формирование нового мышления. Его основой стало космическое мировоззрение. «Характерной особенностью нового космического мышления, – отмечается в резолюции конференции, – стал синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания, в том числе считавшимся вненаучными» [5, с. 6].

На пленарном заседании конференции с докладами выступили известные ученые России, стран СНГ и дальнего зарубежья: первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошникова; академик РАН В.Н.Большаков; академик РАН В.М.Матросов; член-корр. РАН С.П.КурдюмовСергей Павлович Курдюмов скончался 2 декабря 2004 г.; вице-президент РАЕН, академик Г.Н.Фурсей; академик РАЕН Г.Н.Дульнев; академик РАО Ш.А.Амонашвили; доктор философских наук К.А.Кедров; профессор Калифорнийского университета США В.А.Лефевр; проректор Софийского университета им. Святого Климента Охридского, доктор филологических наук А.В.Федотов и другие. Истоки космического мировоззрения содержатся в работах ученых-космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, в трудах философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, в искусстве художников, поэтов, музыкантов Серебряного века. Ведущую роль в формировании космического мышления играет Живая Этика, в которой содержится новая система познания, включающая как научные, так и метанаучные способы познания. Участники конференции высоко оценили вклад Живой Этики, идей мыслителей-космистов в становление новой одухотворенной науки.

Многие из ученых, выступавших на международных научных конференциях Центра-Музея имени Н.К.Рериха, являются участниками научного семинара, работающего при МЦР. На семинаре рассматриваются проблемы мировоззренческого и методологического характера, осмысление которых может открыть пути к новой, одухотворенной науке. Проблемами, связанными с новым космическим миропониманием, интересуются не только известные ученые, но и молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. «Привлекайте к работе молодежь, – писал Н.К.Рерих. – Она любит, когда к ней относятся серьезно, по-настоящему. Во всех делах мы просили о допущении молодежи» [6, с. 370]. В осуществление завета Н.К.Рериха при научном семинаре работает творческая мастерская молодых ученых, где они имеют возможность сотрудничать с известными учеными – обсуждать с ними научные проблемы, обмениваться результатами опытов, исследований. Апробируя свои идеи, молодые ученые стремятся осмысливать результаты исследований с точки зрения космического миропонимания и методологических принципов новой науки.

Сегодня прогрессивные ученые, все больше осознавая ограниченность традиционного научного мышления, утратившего духовность, приходят к пониманию того, что для преодоления его ограниченности необходим постепенный переход к новому, космическому мышлению. Это отметили участники научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», в резолюцию которой внесен пункт: «учредить на базе МЦР комплексный научный центр по изучению космического мышления». Такой центр создан и называется «Объединенный научный центр проблем космического мышления». Этот Центр – организация общественная, а объединенным он называется потому, что в его создании приняли участие: Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, Международный Центр Рерихов, Уральский филиал РАН, Национальная академия наук Кыргызской Республики, Кыргызско-Российский Славянский университет, Казахстанско-российский университет и др. Основная цель Центра – способствовать распространению идей космического мышления среди широкой научной и культурной общественности, активизировать научные исследования в этой области, разрабатывать и внедрять образовательные программы.

Огромным по своей значимости культурным событием стала Международная научно-общественная конференция 2004 года, посвященная 100-летию выдающегося художника, ученого и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха – основателя Центра-Музея имени Н.К.Рериха, Почетного Президента МЦР. Конференция также была посвящена 130-летию Николая Константиновича Рериха и 125-летию Елены Ивановны Рерих. В своих докладах философы, ученые, художники, общественные деятели рассказали о научном, нравственном и мировоззренческом содержании философско-литературного и художественного творчества семьи Рерихов. Была раскрыта огромная ценность естественнонаучных изысканий С.Н.Рериха для определения путей развития науки в будущем.

С 1992 года (столько времени в МЦР существует публикаторский отдел) Центром-Музеем было выпущено около 150 наименований книг и изобразительной продукции: от недорогих брошюр в мягкой обложке, рассчитанных на массового читателя, до роскошных альбомов, с успехом демонстрируемых на международных книжных ярмарках. Настоящим событием в культурной жизни России стал выход в свет таких изданий, как: полное собрание очерков Н.К.Рериха за период 1934–1947 годов. «Листы дневника» (в трех томах); уникальные записи Е.И.Рерих, составившие сборник «У порога Нового Мира»; первые две части трилогии Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие», посвященные жизни и деятельности великого русского художника, философа и ученого Н.К.Рериха. С 1999 года МЦР издает полное собрание хранящихся в его отделе рукописей писем Елены Ивановны Рерих, бóльшая часть которых публикуется впервые. На страницах ее писем отражена история жизни семьи и становления мирового духовно-культурного движения, ныне носящего имя Рерихов.

Важнейшим событием в издательской деятельности Центра-Музея имени Н.К.Рериха без преувеличения можно считать публикацию в 2003–2004 годах первых трех книг Живой Этики. Этому изданию предпослана вводная статья Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности», в которой на огромном культурологическом и научном материале автор показывает, что Живая Этика – это синтез культурно-духовных накоплений человечества, и раскрывает основы нового космического миропонимания.

В 2002 году книги Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись» и Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» стали лауреатами конкурса «Лучшая книга года», организованного Российской ассоциацией книгоиздателей. Необходимо отметить, что книга «Тернистый путь Красоты» отличается богатым изобразительным материалом, великолепным оформлением и глубоким содержанием.

К 100-летию С.Н.Рериха публикаторский отдел МЦР выпустил такие издания, как: С.Н.Рерих «Искусство и жизнь» (на русском и английском языках), С.Н.Рерих «Творческая мысль» (на английском языке), первый том писем С.Н.Рериха, а также биобиблиографический указатель его работ. Заметной вехой в ряду юбилейных публикаций стало издание книги П.Ф.Беликова «Святослав Рерих. Жизнь и творчество».

С 2001 года Центр-Музей имени Н.К.Рериха издает ежеквартальный журнал «Культура и время», особенностью которого является широкий взгляд на культуру. В журнале публикуются статьи о музеях, выдающихся художниках, мыслителях, представляющих различные культуры и страны. Большое место на его страницах отведено материалам о творческом наследии Рерихов, сохранении его целостности и защите от нападок деструктивных сил – вообще о защите культуры, которая сегодня подвергается настоящему разрушению. Важным для журнала является раскрытие культурно-просветительской деятельности Центра-Музея. Журнал богато иллюстрирован репродукциями картин выдающихся художников, фотографиями памятников культуры и культурных деятелей. К 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха редколлегия выпустила посвященный художнику юбилейный номер. Можно с уверенностью сказать, что журнал «Культура и время» вносит достойный вклад в современную культуру и, несмотря на свой молодой возраст, уже имеет свою читательскую аудиторию.

Центр-Музей также выпускает широкий ассортимент изобразительной продукции – каталоги, открытки, календари, постеры, а также комплекты открыток, знакомящие любителей искусства с коллекцией Музея, собраниями полотен Николая Рериха в различных музеях мира, с основными сериями его картин («Майтрейя», «Знамена Востока», «Санкта» и др.).

В Центре-Музее работают научная библиотека, лекторий, Оптический театр, в зале которого всегда много зрителей, проводятся концерты классической музыки, выступают певцы и музыканты. При Центре-Музее действует Международный центр гуманной педагогики, возглавляемый известным педагогом, академиком РАО Ш.А.Амонашвили. Этот центр ведет большую культурно-просветительскую работу с учителями России и стран ближнего зарубежья. Благодаря помощи меценатов и на заработанные Центром-Музеем средства отреставрирован флигель усадьбы Лопухиных, где разместились подразделения МЦР.

В последние годы заметно активизировалась работа отделений МЦР в городах России и странах СНГ: на Украине, в Белоруссии, Латвии. В 2003 году в МЦР на правах отделения вступило Болгарское общество Рерихов. МЦР поддерживает связи с рериховскими обществами и организациями России, стран СНГ, а также Англии, Израиля, Италии, Испании, Канады, Мексики, США, Финляндии, Франции и др.

Центр-Музей имени Н.К.Рериха, мировая общественность с огромным воодушевлением отметили столетний юбилей со дня рождения Святослава Николаевича Рериха – выдающегося ученого, мыслителя, художника, культурного и общественного деятеля. В Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция, посвященная 100-летию С.Н.Рериха. По инициативе МЦР Правительством РФ под председательством министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова образован оргкомитет по празднованию юбилея С.Н.Рериха. 13 ноября 2004 года в честь этого события в Колонном зале Дома союзов состоится торжественный вечер.

В Болгарии и Латвии, где есть богатые коллекции картин Рерихов, при содействии зарубежных отделений МЦР состоялись юбилейные выставки картин наших выдающихся соотечественников. Выставки в этих странах объединили культурную общественность благодаря Красоте, аккумулированной в прекрасных полотнах Рерихов. В Болгарии, а также в двух городах Украины – Днепропетровске и Хмельницком состоялись общественно-научные конференции и чтения, на которых обсуждались различные аспекты творчества Рерихов. Чествования Николая Константиновича, Елены Ивановны и Святослава Николаевича Рерихов проходили в столице Украины – Киеве, в Автономной Республике Крым, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Узбекистане, Эстонии. Живой интерес к жизни и творчеству Рерихов в год юбилея С.Н.Рериха был проявлен на Кипре, в Германии, Италии, Израиле, Канаде, США. Особенно широко юбилей С.Н.Рериха отмечался в Индии. Святослав Николаевич, по праву считающийся великим сыном России и Индии, внес огромный вклад в развитие культуры обеих стран и индийско-российских отношений. В юбилейный для С.Н.Рериха год Индия отдала выдающемуся культурному деятелю дань признательности и уважения. В течение всего 2003 года юбилейные празднества проходили в Нью-Дели, Бангалоре, Наггаре, Ченнаи и других городах Индии. Представительная индийская делегация во главе с К.К.Мисра, главным секретарем правительства штата Карнатака, принимает участие в нашей юбилейной конференции, посвященной 100-летию С.Н.Рериха. На торжества, которые пройдут в усадьбах Рерихов Татагуни и в Кулу, приглашена делегация Международного Центра Рерихов во главе с его президентом Ю.М.Воронцовым и Генеральным директором Музея Л.В.Шапошниковой. Это – знак международного признания деятельности МЦР.

«Будем стремиться к Прекрасному!» – этот призыв Святослава Николаевича Рериха стал лейтмотивом юбилейных празднеств, которые еще более высветили огромное значение творчества как самого художника, так и культурного наследия великой семьи для строительства лучшего будущего, к которому устремлены народы всего мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] См.: Шапошникова Л.В. Как это начиналось // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

[2] Шапошникова Л.В. Неземные миры земных художников // Культура и время. 2003. № 2.

[3] Рерих Н. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

[4] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.

[5] Материалы Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Резолюция // Культура и время. М.: МЦР, 2004. № 1.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 261